Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективная организационная схема ведения ФКГФ




Поскольку ФКГФ из архива превращается в «живую» информационную систему, то принципиально должна измениться организационная и финансовая схема ведения фонда. Единственно надежная возможность обеспечить постоянную качественную актуализацию пространственных данных — передача полномочий по ведению всех федеральных пространственных баз данных государственному учреждению с выделением специальной статьи постоянных бюджетных расходов. При подготовке положения о данном учреждении необходимо определить виды и объем пространственных данных, обслуживаемых данным учреждением в рамках выделяемого ему бюджета. Одновременно с этим определить те пространственные данные, закупка, создание и обновление которых будет выполняться путем размещения заказов на рынке. При этом данное учреждение может быть уполномочено размещать эти заказы и принимать работу. К видам данных и работ, размещаемых на рынке, могут быть отнесены только те, которые связаны с созданием первичных (сырых) данных и которые можно проверить, как правило, в камеральных условиях, например:

· закупка материалов ДЗЗ

· создание ортофотопланов

· выполнение всех полевых работ (координирование, дешифрирование, обследование и т.п.)

· обновление векторных моделей данных по ортофотопланам

· составление различных картографических моделей (тематические, географические карты и т.п.)

Принципиально новым в организации работ федерального назначения с привлечением коммерческих структур может стать то, что они могут не получать физически никаких пространственных данных для выполнения работ, а вносить свои результаты работ непосредственно в данные ФКГФ. Такую возможность обеспечивает использование современных WEB-технологий. Например, для обновления или создания векторных моделей данных (цифровых карт) исполнители получают на время выполнения работ web-доступ со своих рабочих к изображению ортофотпланов и векторным данным для их редактирования через службу топографического мониторинга. При этом сами данные находятся на сервере заказчика. Результаты полевых работ также могут вносится исполнителем непосредственно в базу данных службы топографического мониторинга по web-интерфейсу. Заказчик при такой схеме получает возможность постоянного контроля за качеством и сроками выполнения работ.

2.3.5. Предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в области создания и ведения государственного картографо-геодезического фонда

Преодолеть межведомственные организационно-технологические барьеры и обеспечить на реальную интеграцию федерального, ведомственных и территориальных фондов можно путем создания и развития ГКГФ методом централизованной многоуровневой инфраструктуры распределённого ведения, предусматривающей:

· общий порядок и распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления;

· единые требования к структуре и формату представления данных;

· создание государственных информационных ресурсов, содержащих достоверную, единообразную информацию картографических основ Российской Федерации, изученности территорий, данных административно-территориального деления, адресных данных, навигационной информации, метаданных и каталогов материалов и данных фонда.

При этом разделы фонда (подсистемы инфраструктуры) могут быть разграничены как по признаку предназначения: федерального, межотраслевого и специального (отраслевого), как предусмотрено нормами действующего Закона, но также принадлежности различным уровням власти: Российской Федерации, субъектам РФ, местному самоуправлении, для чего необходимо внесение поправок в Закон.

Одним из главных критериев должно служить организационно-правовое обеспечение исключения дублирования работ федерального, межотраслевого и специального назначения.

Каталогизация и базы метаданных информационных массивов и непосредственно продукции должна вестись на основе обязательных справочных приложений: выходных сведений и метаданных, и находиться в общедоступном пользовании.

Нормативное регулирование должно в обязательном порядке содержать правила, обеспечивающие межведомственный обмен фондовыми материалами и данными, ведение метаданных и каталогов, их опубликование.

Требуется внесение необходимых изменений и дополнений в ФЗ «О геодезии и картографии» с учётом реализации Концепции о создании и развитии инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, определяющие права, обязанности и порядки создания региональных фондов, обеспечения обмена пространственными данными между федеральными ведомствами, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Вместе с тем внесение изменений в законодательство — единственный, основанный на Конституции РФ, способ урегулирования проблем обмена материалами и данными, созданными за счёт бюджетов различных уровней власти, обеспечения работоспособности положений закона об обязательном предоставлении материалов и данных в ГКГФ.

