Категории режимов доступа к объектам информационного обеспечения
Подлежащие опубликованию данные должны быть разделены посредством отнесения к одной из категорий доступа. Для целей информационного обеспечения в ИПД РФ, в соответствии с ограничениями, наложенными на законных основаниях поставщиками и владельцами материалов и данных, устанавливаются следующие основные категории режимов доступа пользователей к объектам информационного обеспечения, которые должные поддерживаться функциональностью соответствующих сервисов: 1) свободный доступ – режим использования общедоступных материалов и данных, при котором право доступа имеет неограниченный круг лиц без их идентификации, а определенные для данного режима материалы и данные предоставляются на безвозмездной основе и могут использоваться любыми лицами в любых целях и любыми способами по их усмотрению; 2) неограниченный доступ за плату – режим использования разрешенных для открытого опубликования материалов и данных, при котором право доступа имеет неограниченный круг лиц с их идентификацией, а определенные для данного режима материалы и данные предоставляются на возмездной основе свободно за плату (как правило, в размере, обеспечивающем компенсацию понесенных издержек), и с момента оплаты могут использоваться любыми лицами в любых целях и любыми способами по их усмотрению; 3) лицензируемый доступ - режим использования разрешенных для открытого опубликования материалов и данных, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, при котором право доступа имеют все пользователи с их идентификацией и на тех условиях, которые разрешены правообладателями или иными распорядителями исключительных прав, а их использование может осуществляться только на основании лицензионного договора, подлежащего заключению до момента предоставления;
4) ограниченный доступ - режим использования материалов и данных, доступ к которым с использованием определенных видов геосервисов ограничен на законных основаниях, и при котором право доступа имеют в установленном порядке только определенные категории пользователей или конкретно определенные пользователи с их идентификацией и при соблюдении установленных требований. К режиму закрытого доступа в части, не противоречащей его правилам, и в соответствующих случаях применяются правила, связанные с безвозмездными или возмездными условиями и лицензируемого доступа, на основании которых данный режим доступа подразделяется на: · ограниченный безвозмездный доступ;
· ограниченный лицензируемый доступ. Применение любых установленных режимов использования в ИПД РФ информации и продукции должно осуществляться при соблюдении следующих общих для них правил. Предоставление доступа осуществляется в соответствии с требованиями по защите информации, утвержденными в пределах своей компетенции полномочными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в отношении общих и соответствующих категориям доступа регламентированных процедур, применяемых мер и средств. Для регулирования межведомственного и межрегионального информационного обмена соответствующими взаимодействующими органами государственной власти и органами местного самоуправления могут устанавливаться двухсторонние регламенты и взаимные обязательства участников информационного обмена, обязательные для исполнения, в том числе Операторами ИПД, подведомственными сторонам соглашения. Регламенты и обязательства информационного взаимодействия и использования информации, должны включать:
· порядок и условия передачи информации по регламенту или соглашению; · технические требования к информационному обмену и защите информации, в том числе к стандартизованным информационно-коммуникационным схемам, протоколам и отчетам информационного взаимодействия; · условия использования результатов интеллектуальной деятельности на основе разрешений, предоставленных правообладателями и применение порядка цифрового управления правами (требования к формированию указанного порядка изложены в п.п. 2.4.4 Системного проекта). Метаданные в ИПД РФ и сервисы поиска данных должны находиться в свободном доступе, за исключением тех метаданных, для которых на основании федеральных законов установлены ограничения в отношении распространения информации. Вместе с тем доступ к любым метаданным и их любое использование осуществляется на безвозмездной основе. Предварительное ознакомление с данными, продукцией и их свойствами посредством интерактивного использования сервисов и средств визуализации на государственных и муниципальных геопорталах является безвозмездным. При этом данныеи сервисы должны быть подготовлены так, чтобы они были публично доступными. Если пространственные данные, не отнесенные к общедоступной свободно используемой информации, предоставляются сервисом визуализации, то это в рамках данного сервиса должно выполняться в форме, которая исключает их последующее использование, то есть должны быть заблокированы переходы в иные сервисы без наличия разрешения для реализации необходимой категории доступа. Пользователь объектов информационного обеспечения, находящихся в режимах свободного доступа не обязан мотивировать перед Оператором ИПД РФ, иным поставщиком свои потребности, а также имеет право использовать полученные материалы и данные для любых целей и любым способом без ограничения по срокам и территории использования. Однако он должен ссылаться на источник получения информации. Предоставление пользователям лицензируемого доступа осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ об интеллектуальной собственности на основании разрешений соответствующих правообладателей с обязательным заключением лицензионных договоров о предоставлении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, содержащих установленные такими правообладателями пределы разрешенного использования (как минимум в отношении территории, сроков и способов использования), размер или порядок определения вознаграждения и иные условия.
