Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4.3. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции




Снижение себестоимости и расходов в любой организации – основное направление управленческих решений. Необходимо различать понятия себестоимости, расходов, затрат.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежном измерении расходы предприятия (за определенный период времени) на изготовление продукции, находящейся на различных стадиях готовности: в незавершенном производстве, на складе готовой продукции, отгруженной на данный период покупателю. Различают общую себестоимость продукции и себестоимость единицы продукции. Чем выше производственные затраты, тем выше себестоимость. Себестоимость – это расходы на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя.

Расходами организации - признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации. При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

цеховую себестоимость, которая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;

производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;

полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Классификация затрат:

По экономическим элементам:

материальные затраты (сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.),

затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (командировочные расходы, расходы по рекламе, арендная плата и т.д.)

По статьям калькуляции себестоимости:

сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, возвратные отходы, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, проценты по кредитам банка, расходы на рекламу, прочие производственные расходы.

По способу отнесения на себестоимость продукта:

прямые, связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих). Они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции. Косвенные, связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объекты калькуляции методом распределения пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.п.). К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

По способу отражения в бухгалтерском учете: явные или неявные (имплицитные)

По отношению к объему производства: постоянные расходы и переменные расходы.

Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости.

Анализ затрат на рубль товарной продукции:

Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат. Сумма постоянных и переменных затрат - зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией. Чтобы установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

Также – стоит проводить анализ прямых материальных затрат, анализ прямых трудовых затрат, например, трудоемкость продукции и уровень оплаты труда зависят от внедрения новой, прогрессивной техники и технологии, механизации и автоматизации производства, организации труда, квалификации работников и т.д., анализ косвенных затрат (анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат.

Например, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают в себя амортизацию машин и технологического оборудования, затраты на их ремонт, эксплуатацию, расходы по внутризаводскому перемещению грузов. Для пересчета плановых затрат (Зпл) на фактический выпуск продукции (Зск): Зск = Зпл * (100 + ТП%*Кз)\100, где Кз –коэффициент зависимости затрат от объема производства продукции.

В итоге – необходимо выяснить причины относительного перерасхода или экономии средств по каждой статье затрат (общая сумма амортизации, удельная амортизация на единицу продукции, величина эксплуатационных расходов, затраты на капитальный, текущий и профилактический ремонт, сумма расходов по внутреннему перемещению грузов).

Правильный, глубокий анализ себестоимости имеет огромное значение для выявления внутренних резервов по ее снижению, которые необходим использовать. Зная структуру себестоимости, можно определить, каким является производство: материалоемким; трудоемким; энергоемким; капиталоемким; фондоемким.

Структура себестоимости дает возможность определить направления снижения затрат, а следовательно, выявить резервы роста прибыли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...