Дополнительным методом правового регулирования в соответствующей сфере является внесение изменений и дополнений в «Общероссийский классификатор продукции» ОК 005-93. Указанные изменения должны обеспечить надлежащую идентификацию картографической продукции при определении её соответствия перечням материалов и данных соответствующих фондов независимо от наименований, присвоенных изготовителями/заказчиками.

2.4. Анализ опыта создания региональных и локальных инфраструктур пространственных данных в Российской Федерации

Большая часть пространственной информации, необходимой для экономики, науки и управления в государстве и его территориальных образованиях, характеризуется географически распределенными объектами. Существующие на сегодняшний день в организациях и на предприятиях системы информационного взаимодействия, с одной стороны, не обеспечивают решение всего круга производственных задач на основе повторного использования ранее созданных пространственных данных и, с другой стороны, создают для решения этих задач избыточные данные (например, цифровые карты определенной территории создаются и поддерживаются в актуальном состоянии, как правило, самостоятельно в каждой организации).

В Российской Федерации цифровые картографические данные и геоинформационные технологии активно используются практически в каждом министерстве и ведомстве – от управления чрезвычайными ситуациями и обеспечения национальной безопасности до изучения окружающей среды, охраны природы и здравоохранения. Применение геоинформационных систем (ГИС) и преимущества их использования в этих и многих других областях хорошо описаны, а количество положительных примеров продолжает расти. Традиционно, многие из этих применений ГИС были сфокусированы на конкретном проекте. Однако, по мере того как администрации городов, областей, краев, республик и районов расширяли использование этой технологии, стала вырисовываться необходимость реализации всеобъемлющего, корпоративного подхода и создания национальной системы использования пространственных данных.

2.4.1. Опыт разработки ИПД Республики Башкортостан

Подраздел подготовлен на основе публикаций журнала «ArcReview». [3]

Для обеспечения эффективного управления жизнедеятельностью и экономикой Республики Башкортостан необходимо наличие полной, достоверной и согласованной пространственной информации обо всех сферах деятельности. Поэтому разработка механизмов взаимодействия между правительством, органами исполнительной власти и предприятиями (организациями) республики на основе геоинформационных технологий приобрела особую актуальность. Они позволяют согласовать и автоматизировать процесс приема и обработки пространственной информации, решать функциональные задачи, такие как пространственное моделирование техногенных процессов, влияющих на жизнедеятельность населения республики, зонирование территории, отслеживание паводковой ситуации с учетом характеристик местности, погодных условий и пр., а также представлять результаты в удобном картографическом виде лицам, принимающим дальнейшее решение. Геоинформационная система должна интегрировать управление ключевыми наборами географических данных республики, обеспечивать различные министерства и ведомства геоинформационными услугами и приложениями на их основе.

Эти задачи аналогичны тем, что стоят перед распределенными корпоративными информационными системами, которые должны обеспечить обмен информацией между подразделениями компании и/или предприятиями холдинга, а также дать возможность доступа к ней большому числу сотрудников с минимальными затратами на обучение и поддержку.

В настоящее время в Республике Башкортостан пространственные данные достаточно широко используются многими органами государственной власти и предприятиями различной формы собственности.

При анализе пространственных данных изучены доступные источники информации а также использован опыт авторов, принимавших участие в разработке и внедрении ГИС и их составных частей – баз пространственных данных – в Минприроды РБ, Управлении (ранее Министерстве) по чрезвычайным ситуациям, Башкирском территориальном отделе Камского бассейнового водного управления, ОАО Уралсибнефтепровод, Уфимском государственном авиационном техническом университете. В результате этого анализа предложена группировка специальной пространственной информации по основным отраслям экономики и жизнедеятельности РБ (рис. 1): транспорт, экономика, образование, промышленность, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство, муниципальные образования, служба по чрезвычайным ситуациям, природопользование, лесные ресурсы и охрана окружающей среды.

Рис. 1. Структура пространственных данных Республики Башкортостан.