Администрирование пользователей в ИПД РФ осуществляется с целью обеспечения доступа уполномоченных лиц к ведению пространственных данных и метаданных, обеспечения доступа пользователям в соответствии с их правами использования сервисов и разделов информации, и конкретных материалов и данных; В ходе обеспечения управления правами доступа и информационной безопасности должно быть реализовано разграничение возможностей подключения пользователей к сервисам на основе стандартизированных профилей. Перечень профилей доступа, для которых устанавливаются функциональные роли, должен состоять как минимум из следующих групп. Пользователи группы «Администратор геопортала» – представитель Оператора ИПД, осуществляющего функции ведения информационной системы геопортала, выполняющий действия по настройке портала в целом. Операции загрузки/выгрузки общесистемной информации и выполняющий необходимые регламентные работы по обеспечению гарантированного функционирования геопортала. Должен иметь доступ к административному разделу и глобальным параметрам портала. Пользователи группы «Администратор прав доступа» – представитель оператора представитель Оператора ИПД, выполняющий действия по регистрации организаций-поставщиков данных, включая: · добавление новых организаций-поставщиков; · установку/изменение прав доступа организаций-поставщиков; · редактирование сведений об организациях-поставщиках; · блокирование прав доступа организаций-поставщиков в случае нарушения ими пользовательских правил и соглашений, а также по иным установленным основаниям. Пользователи группы «Администратор сервисов» должны отвечать за настройки конкретных сервисов или их групп.
Пользователи группы «Операторы данных» – представители организаций-поставщиков, выполняющие следующие действия по ведению управляемых ими информационных ресурсов: · внесение новых данных или их актуализация; · внесение новых метаданных или их актуализация; · удаление данных и внесение сведений о прекращении обслуживания данных. Пользователи группы «Модератор данных» -представитель Оператора ИПД, осуществляющего функции ведения информационной системы геопортала, обеспечивающий взаимодействие с Операторами данных по вопросам предоставления и актуализации данных, осуществляющий контроль за вводом данных Операторами данных и их консультирование. Пользователи группы «Пользователи» – физические и юридические лица, заинтересованные в получении и использовании информации, и подразделяемые на подгруппы: · Неавторизованный пользователь геопортала. · Авторизованный пользователь сервиса; Неавторизованный пользователь портала должен иметь возможность осуществлять поиск по опубликованным метаданным и просматривать материалы средствами, предоставляемыми сервисами геопортала. Пользователи группы «Пользователь сервиса» должны иметь доступ к функциям предоставляемыми сервисами. Роль «Пользователь сервиса» дополнительно должна разделяться на функциональные роли в зависимости от предоставляемой сервисом функциональности. Подключение Операторов данных к сервисам осуществляется непосредственно на рабочих местах, имеющих доступ к сети Интернет. Операторы данных проходят процедуру регистрации. Регистрация Операторов данных осуществляется с целью обеспечения подтверждения их полномочий, прав их доступа к информационным разделам, и сервисам, протоколирования авторства всех операций по вводу и корректировке информации. Регистрация Оператора данных включает два этапа: · заключение Соглашения об организации информационного взаимодействия и регистрация Оператора данных в сервисах; · подключение оператора данных к сервисам. Администратор прав доступа вносит информацию об Операторе данных в соответствующие системные реестры и назначает ему соответствующие роли для выполнения всех необходимых функций. После завершения процедуры регистрации Оператор данных имеет право на осуществление разрешенных для него функций. 2.4.4. Цифровое управление правами не результаты интеллектуальной деятельности, доступ к которым предоставляется посредством ИПД РФ Наличие работоспособной подсистемы цифрового управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, доступ к которым предоставляется в сфере ИПД РФ, является строго необходимой для организации удаленного информационного обеспечения, не нарушающего законные права и интересы владельцев (правообладателей) информационных ресурсов. Таким образом, данная подсистема и её эффективность являются существенными для реализации всей ИПД РФ в целом.
