Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Решение вопросов организационного характера, касающиеся особенностей применения общесистемных требований в отдельных отраслях, возможно передать на уровень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (с учетом структуры и компетенции конкретного федерального органа исполнительной власти, видов нормативных правовых актов и внутренних документов этого органа власти, объема и характера взаимосвязей между федеральным органом исполнительной власти, другими органами государственной власти и организациями). Состав предметов правового регулирования (с учетом общесистемных правил ИПД РФ): · определение состава выделенных подведомственных организаций для выполнения функций Операторов ИПД, порядки обеспечения их деятельности и их отраслевые функции в сфере ИПД РФ, утверждение положений о соответствующих Операторах ИПД, делегирование ряда правомочий владельца информационных ресурсов; · порядки обеспечения совместимости и предоставления данных, содержащихся в подведомственных информационных системах; · порядки использования информации, обращаемой в ИПД РФ в интересах подведомственной отрасли; · отраслевые мониторинг и отчетность для целей ИПД РФ. Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти о порядке применения Основных требований, приятыми совместно с Минэкономразвития России, также могут быть предусмотрены правила непосредственного (в том числе автоматизированного) включения информации в ФФПД из подведомственных им ФГИС, а также получения данных из ФФПД с учетом соблюдения необходимых режимов доступа к объектам информационного обмена.
2.5.2. Техническое регулирование. Формирование системы национальной стандартизации в предметной области ИПД РФ Предметная область технического регулирования в сфере ИПД РФ определяется через объекты технического регулирования (ОТР). ОТР являются процессы и результаты учетной, геодезической, картографической и информационной деятельности, которые обеспечивают посредством топографических карт и планов, иных пространственных моделей и пространственных данных, а также их метаданных единую измерительную и информационную основу для пространственной привязки и характеристики объектов окружающей среды и принятия решений на различных уровнях государственной власти и управления, а также в иных интересах различных пользователей – граждан и организаций. Пространственные данные и геосервисы для обеспечения безопасного и эффективного их использования должны соответствовать двум группам требований, обеспечивающим: единство измерений и соответствие их параметров предназначенным способам использования в качестве продукции и оказываемых услуг. Непосредственно единство измерений в области геодезии и картографии обеспечивается, в том числе, через установление единых государственных систем координат, высот, гравиметрических измерений, а также масштабного ряда государственных топографических карт и планов, определение порядка установления местных систем координат. Основными критериями качества пространственных данных являются: актуальность, достоверность, точность и полнота. При этом пространственные данные и процессы их обращения в ИПД РФ должны отвечать требованиям интероперабельности. Реализация совокупности этих требований и определяет основу построения системы технического регулирования в ИПД РФ. Системность предметной сферы в аспекте технического регулирования обеспечивается реализацией единого подхода к упорядочиванию ОТР, а также заданию обязательных и добровольных требований.
С учетом положений ФЗ «О техническом регулировании», на основе результатов анализа существующих обязательных и добровольных требований, оценки необходимости их актуализации и гармонизации, а также действующих форм их подтверждения реализация системы технического регулирования предполагается посредством: · разработки и введения в действие в порядке, установленном законодательством РФ, технического регламента в сфере геодезии и картографии и инфраструктуры пространственных данных (в случае согласования целесообразности); · развития комплекса документов, составляющих систему стандартизации в области геоинформатики и ИПД РФ, включающего национальные стандарты, своды правил и стандарты организаций (Операторов ИПД), принятие их к добровольному исполнению субъектами деятельности, связанной с ИПД РФ. К основным задачам для достижения целей стандартизации следует отнести: · приоритетность разработки стандартов для обеспечения соблюдения требований на базовые пространственные данные; · установление в стандартах только таких требований, которые обеспечат достижение необходимого уровня безопасности и качества базовых пространственных данных при их соблюдении производителями на добровольной основе; · обеспечение соответствия уровня национальных стандартов интересам национальной экономики и международным нормам и правилам; · создание прозрачных и открытых для участия заинтересованных лиц процедур разработки стандартов; · повышение уровня гармонизации национальных и международных стандартов. Предметная область стандартизации в сфере инфраструктур пространственных данных должна распространяться на следующие виды стандартов: · стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические); · стандарты на термины и определения в области пространственных данных; · управление эксплуатацией информационных систем ИПД РФ; · технические требования к пространственным (включая базовые пространственные) данным и их метаданным; · информационные и геоинформационные технологии, обеспечивающие создание, обновление, ведение, хранение баз пространственных (включая базовые пространственные) данных и их метаданных, интегрирование этих данных и совместный доступ к ним;