Каждый из этих блоков содержит большое количество пространственных объектов, их атрибутивных характеристик и связей между ними и отражает потребности в пространственной информации государственных органов и предприятий в соответствующей отрасли. Детальный состав пространственных данных по каждому блоку нуждается в специальном исследовании и постоянном отслеживании его актуального состояния. Результаты этих исследований позволят:

обеспечить совместное использование информационных ресурсов, в том числе космических и авиационных снимков, создание и внедрение специализированных и интегрированных баз первичной информации, разработку единой системы классификации и кодирования информации (в том числе пространственной);

организовать распределенную систему сбора и хранения пространственной информации, ведения аналитической работы с первичными и агрегированными данными;

обеспечить пространственный и статистический анализ данных (поиск объектов по пространственным и семантическим данным, анализ информации путем выбора объектов на основе их близости к другим объектам, статистический анализ данных, связанных с тематическими картографическими слоями, и др.);

создать систему классификации информации об объектах и территориях по предметным областям, функциональным направлениям использования, уровням административно-территориального деления и другим признакам.

Для некоторых блоков специализированной пространственной информации, таких как «трубопроводный транспорт», «водные ресурсы», «высшее образование» и некоторые другие, подобные исследования выполнены, доведены до практической реализации и опубликованы. Но для большинства блоков эта сложная и очень большая по требуемым затратам временных и финансовых ресурсов работа еще впереди.

Исходя из разделения всех пространственных данных на две части: общие (или базовые) пространственные данные (БПД) и специализированные пространственные данные (СПД), а также учитывая опыт создания и использования пространственных данных в различных организациях и на предприятиях на основе ГИС-технологий, была предложена схема организации ИПД РБ, приведенная на рис. 2.

 

Рис. 2. Схема организации инфраструктуры пространственных данных Республики Башкортостан

Основная идея практического создания, развития и использования ИПД РБ заключается в согласованном развитии геоинформационных систем (ГИС) предприятий и организаций и создании подсистемы использования БПД в виде некоторой единой ГИС РБ (рис. 3), которая, с одной стороны, осуществляла бы интеграцию (объединение) в единую систему всех пространственных данных РБ и, с другой стороны, позволяла бы осуществить доступ всем заинтересованным пользователям к этим пространственным данным. Для реализации этой возможности необходимо, наряду с разработкой качественных информационных моделей и созданных на их основе баз пространственных данных, разработать программные средства двух интерфейсов: интерфейс для доступа пользователей ко всем пространственным данным и интерфейс взаимодействия ГИС БПД с ведомственными СПД (с ведомственными ГИС).

 

Рис. 3. Логическая структура ГИС РБ

Недостающим компонентом ГИС РБ, нуждающимся в разработке, является создание базы общих пространственных данных, установленной на мощном сервере (серверах). Для эксплуатации и администрирования этой компоненты ГИС необходимо формирование некоторой организационной структуры, названной на рис. 2 центром ИПД РБ, или наделение этими функциями одной из ведомственных подсистем. Учитывая вневедомственный характер общих пространственных данных, было предложено создание центра ИПД РБ в составе Академии наук Республики Башкортостан (АН РБ).

Начать создание БД общих пространственных данных предлагается с цифровых топографических карт территории РБ и прилегающих территорий крупных масштабов (1 000 000, 200 000 и 100 000). Предполагается, что первоначальная загрузка этих базовых пространственных данных в ArcGIS Server, установленный в центре ИПД РБ, позволит в кратчайшие сроки (примерно 1 месяц с момента принятия решения о создании ИПД РБ и выделении финансовых ресурсов на эти цели) создать прототип ГИС РБ. Прототип ГИС РБ будет осуществлять централизованное хранение этих данных и многопользовательский доступ к ним большого числа индивидуальных и корпоративных пользователей. Это позволит начать согласование структуры и содержания этой базы данных с ведомственными базами геоданных, отработать требования пользователей и администраторов к интерфейсам доступа и обмена данными и, одновременно, приступить к использованию общих пространственных данных для решения различных функциональных задач. В процессе опытной эксплуатации прототипа ГИС РБ, подключения к ней все большего числа пользователей появится возможность выявлять в ведомственных ГИС новые классы пространственных данных (тематических слоев цифровой карты), которыми необходимо дополнить БД БПД, а также отрабатывать методы и технологии интеграции ведомственных ГИС с ГИС РБ.