Содержание задачи по созданию такой подсистемы определяется следующим. Для создания рынка, и для отдельных лиц, которые владеют исключительными правами, необходимо иметь определенный уровень гарантий «справедливого вознаграждения», так чтобы поставщики пространственных данных и связанных с ними услуг были уверены в компенсации понесенных издержек, либо в прибыльности продаж при осуществлении коммерческой деятельности, а пользователи были уверены в справедливой стоимости приобретения ресурсов (прав на их использование). В цифровом мире, из-за особенностей цифровых ресурсов и их оборота, большинство цифровых объектов не продаются в обычном смысле. Когда пользователь приобретает материалы, программы и базы данных, он фактически получает право использовать их копии. Владение не равнозначно с правами собственности, и системы лицензирования ресурсов обеспечивают следующие типы правил: · Пользователь может законно использовать ресурс, если он имеет соответствующую лицензию на такое использование. · По требованию, пользователю может быть предложено заплатить владельцу ресурса на основе нормативно установленных или согласованных критериев, будь то единовременное вознаграждение, из расчета количества мест установок, платежи за пользование или другой механизм, указанные в договоре (лицензии) между пользователем и обладателем исключительного права на ресурс или его представителем. · Пользователь соглашается с защитой исключительного права на основании договора. Это обычно означает, что он не может переделывать ресурсы, ни распространять их без соответствующего разрешения. · Владелец должен поддерживать ресурс, исправлять ошибки («bug-fix») и обеспечивать гарантированный уровень функциональности. Владелец соглашается поддерживать ресурсы и предоставлять пользователям разумный доступ к любым исправлениям, которые могут потребоваться. Уровень или степень обеспечения также указывается в пользовательском соглашении. Процедуры заключения лицензионных договоров, связанных с предоставлением прав на использование материалов и данных, должны поддерживаться таким образом, чтобы быть доступными в традиционном автономном режиме или в режиме онлайн с помощью соответствующих сервисов ИПД РФ при наличии различных функциональных возможностей, которые могут быть определены как обязательные. Включение определенного набора функциональных возможностей в функции специфицированного сервисного пакета (далее – пакет) позволяет определить: 1) интерфейсы между пакетами для обеспечения совместимости и 2) правила для каждого пакета, чтобы получить ожидаемый результат на данный запрос. Ниже приведен список возможных спецификаций для пакетов: · Модель Прав: Заключается в определение абстрактной модели прав является темой данной спецификации. Она определяет основу для разработки конкретного языка выражений в сфере цифрового управления правами на геоинформационные материалы и данные, а также другие спецификации, необходимые для создания систем управления правами, поддерживаемых инфраструктурой пространственных данных. · Язык Обозначений Прав: Этот пакет предоставляет возможности для обозначения различных видов прав использования (прав на использование определенными способами и в определенных целях) в виде машиночитаемых и машинно-процессных представлений. · Шифрование. Этот пакет включает в себя необходимые функциональные возможности для защиты от мошенничества процессов электронного документооборота при лицензировании прав и доступа к лицензируемым объектам. Во-первых, шифрование позволяет защищать лицензию, так что она не может быть изменена контрагентом для того, чтобы получить несанкционированные права. Во-вторых, шифрование полезно также для защиты цифрового геоинформационного контента от несанкционированного использования. Вариантом использования шифрования является техническая защита, когда зашифрованный файл может быть расшифрован и воспроизведен только сертифицированным программным или аппаратным устройством. Стандартные методы шифрования должны быть достаточными, и не должны зависеть от типа данных. · Доверие. Для каждого типа деловых отношений, которые осуществляются в электронном виде необходим механизм, позволяющий различать надежных и ненадежных партнеров. Один из механизмов установления доверия между субъектами в сервисно-ориентированной архитектуре может быть реализован путем добавления информации о подлинности цифрового контента, который был предоставлен между партнерами. · Проверка лицензии. Этот пакет определяет функциональные возможности, необходимые для подтверждения лицензии. Проверки лицензии должна произойти до момента реализации прав, предоставленных по лицензии. · Санкционирование и авторизация. Этот пакет определяет