· услуги, связанные с предоставлением пространственных данных пользователям; · методы контроля (испытаний, измерений, анализа) продукции, содержащей пространственные данные, процессов её создания, хранения и предоставления для использования. При этом рекомендуется учитывать следующие условия: · необходимость разработки технического регламента должна быть подтверждена решением Совета по геодезии, картографии и развитию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; · приоритетность актуализации, формирования и гармонизации технических требований и рекомендаций определяется не только интересами непосредственно отрасли геодезии и картографии, но в большей степени ситуацией в смежных отраслях и в государстве в целом, определяемой поставленными задачами по созданию «электронного правительства» в рамках государственной программы «Информационное общество»; · стандартизацию пространственных данных и процессов их создания, обеспечивающую установление современных технических требований и рекомендаций по критериям их актуальности, достоверности, точности и полноты, целесообразнее выполнять в рамках технического комитета ТК 404 «Геодезия и картография»; · стандартизацию пространственных данных и процессов их обращения в ИПД РФ, а также геосервисов, обеспечивающую установление современных технических требований и рекомендаций по критерию интероперабельности, целесообразнее выполнять в рамках технического комитета ТК 394 «Географическая информация/геоматика». Принципы работ по стандартизации в указанных технических комитетах существенно различаются. В ТК 404 стандартизация представляет собой, в основном, процесс фиксации и кодификации состояния «статуса-кво», достигнутого технологией. За пределами стандартизации традиционных методов картографо-геодезической деятельности оказываются новые или неизвестные технологии и сферы применения, требующие выхода за рамки сложившегося процесса в силу ускоряющейся информатизации всех сфер жизни общества. В связи с этим стандартизация в ТК 394 в большей степени должна носить опережающий характер и всесторонне определять требования и воплощение новых и перспективных технологий, не мешая разработкам и не оказывая давления на них.
ИПД опирается на стандарты и спецификации в области географической информации и информационных технологий, ряд из которых уже имеют силу. Однако существует потребность систематически проводить оценку этих стандартов и определять, являются ли эти стандарты достаточно точными и однозначными с тем, чтобы их соблюдение гарантировало совместимость и соответствовало требованиям ИПД в Российской Федерации. Из 14 национальных стандартов, разработанных ТК 394, следующие 10 стандартов следует отнести к инфраструктурным, подлежащим к применению при формировании ИПД РФ с учетом возможной необходимости их актуализации: ГОСТ Р 52155-2003 Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные. Общие технические требования; ГОСТ Р ИСО 19105-2003 Географическая информация. Соответствие и тестирование; ГОСТ Р ИСО 19113-2003 Географическая информация. Принципы оценки качества; ГОСТ Р 52438-2005 Географические информационные системы. Термины и определения; ГОСТ Р 52439-2005 Модели местности цифровые. Каталог объектов местности. Требования к составу; ГОСТ Р 52440-2005 Модели местности цифровые. Общие требования; ГОСТ Р 52571-2006 Географические информационные системы. Совместимость пространственных данных. Общие требования; ГОСТ Р 52572-2006 Географические информационные системы. Координатная основа. Общие требования; ГОСТ Р 52573-2006 Географическая информация. Метаданные; ГОСТ Р 53339-2009 Данные пространственные базовые. Общие требования. Из вышеуказанных стандартов лишь два являются адаптированными к соответствующим стандартам ИСО (ГОСТ Р ИСО 19105-2003, 19113-2003) и лишь один ГОСТ Р 52573-2006 – является национальным профилем стандарта ИСО ISO19115:2003 Geographic information – Metadata. В области создания метаданных, пространственных данных и сервисов в особенности актуальны стандартизованные правила ISO (International Organization for Standardization), а также правила и рекомендации спецификаций консорциума OGC (Open Geospatial Consortium [OGC]). Стандарты ISO серии 191xx являются основополагающими правилами для метаданных, пространственных данных и сервисов, в то время как спецификации OGC скорее представляют собой практические руководства для WEB-сервисов в сфере геоинформатики. Кроме того, при осуществлении инициатив по созданию электронного правительства во внимание принимаются основополагающие стандарты консорциума W3C в области Интернет-коммуникаций, предписания SAGA (Стандарты и архитектуры приложений для электронного правительства) и XML (языка схематических описаний).
