Тема 4.5. Анализ финансовых результатов деятельности организации
Финансовый результат- это экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в форме прибыли или убытка, определяется как разница между доходами и расходами организации. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает, в основном, от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Анализ финансовых результатов включает: Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ); Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ); Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ); Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ). Основными задачами анализа финансовых результатов являются: Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли; Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг); Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
Анализ и оценка использования чистой прибыли; Анализ качества показателей прибыли; Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли; Анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств; Анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты. В ходе анализа рассчитываются следующие показатели: Абсолютное отклонение: Темп роста = Уровень каждого показателя относительно выручки от продажи (в %) == Изменение структуры: У = УП1 – УП0 (уровень отчетного периода – уровень базисного периода). Факторный анализ: На величину прибыли организации оказывают влияние различные факторы, по сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели. На сумму чистой прибыли влияют все показатели-факторы, определяющие ее: ЧП = В – С – КР - УР + %пол - %упл + ДрД + ПрОД – ПрОР + ВнД – ВнР –НП + ЧД – ЧР = В – выручка от продажи товаров (за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей); С – себестоимость проданных товаров; КР – коммерческие расходы; УР – управленческие расходы; %пол – проценты полученные; %упл – проценты к уплате; ДрД – доходы от участия в других организациях; ПрОД – прочие операционные доходы; ПрОр – прочие операционные расходы; ВнД – прочие внереализационные доходы; ВнР – прочие внереализационные расходы; НП – налог на прибыль; ЧД – чрезвычайные доходы; ЧР – чрезвычайные расходы. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг – в процессе данного анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня сопряженности: объема реализации продукции (ВП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Также – стоит проводить анализ: 1. Анализ внереализационных финансовых результатов. 2. Анализ рентабельности предприятия 3. Анализ качества прибыли 4. Анализ эффективности инвестиционной деятельности 5. Анализ источников финансирования инвестиционных проектов. 6. Анализ эффективности долгосрочных финансовых вложений. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации; структуры товаров, работ, услуг; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Объем реализации может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; 2. показатели, характеризующие прибыльность продаж; 3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Деловая активность характеризуется показателями: 1. окупаемости издержек производства – рентабельность производственной деятельности; 2. прибыльность продаж – рентабельность продаж; 3. доходность капитала – рентабельность капитала. Анализ точки безубыточности используют для определения: критического объема производства; запаса финансовой прочности; производственного риска; минимальной договорной цены на определенный период; прибыли. Точка безубыточности – такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получить прибыль. Точка безубыточности – нижний предел объема выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Порог рентабельности – такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыль. Запас финансовой прочности - сумма, на которую предприятие может себе позволить уменьшить выручку, не выходя из зоны прибыли. Рентабельность каждого вида продукции определяется делением маржинальной прибыли на его цену. Естественно, что в условиях ограниченности производственных возможностей при достаточно высоком спросе при формировании производственной программы предпочтение следует отдавать изготовлению наиболее рентабельной продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|