возможности, связанные с процессом подтверждения (проверки) прав пользователей на выполнение некоторых действий. В спецификации этого пакета представляются требования и рекомендации к функциональности программных средств, ограничивающих подключение к различным сервисам. Решение о санкционировании или отказе для конкретного запроса (и связанных с ним лицензий) основаны на результатах авторизации. · Идентификация. Основной для реализации доверия, проверки лицензии и санкционирования/авторизации является проверка, позволяющая идентифицировать лицо, от которого поступает запрос на пользование соответствующими сервисами, материалами и данными, как это предусмотрено функциональностью данного пакета. Существуют различные международные стандарты, которые определяют, как реализовать эту функцию. Цифровое управление правами является, во-первых, областью, связанной с мониторингом метаданных. Ресурсы и их владельцы связаны с описаниями (метаданными) и эти описания должны быть проверены и приведены в соответствие для процедур контроля. Метаданные ресурса – идентификационные данные и описание ресурса, а метаданные владельца – это набор лицензий, которые он имеет или ему доступны. Во-вторых, Цифровое управление правами является правоприменительной областью. Как только личность владельца и лицензии были проверены, результаты открывают этап, когда должны быть реализованы пожелания владельца принять меры по отношению к этому ресурсу. Система Цифрового управления правами контролирует сферу этих действий в степени, определенной конструкцией системы. Для полноценного формирования данной модели подлежат разработке следующие требования и рекомендации в рамках национального стандарта (название предварительное) «Модель цифрового управления правами на геоинформационные ресурсы и сервисы». Разработка данного стандарта должна осуществляться при гармонизации требований и рекомендаций с находящимся на данный момент на стадии разработки проекта стандарта ISO/DIS 19153, с учетом действующих норм гражданского законодательства Российской федерации. Структура и содержание стандартизованных требований и рекомендаций данного стандарта должны предусматривать: 1) Термины и определения цифрового управления правами. 2) Основные положения и условия реализации. 3) Модель процессов цифрового лицензирования. 4) Информационная безопасность при цифровом лицензировании. 5) Типология и модели цифровых лицензий. 6) Компоненты управления рисками. 7) Требования к метаданным лицензируемых ресурсов и сервисов. 8) Делегирование и управление. 9) Предоставление определенных типов лицензий. 10) Автоматизированный отзыв лицензии/истечение - необходимость отмены разрешений. 11) Субъекты процессов лицензирования – роли и обязанности. 12) Требования к цифровым лицензиям (стороны, разрешения, отдельные права, условия, семантика и структуры изложения). 13) Процессы документооборота и подписания лицензий, применение электронных подписей. Применение и требования указанного стандарта должны стать обязательными для всех Операторов ИПД в силу общесистемных правил и соглашений, причем обязательства о применении стандарта подлежат юридическому закреплению в соглашениях, заключенных с Росреестром или с федеральным Оператором ИПД. Применение и требования указанного стандарта должны стать обязательными для любых поставщиков и правообладателей и их представителей, давших согласие на предоставление результатов интеллектуальной деятельности в сферу ИПД РФ или любых её элементов, на основе соглашения, заключенного в форме единого документа (допускается форма электронного документа, удостоверенного электронной подписью). До введения в действие указанного национального стандарта в первоочередном порядке должны быть разработаны, утверждены и применяться временные правила аналогичного содержания. При разработке соответствующих национального стандарта и временных правил и их гармонизации с международными требованиями и рекомендациями необходимо учитывать содержание императивных норм Гражданского кодекса РФ, в частности: 1. Соблюдение концепции исключительной собственности на объекты авторского права. 2. Договорная природа отношений, связанных с предоставлением и осуществлением лицензируемых прав. 3. Соблюдение требований к заключению лицензионных договоров. К таким требованиям относятся: · идентификация сторон в договоре; · соглашение по существенным условиям договора, включая идентификацию объекта авторского права; объем и пределы разрешенного использования: срок, территория, цели и способы; условия о вознаграждении; · наличие оферты и акцепта; 4. Действительность договора между юридическими лицами, учитывая запрет дарения в отношениях между коммерческими организациями (пп.4 ст.575 ГК РФ). 