Реализация ИПД РБ сопровождается формированием в рамках полномочий субъекта РФ соответсвующей нормативно-правовой базы. 16 августа 2011 г. в Доме Правительства РБ прошло заседание Координационного совета по формированию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан. По итогам совещания был утвержден проект Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан и определены приоритеты на ближайшее время. На сайте Министерства земельных и имущественных отношений РБ (http://www.mio.bashkortostan.ru/index.php?random=875857&random=105003&random=807924&random=520155&page=Docs&id=569) опубликованы проекты Концепции ИПД РБ, Положения об операторе ИПД РБ, Положение о временном порядке ведения ИПД РБ и предоставлении БПД и метаданных.

2.4.2. Инфраструктура пространственных данных Республики Татарстан

С 2005 года в Республике Татарстан реализуется комплексный проект «Электронное Правительство Республики Татарстан» в тесном взаимодействии с федеральными органами власти. Татарстан выступает в качестве пилотного региона в реализации крупных федеральных проектов в сфере развития информационных технологий:

· в рамках соглашения между Правительством Республики Татарстан и Федеральным космическим агентством Республика Татарстан является пилотным регионом по созданию базовой региональной инфраструктуры использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Республики Татарстан.

· в рамках соглашения между Правительством Республики Татарстан и Федеральным агентством геодезии и картографии Татарстан является пилотным регионом по созданию базового картографического комплекта на территорию всей республики.

Инфраструктура пространственных данных Республики Татарстан представляет собой территориально распределенную систему сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, сформированных на территории республики и создается в рамках эксперимента по реализации геоинформационной системы органов государственной власти Республики Татарстан (ГИС ОГВ РТ)

Геоинформационная система органов государственной власти Республики Татарстан (ГИС ОГВ РТ) создается как элемент внутреннего контура системы «Электронное Правительство Республики Татарстан» в тесной связи с существующей «Информационно-аналитической системой поддержки принятия управленческих решений органов государственной власти Республики Татарстан» (ИАС ОГВ РТ).

ГИС ОГВ РТ представляет собой инструмент управления информацией, позволяя на основе созданного единого геоинформационного пространства объединить базы данных ведомств и органов управления различного подчинения (федеральных, республиканских, муниципальных) в единую среду совместного пользования для рационального планирования и принятия обоснованных решений по управлению территориями республики.

Центральным звеном ГИС ОГВ РТ является платформа ГИС ОГВ РТ – это программный продукт, который осуществляет управление составными блоками ГИС ОГВ РТ. Платформа ГИС ОГВ РТ состоит из четырех функциональных модулей, представленных на схеме – Рис. 4. Функциональные модули ГИС ОГВ РТ

 

Рис. 4. Функциональные модули ГИС ОГВ РТ

Первый функциональный модуль обеспечивает министерства и ведомства основной базой пространственных данных и единым классификатором.

Второй функциональный модуль позволяет министерствам и ведомствам вести свои базы пространственных данных на единой программно-технологической платформе.

Третий функциональный модуль позволяет министерствам и ведомствам выводить готовые отчеты для принятия управленческих решений;

Четвертый функциональный модуль выполняет функции сервера межведомственного обмена.

Таким образом, функционирование ГИС ОГВ РТ позволит обеспечить министерства и ведомства Республики Татарстан единой сертифицированной базовой картографической основой для ведения собственной тематической геопространственной базы данных и осуществлять оперативный обмен этими данными на интегрированном уровне для решения различных межведомственных задач.