Общий порядок применения международных стандартов в Российской Федерации регламентирован основополагающими нормативными документами национальной системы стандартизации, устанавливающими: · прямое применение международных стандартов в Российской федерации, применяемое, как правило, для стандартов на продукцию, условия договоров на экспорт (импорт) которой содержат ссылки на применение тех или иных международных стандартов; · косвенное применение международных стандартов в национальных стандартах Российской Федерации, осуществляемое следующими методами: а) утверждением национального стандарта, идентичного соответствующему международному стандарту, основанного на непосредственном использовании текста оригинала (без технических отклонений и без изменения структуры) опубликованного международного стандарта, дополненного национальной обложкой (метод обложки), при одновременном соблюдении следующих условий: – международный стандарт разработан международной организацией, членом которой является Российская Федерация, и имеется оригинал русской версии этого стандарта, опубликованный международной организацией; – международный стандарт полностью удовлетворяет потребностям экономики Российской Федерации, и Российская Федерация проголосовала положительно на этапе одобрения этого стандарта; – в международном стандарте отсутствуют ссылки на другие международные стандарты, не принятые в национальных стандартах; б) утверждением национального стандарта Российской Федерации, идентичного соответствующему международному стандарту, представляющего собой аутентичный перевод на русский язык этого международного стандарта без изменения его структуры и технического содержания (метод переиздания в виде аутентичного перевода). В этом случае допускается вносить в национальный стандарт редакционные изменения по отношению к международному стандарту, основными из которых являются изменение наименования международного стандарта в целях увязки с действующими в Российской Федерации национальными стандартами, включение любого национального информационного материала (информационные приложения), не изменяющего, не дополняющего и не исключающего положений международного стандарта и др. При этом, все дополнения и изменения, внесенные в национальный стандарт по отношению к соответствующему международному стандарту, должны быть идентифицированы; в) утверждением национального стандарта, модифицированного по отношению к международному стандарту, представляющего собой аутентичный перевод соответствующего международного стандарта, с внесением (исключением) в него дополнительных требований и изменений, отражающих потребности экономики Российской Федерации. Модификацию национального стандарта по отношению к соответствующему международному стандарту осуществляют в случае необходимости: – установления в нем более жестких требований; дополнения его новыми положениями, требованиями, показателями и (или) их значениями; исключения из него отдельных структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений); изменения его структуры. Все дополнения и изменения, внесенные в национальный стандарт по отношению к соответствующему международному стандарту, должны быть идентифицированы с объяснением причин их внесения; г) использованием перевода соответствующего международного стандарта (с изменением его технического содержания и структуры) в качестве основы для разработки национального стандарта. Этот метод применяется в случае, если в интересах экономики Российской Федерации международный стандарт нецелесообразно принимать в национальном стандарте, идентичном или модифицированном по отношению к нему. В этом случае в разрабатываемый национальный стандарт могут быть включены: · полный перевод международного стандарта, но с существенным изменением его структуры и (или) технического содержания, которые невозможно или нецелесообразно идентифицировать; · меньшая часть перевода международного стандарта (с соблюдением или без соблюдения аутентичности). Разработанный таким образом национальный стандарт является неэквивалентным соответствующему международному стандарту. В результате анализа способов применения комплекса международных стандартов серии 19100 «Географическая информация» в Российской Федерации выявлено следующее. Прямое применение международных стандартов исключается по причине отсутствия экспорта (импорта) продукции, являющейся объектом стандартизации, а косвенное применение (метод, описанный в п.