5. Соблюдение письменной формы лицензионного договора (п.2 ст.1235 и п.2 ст.1286 ГК РФ). 6. Соблюдение личных неимущественных прав автора. Обращения за получением пространственных данных и прав на их использование могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». [10] Разрабатываемые и применяемые технологии электронного документооборота при оказании услуг федерального Геопортала и геосервисов ИПД РФ с учетом установленного порядка должны обеспечивать формирование, использование, обработку, хранение, прием и передачу документов в электронной форме и удостоверенных подписью, а также выполнение необходимых процедур выдачи и отзыва сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц. Также должны быть предусмотрены: · возможность управления на коллективной основе правами на материалы и данные, принадлежащими различным правообладателям. · создание прозрачной и соразмерной модели цен на федеральные объекты интеллектуальной собственности в области геодезии и картографии. 2.4.5. Информационные ресурсы ИПД РФ и базовые пространственные данные 2.4.5.1. Использование данных государственных и муниципальных информационных ресурсов и иных массивов информации Координированная деятельность Участников ИПД РФ по предоставлению пространственных данных, содержащихся в информационных и учетных системах, для их использования средствами функционирующих в ИПД РФ геопорталов и геосервисов, непосредственно обеспечивает формирование и развитие единого информационного пространства в предметной области ИПД РФ. Создание и ведение информационных ресурсов, используемых в ИПД РФ осуществляется Операторами ИПД. Через деятельность подведомственных организаций, аккредитованных в качестве Операторов ИПД Участники ИПД РФ реализуют свои обязанности и обязательства, связанные с информационным обеспечением по закрепленным направлениям и объектам информационного обмена. Выполняя основную деятельность, федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный учет объектов, имеющих правовое значение событий и действий, обеспечивающих исполнение: · разрешительных и контрольно-надзорных полномочий — учетные полномочия осуществляются в рамках регистрации, лицензирования, аккредитации, аттестации и т. п. (ведение реестров); · иных государственных полномочий, включающих в себя учет объектов, а также имеющих правовое значение событий, не связанных с получением статуса физического и юридического лица (ведение кадастров, реестров, регистров, каталогов). В состав первоочередных информационных ресурсов ИПД РФ должны входить информационные ресурсы, содержащие базовые пространственные данные, полученные в результате ведения: · Каталога пунктов государственных геодезических сетей; · Федерального картографо-геодезическкого фонда; · Государственного каталога географических названий; · Государственного кадастра недвижимости; · Федеральной информационной адресной системы; · Единого государственного реестра автомобильных дорог; · Государственного водного реестра; · Государственного лесного реестра; · Реестра морских портов Российской Федерации. Состав и содержание информационных ресурсов определяются задачами ИПД РФ обеспечивать управление (собирать, хранить, обрабатывать, предоставлять пользователям) информацией, связанной с пространственными данными и регулированием процессов её создания и обращения. Основными поставщиками обращаемой в ИПД РФ информации являются Операторы ИПД и иные организации, подведомственные органам государственной власти и органам местного самоуправления, осуществляющие сбор, обработку, использование и распространение данных и информационной продукции на постоянной основе в соответствии с возложенными на них полномочиями и функциями. Основными объектами информационного обмена в ИПД РФ являются базовые пространственные данные, к которым необходимо относить геодезическую, картографическую, геоинформационную продукцию, иные материалы и данные, отвечающие совокупности следующих критериев: 1) касаются государственной территории Российской Федерации или ее исключительных экономических зон согласно норм международного права; 2) представлены в цифровой форме; требуются для осуществления законодательно указанных задач на национальном и международном уровнях, или важны для Российской Федерации с государственной, экономической, социальной или научной точки зрения; 3) могут использоваться многократно; 4) могут быть предоставлены через геопортал в непосредственном виде или с их адаптацией; 5) имеются в наличии: · у Оператора ИПД, иной организации-поставщика и были созданы им, поступили к нему в распоряжение на законных основаниях или управляются и обновляются им; · у третьих лиц, если они правомочны распоряжаться ими и располагают