Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степени профприг-ти: (Климов)




1. Непригодность к профессии. Она м/б временной или непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклон. в здоровье не совместимо с данной профессией.

2. Годность к профессии. Характер. тем, что нет противопоказаний.

3. Соотв-ие чел. данной деят-ти. Характер. не только отсут-ем противопоказ-ий, но и налич. личн. кач-в кот. годны для выбора профессии.

4. Призвание. Характер. тем, что во всех осн. элем. ее стр-ры есть явные признаки соотв. чел. треб-ям деят-ти.

Общая и проф. культура практического психолога.

Область явлений профе-ой культуры психологов труда должна быть предметом специального изучения, и это особый вопрос. Здесь нам важно отметить, что во всяком случае система учебных дисциплин психологии труда должна соответствовать подлинной профессиональной культуре данной отрасли науки и соответствующей практики. Но, как мы отмечали, проф-ная культура неотделима от ее "носителя" — человека. Поэтому система учебных дисциплин должна быть ориентирована и на формирование определенного склада личности профессионала, характеризующегося единством типичных и индивидуальных особенностей, профессиональной направленностью, соотв-ми чертами характера, ума, чувств.

 

 

Ку-ра речи практ. психолога.

Культура речи психолога – это сов-ть ЗУНов, обесп. целесообраз. и незатруднён. прим-ие языка в целях общения с чел.

Культура речи – составляющая успешной деят. психолога, чья деят. направл. на общение с чел., с исслед-ем его психологич. черт и особ., с воздействием на личность.

Для психолога обязательна высокая культура речи– безупречное произношение и правильн. словоупотреб. Слушая речь, кот. отвечает общепринятым нормам. М/у психологом и его “объектом” внимания устанавлив., благодаря высокой культуре речи психолога, полный контакт. Речь психолога, не отвечающая нормам культуры речи, восприним. с трудом. Владение культурой речи психологу необх. потому, что ее этич. аспект играет существ. роль в налаживании контакта чел. данной проф-ии с людьми. Нормы этикета позволяют психологу, выстроить свое реч. общение. Влад-ие культурой речи позвол. обдум-ть не то, как сказать, а то, что сказать. Реч. этикет связан с культурой пов-ия, а псих-г – чел. образц. кул-ры.

Следование лит. норме – осн. треб. культуры речи, т.к. прежде всего правильн-ю речи обеспеч. её взаимопонимаемость её единство. А норма – это наиболее распростран., правила произносит., лексич., морфологич., синтаксич. варианты.

Культура речи хар-ся коммуникативностью. Можно говорить о коммуникативных кач-вах, как доступность, логичность, уместность, выразительность.

Третий аспект культуры речи – этический. Существует этикет общения, законы и правила общения, определяют и понятия реч. этикета.

 

Место инженерн. психологии в системе наук о труде.

Это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники.

Необходимо отметить, что инженерно-психологические ис­следования трудовой деятельности человека, деятельности, свя­занной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значи­мость в общем плане познания человека. Именно в трудовой деятельности наиболее ярко проявляются все индивидуально-пси­хологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности.

Достижение главной цели инженерной психологии осуществ­ляется, во-первых, за счет улучшения технологических харак­теристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характери­стик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отноше­ние к труду.

Конечно, трудовая активность человека стимулируется не только улучшением характеристик трудового процесса. Суще­ственную роль играют здесь социальные условия, определяю­щие все отношение человека к труду.

Общая характ-ка сис-мы «чел.-машина-среда» (СЧМС).

Сис-ма «человек—машина—среда» сост. из ЧО, машины (технич. устр-в), посредством кот. опера­тор осущ-ет труд. деят-ть, и среды, в кот. эта деят-ть осущ-ся.

Все многочисленные «СЧМС» имеют ряд общих черт. Они, как правило, являются:

1) сложными динамич. сис-ми, сост-ми из взаимод-щих эле­ментов различной природы и характеризующихся изменением во времени структуры и (или) взаимосвязей компонентов;

2) целеустремленными системами, то есть преследующими заданную цель путем изменения своего поведения при изменении внешних условий, что обусловлено вклю­чением в систему человека;

3) адаптивными системами, способными приспосабливаться к изменяющимся усло­виям работы благодаря гибкости и пластичности поведения человека и адаптивности технических звеньев системы;

4) самоорганизующимися системами, способными к уменьшению не­определенности после вывода системы из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рода возмущений, что определяется целенаправленной дея­тельностью человека.

Таким образом, все рассмотренные особенности СЧМС определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки.

Классификация СЧМС.

По целевому назначению можно выделить:

– управляющие (задачей чел. является управление машиной);

– обслуж-ие (задачей чел. является контроль сост-ия техники, поиск неисправ­ностей и их устранение);

– информационные — (обес­печ-ют поиск, накопление и получение необходимойой чел. информации);

– исследовательские — (используются при анализе тех или иных явлений, при поиске новой информации).

По характ-м чел-ого звена СЧМС делятся на:

1) моносистемы (в их состав входит один человек и одно или несколько технических устройств)

2) полиси­стемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом тех. устройств)

По характ-ам машинного звена можно выделить:

1) инструмент-ые системы (в их состав в кач-ве технич. уст-в вхо­дят инструменты и приборы);

2) простые системы (вкл. стационарное и нестационар. технич. уст-во и чел., использ. эти уст-ва);

3) системотехнич. комплексы (сложные СЧМС с кол-вом опе­р-ов, участв-им в использ. этих систем, и не полностью определ-ми связями).

По типу функц-ых связей чел. и машины СЧМС делятся на:

1) сис-мы непрерыв. взаим-ия, в кот. чел. ведет постоянный конт­роль и управл-ие движущимся объектом или технологическим процессом;

2) системы эпизодического взаимодействия, в которых контроль и управление осуществляются регулярно.

Показатели качества СЧМС.

Количественные харак-ки того или иного свойства называются по­казателями качества СЧМС.

Существует ряд показателей качества, влияющих на деятельность человека в СЧМС и в то же время зависящих от его деятельности:

1. Быстродействие — определяется временем прохожде­ния информации по замкнутому контуру СЧМС:

2. Надежность — характеризует правильность решения стоящих перед СЧМС задач.

3. Точность работы оператора — определяется степенью отклонения некоторого параметра, регулируемого или измеряемого оператором, от заданного или номиналь­ного значения.

4. Своевременность решения задачи СЧМС — оценивается вероятностью того, что задача будет решена за время, не превышающее допустимое.

5. Безопасность труда человека в СЧМС — оценивается вероятностью безопасной работы.

6.Степень автоматизации СЧМС — характе-ет относительное количество ин­формации, перерабатываемой автоматическими устройствами, и определяется по формуле.

Большое значение при анализе и оценке СЧМС имеют эргономические показате­ли — эргономичность системы, ее управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Они учитывают совокупность специфических свойств СЧМС, обеспечи­вающих возможность осуществления в ней эффективной деятельности оператора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...