а)) – ввиду отсутствия в Российской Федерации оригиналов русской версии стандартов, опубликованных ISO. Для использования международных стандартов в Российской Федерации предлагается порядок, основанный на косвенном применении международных стандартов, при этом наиболее приемлемы методы в) и г) по причинам, указанным в анализе международных стандартов серии 19100 (раздел 4 настоящего Отчета). Выбор способа косвенного применения международного стандарта целесообразно осуществлять на этапе анализа конкретного международного стандарта, планируемого для использования в качестве основы разработки национального стандарта. Наиболее важным направлением работ должна стать адаптация в национальную систему технического регулирования ИПД РФ стандартов ISO/TC 211 и OGC. Стандарты ISO Уникальная особенность ISO/TC 211 (в сравнении с работавшими ранее техническими комитетами ISO) состоит в том, что он реализует программу работ, в которой предусматривается одновременная подготовка единого комплекса стандартов пространственных данных абстрактного уровня. Тщательно проработанный комплекс интегрированных стандартов ISO/TC 211 в целом направлен на обеспечение интероперабельности данных и геосервисов. Чтобы достичь большей эффективности, реализуется упреждающая координация стандартов как абстрактного уровня (разрабатываемых а рамках ISO/TC 211), так и уровня реализации (разрабатываемых в рамках OGC). Такого рода координация и кооперация приводят к появлению стандартов, которые в большей степени соответствуют потребностям государственных и независимых пользователей, и одновременно служат в качестве «дорожной карты» для всех заинтересованных участников работ в сфере ИПД. При этом рекомендуется соблюсти преемственность группировки, структурообразующих и содержательных свойств перечисленных ниже стандартов. Стандарты ИСО серии 19100 сгруппированы в следующие комплексы стандартов: а) определяющие инфраструктуру стандартизации в сфере пространственных данных; б) описывающие модели данных для пространственных данных; в) описывающие управление пространственными данными; г) описывающие геосервисы пространственных данных; д) описывающие кодирование пространственных данных; е) для специфических тематических областей. Набор стандартов группы а) разрабатывался с целью формирования инфраструктуры для стандартизации в сфере пространственных данных и включает 5 действующих стандартов: 19101, 19103, 19104,19105, 19106: ISO 19101 описывает предметную область, в которой осуществляется деятельность по стандартизации пространственных данных. ISO 19103 определяет язык концептуальных схем, выбранный для представления пространственных данных, а также содержит описание использования этого языка. ISO 19104 описывает методику определения терминов, необходимых в сфере географической информации. ISO 19105 определяет общие принципы для описания степени соответствия пространственных данных и геосервисов стандартам комитета ISO/TC 211. ISO 19106 специфицирует методы структурирования профилей стандартов ISO/TC 211. Набор стандартов группы б) основывается на эталонной модели предметной области из ISO 19101 и включает в свой состав 6 действующих стандартов: 19107,19108, 19109, 19123, 19137, 19141. Эта группа представляет собой совокупность абстрактных концептуальных схем для описания основных компонентов пространственных объектов как элементов предметной области. ISO 19107 специфицирует UML-классы, представляющие пространственные характеристики пространственных объектов в виде композитов геометрических и/или топологических примитивов. ISO 19108 выполняет аналогичные функции по отношению к временным (хронологическим) характеристикам пространственных объектов, а также специфицирует классы, описывающие соответствующие системы хронологических ссылок. ISO 19109 определяет общую модель пространственных объектов, позволяющую объединить эти компоненты в пространственные объекты, и содержит правила выполнения этой процедуры в схеме приложения. ISO 19123 содержит схему альтернативного представления пространственной информации в виде покрытия, когда непространственные атрибуты присваиваются непосредственно геометрическим объектам, а не пространственным объектам, которые содержат такие объекты. ISO 19137 представляет профиль стандарта ISO 19107, который ограничивается описанием пространственных объектов как простых геометрических примитивов размерности 