необходимым техническим оснащением; 6) касаются одной или нескольких тем, изложенных в ПРИЛОЖЕНИИ 1 к Системному проекту. Состав базовых пространственных данных, их детальные спецификации и классификации, иные требования и рекомендации к содержащей БПД продукции, процессам её создания и использования регламентируются путем принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентов и стандартов. БПД подлежат обязательному предоставлению федеральному Оператору ИПД для создания системообразующей информационной среды ИПД РФ, в том числе ведения ФФПД, либо подлежат предоставлению доступа к ним средствами федерального Геопортала. По характеристике текущего состояния БПД их можно подразделить на: · унаследованные – полученные в виде и в форматах хранения, используемых у источника предоставления; · созданные – полученные или преобразованные соответствующим Оператором ИПД и полностью соответствующие требованиям к качеству, в том числе к форматам и свойствам интероперабельности; · интегрированные – созданные БПД, объединенные с аналогичными БПД в единые массивы данных, полностью соответствующие требованиям к качеству и интероперабельности. Перечень информации, обязательной для представления в сфере ИПД РФ, утверждается Правительством РФ. Необходимо, чтобы правила регулирования деятельности, связанной с созданием и развитием ИПД РФ предусматривали, что органы государственной власти при создании продукции и информационных ресурсов, содержащих БПД, а также геосервисов должны обеспечить их совместимость, а уже имеющиеся БПД в установленные сроки должны быть приведены в соответствие с предъявляемыми требованиями. Обязанность федеральных органов исполнительной власти по предоставлению пространственных данных в установленные сроки определяется нормативными правовыми актами Правительства РФ. Технические требования и рекомендации к пространственным данным и сервисам, которые должны определяться с помощью национальных и международных стандартов приводятся в разделе 3 ТЕХНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ. Важным элементом инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации должна стать открытая Единая электронная картографическая основа (ЕЭКО). Использование ЕЭКО и исходных для нее базовых пространственных данных при создании различных государственных и специальных (отраслевых) карт и планов обеспечит совместимость пространственных данных и пространственной информации в различных информационных ресурсах, а также обеспечит возможность межведомственного информационного взаимодействия при решении государственных и муниципальных задач. Кроме того, создание такой основы и обязательность ее использования сократят дублирование картографических работ, осуществляемых различными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Современным решением проблемы актуализации пространственных данных является создание Системы государственного топографического мониторинга (Системы ГТМ) на основе эффективного использования данных ДЗЗ, данных ГЛОНАСС, отраслевой тематической и справочной информации (отраслевых пространственных данных). Топографические мониторинг подразумевает постоянный сбор информации об изменениях в пространственных данных, формирование метаданных об изменениях, касающихся отдельного объекта и ведение базы метаданных. 2.4.5.2. Ведение федерального картографо-геодезического фонда и его реструктуризация для целей ИПД РФ Ключевой составляющей включения ФКГФ в предметную область ИПД РФ является его техническое переоснащение, инвентаризация имеющихся в наличии материалов и данных и реорганизация средств их хранения и предоставления в пользование с учетом существующих и перспективных форматов хранения. Предполагается, что основу централизованных объектов информационного обеспечения, должен составить федеральный фонд пространственных данных (ФФПД), формируемый в качестве раздела федерального картографо-геодезического фонда или, в случае введения в действие законодательных новелл, предлагаемых на момент разработки Системного проекта Министерством экономического развития РФ, – вместо ФКГФ. Федеральный фонд пространственных данных (ФФПД) – предусматривается в качестве национального цифрового репозитория пространственных данных, имеющих общегосударственное и межотраслевое значение. Модернизация федерального картографо-геодезического фонда должна быть осуществлена за счет формирования федеральной государственной информационной системы, одним из компонентов которой станет федеральный Геоинформационный портал, обеспечивающий: геоинформационные сервисы, доступ к разрешенным для открытого опубликования цифровым материалам и данным фонда: государственным топографическим картам и планам, государственным