В рамках эксперимента по реализации ГИС ОГВ РТ была принята технология с использованием таких продуктов, как СУБД PostgreSQL и ГИС «MapViewerGS» (клиент-серверная ГИС). Поэтому, в каждом министерстве внедряется система сбора данных: БПД Министерства, реализованная в среде СУБД PostgreSQL (устанавливается на центральном сервере) и клиент-серверная ГИС «MapViewerGS», которая предназначена для работы сотрудников министерств с картографическими данными: просмотр базовых картографических слоев и редактирование тематических слоев министерства. ГИС «MapViewerGS» состоит из:

· Клиентское рабочее место «MapViewerGS» (Client). Основные функции – ввод, редактирование тематических слоев, синхронизация с «MapViewerGS» (Admin);

· Рабочее место администратора «MapViewerGS» (Admin). Основные функции – контроль введенных данных, сбор отредактированных тематических слоев с клиентских рабочих мест, обеспечение сетевой работы ГИС «MapViewerGS».

БПД каждого из министерств подключена к центральной БПД Кабинета Министров РТ. Подключение организовано по Государственной интегрированной системе телекоммуникаций Республики Татарстан (ГИСТ РТ), которая составляет инфокоммуникационную инфраструктуру РТ и обеспечивает функционирование информационных систем электронного Правительства.

В процессе функционирования ИПД РТ происходит регулярное обновление данных: от БПД Кабинета Министров РТ к БПД министерств - обновление базовых пространственных данных, от БПД министерств к БПД Кабинета Министров РТ – обновление тематических слоев министерств.

С 2009 г. к проекту ГИС ОГВ РТ были подключены следующие министерства и ведомства:

· Филиал по Республике Татарстан ФГУ «ТФИ по Приволжскому федеральному округу»;

· Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

· Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ;

· Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ;

· Министерство лесного хозяйства;

· Министерство сельского хозяйства и продовольствия РИВЦ;

· Министерство культуры;

· Министерство экологии и природных ресурсов;

· ГУ Центр информационных технологий РТ.

2.4.3. Региональная геоинформационная система г.Санкт-Петербург

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2009 № 371-70 «О государственных информационных системах Санкт-Петербурга», Законом Санкт-Петербурга от 30.04.2008 № 278-47 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга» Правительством Санкт-Петербурга издано Постановление «О создании региональной геоинформационной системы»

Региональная ГИС представляет собой государственную информационную систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, картографическая, статистическая и иная информация, а также иные пространственные данные, предоставляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления Санкт-Петербурга и организациями.

В Региональную ГИС включается информация, содержащая:

· сведения об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга, а также избирательных округах, границах территорий судебных участков мировых судей Санкт-Петербурга;

· классификаторы и кодификаторы адресов Санкт-Петербурга;

· объектно-адресную систему Санкт-Петербурга;

· сведения о водных объектах на территории Санкт-Петербурга;

· сведения об объектах землеустройства, земельных участках, в том числе обременениях земельного участка, ограничениях его использования;

· сведения о зонах с особыми условиями использования, в том числе охранных зонах (водоохранные зоны водных объектов, охранные зоны инженерных коммуникаций, охранные зоны памятников природы и т.д.);

· материалы градостроительного планирования и градостроительного зонирования, в том числе Генерального плана Санкт-Петербурга, правил землепользования и застройки, проектов планировки и проектов межевания;

· сведения об объектах недвижимости, в том числе зданиях, сооружениях, линейных объектах, помещениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга;

· сведения о территориях объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе вновь выявленных объектах культурного наследия;

· тематические карты;

· сведения о зеленых насаждениях общего пользования;

· материалы лесоустройства;

· картографические материалы;

· а также иные сведения, определяемые Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2005 №1505 «О Концепции Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга» и распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2005 №216-рп «О создании Ситуационного центра Санкт-Петербурга» с 2006 года в Санкт-Петербурге начал функционировать Ситуационный центр Санкт-Петербурга.

За счет регионального бюджета в 2007-2008 году было разработано более 120 тематических картографических слоев: объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.

Для организации санкционированного доступа к интегрированным пространственным данным Ситуационного центра в 2008 году был разработан специализированный программный комплекс «Геоинформационная система Ситуационного Центра» (далее – ГИС СЦ).