0, 1 или 2. ISO 19141 расширяет стандарт ISO 19107, обеспечивая описание движущихся геометрических объектов. Набор стандартов группы в) также основан на эталонной модели предметной области из ISO 19101 и включает в свой состав 10 действующих стандартов: 19110, 19111, 19112, 19113, 19114, 19115, 19127, 19131, 19135, 19138. Но, в отличие от стандартов моделирования данных из группы б), которые сфокусированы на отдельных пространственных объектах и их характеристиках, эти стандарты сосредоточены на описании наборов данных, содержащих информацию об одном или (гораздо чаще) о множестве экземпляров пространственных объектов. ISO 19110 определяет методологию разработки каталогов, которые содержат определения типов пространственных объектов и типов их свойств, включая, атрибуты, ассоциации и операции пространственных объектов. Пространственные данные включают пространственные ссылки, которые связывают пространственные объекты, представленные в структурах данных, с позициями в реальном мире. Пространственные ссылки делятся на две категории: ссылки с использованием координат и ссылки на основе географических идентификаторов. ISO 19111 предоставляет схему описания опорных систем координат, используемых для привязки позиции геометрических примитивов к земной поверхности или другому объекту. ISO 19112 содержит общую модель пространственной привязки (позиционирования) с помощью географических идентификаторов, а также для определения компонент системы пространственных ссылок и основных компонент каталога географических идентификаторов (газеттира). ISO 19113 определяет ряд принципов описания и составления отчетов о качестве пространственных данных. ISO 19114 специфицирует набор процедур оценки и представления качества пространственных данных. ISO 19115 содержит схему и определяет набор элементов метаданных для описания содержания набора пространственных данных. ISO 19131 описывает требования к назначению характеристик, которыми должен обладать набор пространственных данных. ISO 19135 определяет процедуры, в соответствии с которыми следует создавать и вести реестры идентификаторов и определений, присваиваемых элементам пространственных данных. ISO 19127 применяет принципы из ISO 19111 и ISO 19135, определяя правила заполнения и сопровождения реестров геодезических кодов и параметров. ISO 19138, расширяя ISO 19113, определяет набор мер качества данных, структурированных таким образом, чтобы их можно было сопровождать в реестре, соответствующем стандарту ISO 19135. Набор стандартов группы г) использует для поддержки спецификации сервисов пространственных данных, эталонную модель архитектуры из ISO 19101 и включает в свой состав 9 действующих стандартов: 19116, 19117, 19119, 19125-1, 19125-2, 19128, 19132, 19133, 19134. ISO 19116 определяет интерфейс между устройствами, предоставляющими позиционную информацию - и устройствами, которые эту информацию используют. ISO 19117 содержит схему для назначения символов и отображения их на схему приложения. ISO 19119 расширяет эталонную модель архитектуры, предоставляя базис для спецификации отдельных сервисов географической информации. ISO 19125-1 описывает общую архитектуру, обеспечивающую доступ к информации о пространственных объектах с простой геометрией. ISO 19125-2 определяет реализацию на языке структурированных запросов (SQL) из ISO 19125-1. ISO 19128 определяет набор интерфейсов для создания наборов данных (карт) с поддержкой пространственных ссылок - на базе пространственных данных, доступных в Интернет. ISO 19132 содержит эталонную модель и общую схему функционирования позиционно- базированных сервисов. ISO 19133 содержит схему описания данных и сервисов, необходимых для сопровождения (слежения) и навигации мобильных клиентов. ISO 19134 расширяет ISO 19133, регулируя поддержку мобильных клиентов, которые на пути к пункту назначения используют два или несколько режимов доставки. Набор стандартов группы д) включает 4 стандарта кодирования, необходимых для поддержки обмена пространственными данными между информационными системами: 19118, 19136 и 19139, а также стандарт 6709. ISO 19118 предоставляет модель кодирования на основе правил для тех данных, которые согласованы со схемой приложения. ISO 19136 определяет XML-кодировки (с учетом требований ISO 19118) некоторых концептуальных классов из международных стандартов серии ISO 19100. ISO 19139 определяет кодирование на диалекте Geographic