Задания российской межрегиональной олимпиады по литературе
Задания для учащихся 4-6 классов (каждое задание до 10 баллов) Задание 1. Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара? Задание 2. Придумайте страшилку, которая начиналась бы со слов: «Скажи-ка дядя, ведь недаром…» Задание 3. Назовите авторов этих книг и вспомните другие их произведения: а) «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Про Веру и Анфису», «Следствие ведут колобки»; б) «Слава Ивана Козловского», «Девочка на шаре»; в) «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас». Задание 4. Соотнесите произведение с его жанром. «Уж тает снег, бегут ручьи…» Повесть «Волшебник Изумрудного города» Сказка «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Былина «Аленький цветочек» Стихотворение «Лисичкин хлеб» Скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит» Рассказ Задание 5. Назовите литературное произведение, в котором действуют следующие герои: 1. Медведь Балу, волк Акелла, удав Каа, пантера Багира. 2. Винтик, Шпунтик, Пончик, Сиропчик, Медуница. 3. Тыква, Лук-порей, Горошек, Помидор. 4. Пьеро, Артемон, Тортилла. 5. Собака Авва, попугай Карудо, Варвара. Задание 6. В какой басне есть вывод – мораль, в которой невежда «бранит науки и ученья и все учёные труды?» 1) «Свинья под дубом» 2) «Волк на псарне» 3) «Ворона и лисица» Задание 7. Отметь заголовок русской народной сказки. - «Старый дед и внучек» - «Стрекоза и муравей» - «Лиса и журавль» Задание 8. Назовите писателей-вологжан и их произведения, в которых воспевается красота северной природы. Задание 9. Учитывая фольклорные традиции, сочините загадку о компьютере. Задания для учащихся 7-8 классов (каждое задание до 10 баллов) Задание 1. В одном стихотворении Державина зашифрована одна из главных тем лирики А.С. Пушкина. Назовите стихотворения А.С. Пушкина, посвященные этой теме.
Задание 2. Назовите составителя известнейшего сборника «Народные русские сказки», разработавшего классификацию сказок, которая была принята учёными, стала международной и применяется до сих пор. Задание 3. Какую роль в этом стихотворном фрагменте играет повтор одних и тех же слов (лексический повтор)? Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок Задание 4. Дайте свое определение прекрасного (одной фразой). Прекрасная литература и прекрасное в литературе - что это такое? Что существеннее для воспроизведения добра в литературе - содержание или форма? Может ли быть прекрасным в литературе реалистическое отражение безобразных проявлений жизни? Задание 5. Считается, что стенографию придумал Цицерон. Почему же с тех времен, вплодь до средних веков ее называли не «цицеронскими», а «тирениенскими знаками»? Задание 6. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит. Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видная беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». а) Плюшкин б) Собакевич в) Манилов г) Коробочка Задание 7. Предмет изображения, объединяющий содержание произведения в единое целое называется… Задание 8. Установите соответствия: впишите в таблицу цифры, обозначающие произведения.
Задание 9. О ком идет речь в этом описании? Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, воспев в стихотворении события Отечественной войны 1812 года, любил всё таинственное и романтическое, о чём писал в своих сказках и балладах. Задание 10. Учитывая фольклорные традиции, сочините загадку о компьютере. Задания для учащихся 9-11 классов, студентов начальных и средних профессиональных учебных заведений (каждое задание до 10 баллов) Задание 1. Какая русская мера длины дала название двум сборникам стихов Марины Цветаевой? Задание 2. Каким героям, из каких произведений и каких авторов принадлежат следующие высказывания? 1) «...Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». 2) «Мы к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет..» 3) «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык, повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка!» 4) «Прощайте товарищи! ‹…› Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи?» Задание 3. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина? Задание 4. Дайте свое определение прекрасного (одной фразой). Прекрасная литература и прекрасное в литературе - что это такое? Что существеннее для воспроизведения добра в литературе - содержание или форма? Может ли быть прекрасным в литературе реалистическое отражение безобразных проявлений жизни? Задание 5. Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево? Кто она? Задание 6. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.
Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видная беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». а) Плюшкин б) Собакевич в) Манилов г) Коробочка Задание 7. Перед вами жанр средневековой японской поэзии – хокку. Внимательно прочтите стихи, следя за особенностями стихотворного размера.
Сочините хокку о природе. Обратите внимание на сопоставление внешнего и внутреннего, личного и всеобщего. Задание 8. Напишите литературоведческую статью «Псевдоним». Объём – 5-10 предложений. Не забудьте о примерах. Задание 9. Узнайте русских поэтов и писателей. Впишите их фамилии в таблицу. 1. Многие годы жизни провёл в Царском Селе; для него была придумана должность, никогда более не существовавшая; сюжеты из его капитального исторического сочинения использовали многие современники; чтение одного из его произведений определило моду на прогулки у пруда возле стен древнего московского монастыря; в его жену с юности был влюблен великий русский поэт, трогательное описание последних часов жизни которого она оставила в письме к своему сыну. 2. Этот поэт был лично знаком с Державиным и Карамзиным, дружил с Пушкиным. Его фамилия связана со старинным русским городом. Неодобрительно отозвался об «Анне Карениной». Его записные книжки — богатый источник информации и интересное чтение. 3. Первый сборник его повестей рассмешил даже наборщиков. Он подолгу жил за границей, а в конце жизни совершил паломничество ко Гробу Господню. В Москве один памятник ему поставлен к столетию со дня рождения (на нём помещены барельефы героев его произведений), второй – к столетию со дня смерти.
Задание 10. Какие персонажи чеховских пьес наделены такими привычками? Заполните таблицу.
Желаем успеха! Оргкомитет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|