Тема 4.2. Тема 4.2. Анализ производства и реализации продукции
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Объем производства и реализации являются взаимозависимыми показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Основными задачами анализа являются: - оценка выполнения плана производства и реализации продукции; - выявление факторов –изменяющих данные показатели; - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; - разработка мероприятий по использованию и внедрению выявленных резервов. Объектами анализа являются объем производства и реализации в целом и по ассортименту, качество продукции, структура производства и реализации продукции, ритмичность производства и реализации продукции. Источники информации: бизнес-план, оперативные планы-графики, отчет по продукции, отчет о прибылях и убытках и т.д. Объем производства и реализации выпускаемой продукции - определяется в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – товарная, валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции, включая незавершенное производство. Объем реализации определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Рассчитаем его по среднегеометрической:
Твп = - темп роста объема выпуска продукции;
Тпр = Тр,% - 100 – темп прироста Далее проводится оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл): К д.п. = (ОП пл – ОП н)/ ОП пл Анализ ассортимента и структуры продукции: При формировании ассортимента и структуры продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. ВПф = стоимость валовой продукции фактическая, ВПусл = - стоимость валовой продукции при фактическом объеме выпуска в натуральной оценке, но плановой структуре продукции. Тогда ВПстр = ВПф – Вусл – изменение объема валовой продукции за счет изменения структуры производства.
Анализ ритмичности работы предприятия: Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном плане. Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период. Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от нового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному). Показатель аритмичности – сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (декаду и т.д.). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В процессе анализа необходимо определить упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции: если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид: ГПн + ТП = РП +ГПк, где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции (ГП) на складах на нначало и конец периода; ТП – стоимость выпуска товарной продукции; РП – объем реализации продукции за отчетный период. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс: ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк, где ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода. Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции (ВП, РП). Их можно объединить в три группы: обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР * ГВ; РП = ЧР * ГВ * Дв, где Дв – доля реализованной продукции в общем объеме валовой продукции, ЧР – численность работников; ГВ – среднегодовая выработка одного работника. обеспеченность предприятия ОПФ и эффективность их использования: ВП = ОПФ * ФО, РП = ОПФ * ФО * Дв, где ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, ФО – фондоотдача основных производственных фондов обеспеченность предприятия сырьем и материалами и эффективность их использования: ВП = МЗ * МО, РП = МЗ * МО * Дв, где МЗ – стоимость потребленных материальных ресурсов, МО – материалоотдача.. Расчет влияния данных факторов можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа (например, способом арифметических разниц). Величина резервов роста объема производства продукции определяется по трем группам факторов: Резервы роста производства продукции за счет улучшения использования трудовых ресурсов – за счет создания дополнительных рабочих мест, за счет сокращения потерь рабочего времени, за счет повышения производительности труда. Резервы роста производства продукции за счет улучшения использования основных фондов – за счет увеличения количества оборудования, более полного использования фонда рабочего времени оборудования. Резервы роста производства продукции, связанные с улучшением использования сырья и материалов, - это дополнительное приобретение сырья и материалов, сокращение сверхплановых отходов, сокращение норм расхода на единицу продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|