ортофотокартам и ортофотопланам и др. с помощью сети Интернет и корпоративных сетей. Основными направлениями модернизации ФКГФ с учетом задач информационного обмена в сфере ИПД РФ должны стать: · создание разрешенных для открытого опубликования метаданных материалов и данных фонда; · создание подсистемы СУБД, обеспечивающей хранение и управление цифровыми материалами и данными, содержащимися в фонде; · создание подсистемы подготовки электронных публикаций на федеральном Геопортале; · создание подсистемы электронного взаимодействия с пользователями, поддерживающую процессы электронного документооборота, связанного с предоставлением в пользование материалов и данных и прав на их использование; · создание подсистемы цифрового топографического мониторинга и поддержания в актуальном состоянии Единой электронной картографической основы Российской Федерации. Открытость, сопоставимость формируемых и находящихся на хранении материалов и данных фонда, взаимность обмена информацией, бесплатность предоставления информации для нужд федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – основные принципы которые обеспечат информационное взаимодействие ФКГФ с ИПД РФ в рамках законодательства Российской Федерации. Информационное взаимодействие должно обеспечивать оперативность и полноту обмена пространственными данными на основе использования единой системы классификации и кодирования информации. Для концентрации в федеральном фонде пространственных данных необходимо определить цифровые материалы и данные, отнесенные к пространственной информации федерального и межотраслевого назначения, подлежащей длительному хранению и предоставлению пользователям, в том числе: · базовые пространственные данные; · государственные цифровые карты и планы установленных масштабов и электронные картографические основы; · актуальные сведения федеральных каталогов и реестров, содержащие данные о географических объектах и явлениях, используемые для создания государственных картографических материалов; · метаданные объектов хранения ФФПД, а также централизованные метаданные о пространственных данных и геосервисах, предоставляемых информационными системами, интегрированными в ИПД РФ. · системные реестры, содержащие сведения о сетевых и вспомогательных сервисах и приложениях, используемых в ИПД РФ. Состав БПД, подлежащих обязательному предоставлению для включения в ФФПД подлежит установлению на основании закона и нормативных правовых актов Правительства РФ. Виды иной информации, обязательной для представления в федеральный фонд пространственных данных, определяются Правительством РФ, либо в рамках соглашений между Минэкономразвития России с одной стороны и другими Участниками ИПД РФ – с другой стороны. Вместе с тем, в случае обособления ФФПД от ФГКФ, необходимо, чтобы Минэкономразвития России обладало полномочиями на утверждение порядков предоставления пользователям информации из ФФПД с учетом необходимости соблюдения определенных внутренних для ФФПД режимных требований, инфраструктурных режимов и схем доступа и условиями обслуживания пользователей. Данные, которые предназначены для включения в ФФПД, должны соответствовать установленным требованиям качества с применением регламентированных процедур оценки соответствия. Необходимо, чтобы материалы и данные для концентрации в ФФПД подлежали предоставлению: · федеральными органами исполнительной власти, а также · в отношении региональных БПД, соответствующих критериям их состава, – в договорном порядке после согласования с владельцами данных – органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрешений на их использование, правил их предоставления, а также поддержания их качества и актуальности; · в отношении метаданных – в обязательном порядке для всех вышеперечисленных субъектов. Если прочие организации-поставщики подготовили свои пространственные данные и метаданные согласно положениям ИПД РФ, то эти данные по их заявлению должны подлежать включению в ФФПД, при условии, что они дополнительно сопровождены разрешениями указанных владельцев на их использование в определенных такими разрешениями объемах прав и пределах. Последующее создание БПД, геодезической и картографической продукции должно происходить с обязательным учетом накопленного содержания ФФПД для исключения повторных расходов. Для данных целей рекомендуется обязать федеральные органы исполнительной власти при размещении госзаказа на создание геодезической и картографической продукции применять процедуры анализа наличия возможных исходных материалов и данных в ФФПД, достаточности их качества и актуальности, и устанавливать требования об их использовании при выполнении гос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|