Перспективы развития ГИС СЦ:

· расширение перечня организаций-пользователей ГИС СЦ;

· использование сертификатов открытых ключей (электронной цифровой подписи) для авторизации;

· использование для публикации пространственных данных ГИС СЦ протокола WMS, поддерживаемого ведущими разработчиками ГИС во всем мире;

· возможность настройки для пользователей отображения электронной карты по границам какой-либо территории, например административного района или муниципального образования.

Система картографического анализа АИСТО разрабатывалась в рамках проекта «Создание автоматизированной информационной системы территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». В качестве базовой СУБД используется MS SQL Server 2000.

В качестве базовой ГИС была выбрана ГИС Zulu 5.0.

Редактор ГИС Zulu используется для создания картографических слоев.

Для просмотра и анализа используется программная оболочка, разработанная на Borland Delphi 6.0 с использованием ZuluXTools, имеющая название «Система картографического анализа» (СКА).

В 2008 году СКА установлена во всех 18 районных администрациях г. Санкт-Петербурга.

Принципы построения системы:

· Принцип универсальности

Позволяет использовать любое количество картографических слоев, к каждому из которых может быть прикреплено любое количество тематических раскрасок, подписей и видов информации (семантических данных).

· Принцип распределенных приложений

СКА выполнена в виде DCOM-приложения, которое можно вызывать из других приложений для отображения объекта на карте и информации по нему, автоматического построения картографических слоев, работы с объектами картографических слоев.

Применение системы:

· Ведение данных о территориях (графическое, семантическое и документальное представление) и анализ имеющихся данных. Например, элементы городского хозяйства: объекты адресной системы, топографическая основа, инженерные коммуникации, границы ответственности, размещение объектов (торговых, инвестиционных и т.п), внутридворовые территории и т.д.

· Ведение данных о размещении объектов внутри зданий (графическое, семантическое и документальное представление). Например, поэтажные планы домов: размещение помещений, элементы различных сетей: сигнализация, электрические, инженерные, компьютерные и другие коммуникации, размещение предметов, стоящих на балансе: предметов мебели, экспонатов, различных агрегатов и устройств.

· В качестве единой системы отображения картографических объектов.

· Система картографического анализа имеет следующие возможности:

– Наглядное отображение, обеспечение пространственного анализа информации;

– Реализация различных видов поиска по объектам;

– Организация быстрого и расширенного поиска данных по практически любым запросам пользователя;

– Подключение и отключение слоев;

– Обеспечение просмотра информации из БД и электронных копий документов, связанных с картографической информацией;

– Использование тематической раскраски и подписей;

– Измерение расстояний и площадей;

– Выгрузка карты в графический файл (bmp, jpg, gif);

– Обеспечение анализа состояния инженерных сетей и поиска по другим картографическим слоям по состоянию элементов сети;

– Выделение, как отдельных графических объектов, так и групп объектов с последующим отображением информации по ним;

– Некоторые возможности по редактированию картографических слоев и простых семантических данных;

– Печать найденной информации производится в табличном виде. При этом производится экспорт отображаемых данных в формат Excel или Word;

– Печать карты целиком или ее фрагмента;

Администрирование системы картографического анализа осуществляется централизованно с использованием рабочего места администратора АИСТО.

К операциям администрирования относятся следующие:

· Ведение метабазы: описание используемых БД, таблиц, полей и связей между таблицами;

· Формирование видов информации, задание атрибутов быстрого поиска;

· Работа со слоями: описание картографических слоев, тематических раскрасок и подписей, подключение видов информации;

· Управление доступом пользователей к объектам системы: программе, слоям, видам информации.

2.4.4. Геоинформационная система Калужской области

Работа с пространственными данными ведется на основании Закона Калужской области «Об областной целевой программе «Создание географической информационной системы Калужской области (2004 – 2007 годы)» № 371-ОЗ от 01.11.2004 г., принятого Законодательным Собранием Калужской области.