MetaData XML (gmd, XML для метаданных пространственных данных), который представляет собой реализацию на XML schema, учитывающую требования стандартов ISO 19115 и ISO 19118. ISO 6709 определяет представление координат, используемых для описания местоположения точек. Набор стандартов группы е) включает в настоящее время 2 действующих стандарта, поддерживающих специфические тематические области приложений: 19101-2, 19115-2. Одна из таких областей, в которой создаются стандарты, относится к материалам и данным съемки (изображениям). ISO 19101-2 расширяет первую часть ISO 19101, специфицируя эталонную модель для стандартизации в области обработки изображений. ISO 19115-2 расширяет ISO 19115, добавляя ещё 138 элементов метаданных для описания наборов данных фотосъемки. Другие тематические области, для которых ведется разработка или рассматривается создание стандартов: классификация объектов землепользования, кадастр и системы адресации. Таким образом, основной задачей по стандартизации в области ИПД РФ являются: · поэтапная адаптация всего комплекса действующих международных стандартов серии 19100, разработанных ISO/TC 211, и принятие их в качестве национальных стандартов в форме идентичных или модифицированных стандартов; · непосредственное использование при формировании ИПД РФ необходимых «стандартов реализации», разрабатываемых OGC. Первоочередными для адаптации и актуализации стандартами абстрактного уровня (ISO/TC 211), являются следующие (с учетом наличия действующих ГОСТ Р ИСО 19105-2003; ГОСТ Р ИСО 19113-2003; ГОСТ Р 52573-2006): · ISO 19103:2005 Географическая информация - язык концептуальных схем; · ISO 19104:2008 Географическая информация - терминология; · ISO 19107:2003 Географическая информация – пространственная схема; · ISO 19108:2002 Географическая информация – временнáя схема; · ISO 19109:2005 Географическая информация - правила для схемы приложения; · ISO 19110:2005 Географическая информация - методология каталогизации пространственных объектов; · ISO 19111:2007 Географическая информация – пространственная привязка с помощью координат; · ISO 19112:2003 Географическая информация. Привязка в пространстве по географическим идентификаторам; · ISO 19115:2003 Географическая информация – метаданные; · ISO 19115-2:2008 Географическая информация - метаданные - часть 2: Расширения для снимков и сеточных данных; · ISO 19117:2005 Географическая информация – представление данных в виде изображений · ISO 19118:2011 Географическая информация – Кодирование; · ISO 19119:2005 Географическая информация – сервисы; · ISO 19119:2005/Amd 1:2008 Географическая информация. Сервисы. Изменение 1. Расширения модели метаданных для сервисов; · ISO/TR 19122:2004 Географическая информация/Геоматика. Квалификация и сертификация персонала; · ISO 19125-1:2005 Географическая информация – Доступ к простым объектам” – Часть 1: Общая архитектура · ISO 19125-2 Географических информация – Доступ к простым объектам – Часть 2: SQL-опция · ISO 19126:2009 Географическая информация – Профиль – Словарь данных FACC (Feature Attribute Coding Catalogue – Каталога кодирования атрибутов объектов) · ISO/TS 19127:2005 Географическая информация – Геодезические коды и параметры · ISO 19128:2005 Географическая информация – Интерфейс картографического веб-сервера · ISO 19131:2007 Географическая информация – Спецификация информационного продукта · ISO 19135:2005 Географическая информация – Порядок регистрации элементов географической информации. · ISO 19136:2007 Географическая информация - географический язык разметки; · ISO 19139:2007 Географическая информация - метаданные - реализация через XML schema; · ISO 19142:2010 Географическая информация – Веб-услуга объектов (WFS); · ISO 19143:2010 “Географическая информация – Кодирование фильтра. Вторая очередь национальной стандартизации в сфере ИПД РФ состоит в адаптации в качестве национальных стандартов всех действующих стандартов ИСО серии 19100, не включенных в первую очередь стандартизации. Стандарты третьей очереди стандартизации необходимо разрабатывать совместно с ISO/TC 211, включив представителей сообщества ТК-394 в рабочие группы подкомитетов ISO/TC 211. Во внимание также принимаются основополагающие стандарты консорциума W3C в области Интернет-коммуникаций, предписания SAGA (Стандарты и архитектуры приложений для электронного правительства) и XML.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|