На основании этого закона был создан Базовый ГИС-центр Калужской области (БГЦ), который осуществляет информационное взаимодействие с функциональными подсистемами и субъектами ГИС КО, являющимися информационными донорами областного и муниципального уровней. Через систему, сопряжённую с телекоммуникационными сетями Муниципальных ГИС (МГИС) эти организации в режиме удалённого доступа ведут (актуализируют) в Банке Данных БГЦ эталонный сегмент данных, содержащий всю информацию своей МГИС. БД БГЦ при организации информационного взаимодействия играет роль концентратора межведомственной реестровой и кадастровой информации.

БГЦ является хранителем всей актуальной эталонной информации ГИС КО, включающей в себя базовые слои ЦПД на всю территорию области, тематические слои организаций (функциональных подсистем) областного уровня, тематические слои каждой МГИС, а также базовые информационные ресурсы каждой МГИС.

Для описания пространственных объектов, пространственных данных, базовых пространственных данных, а также подсистем и функций работы с информацией РИПД, используются классификаторы и справочники. Классификаторы пространственных данных основаны на ранее используемых классификаторах картографических информационных ресурсов в структуре разных ведомств, при их разработке учтены современный уровень развития ГИС-технологий и международные стандарты. Справочники сервисов основываются на функциях систем обработки пространственных данных, а технические справочники учитывают особенности технологических решений для обеспечения работы с цифровыми пространственными данными.

В качестве первичного источника для наполнения БД узла КО РИПД было принято решение использовать карты масштаба 1:100 000, при этом состав БПО основывался на «Классификаторе объектов цифровых топографических карт (ЦТК) масштаба 1:100 000, содержащихся на ЦТК открытого пользования».

Уровень хранения данных построен на платформе реляционной СУБД Oracle. Для обеспечения целостности данных используются встроенные механизмы СУБД, хранимые процедуры и процедуры прикладных программ. Средства СУБД, а также средства используемых операционных подсистем, сервера приложений и web-сервера обеспечивают документирование и протоколирование циркулирующей в подсистеме информации.

Геоинформационно-аналитическая система Калужской области эксплуатируется с начала 2006 года в информационно-аналитическом управлении администрации Губернатора Калужской области.

Геоинформационно-аналитическая система Калужской области предназначена для автоматизации деятельности по сбору, систематизации и учету оперативных сведений по Калужской области и построения на основе данной информации тематических карт.

Основными функциями ГИАС являются:

· сбор сведений по различным экономическим показателям (количество показателей не ограничено);

· доступ к цифровым картам местности в формате ГИС ПАНОРАМА;

· отображение цифровой карты в условных знаках с возможностью изменения масштаба и состава отображаемых объектов карты;

· поиск объектов карты по координатам, уникальным номерам, значениям семантики (атрибутам);

· анализ статистических данных с нанесением информации в виде тематической карты на базовую карту Калужской области;

· анализ статистических данных с нанесением информации в виде тематических диаграмм на базовую карту Калужской области;

· совместное отображение различных базовых и тематических карт с последующим автоматическим формированием изображения карты в формате GIF для его публикации в интернете.

В состав ИРИС КО входят следующие функциональные подсистемы:

а) сеть информационно-аналитических центров, включая региональный центр космического мониторинга;

б) региональная система высокоточной навигации на основе ГЛОНАСС/GPS;

в) региональная автоматизированная система мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов и опасных грузов;

г) функциональный комплекс обеспечения территориального планирования и градостроительства;

д) географическая информационная система Калужской области (ГИС КО);

е) региональная целевая система мониторинга сельскохозяйственной деятельности;

ж) региональная целевая система мониторинга природопользования и лесного хозяйства;

з) региональная целевая система мониторинга дорожного хозяйства.

Информационные ресурсы органов управления регионом интегрируются в региональном и информационно-аналитических центрах, муниципальных и отраслевых тематических центрах.

Базовый картографический комплект, созданный на основе космоснимков, использования космических и ГИС-технологий, обеспечивает координатную привязку к единой системе базовых тематических слоев цифровых пространственных данных (ЦПД).

Основой единой инфраструктуры цифровых пространственных данных ИРИС КО являются базовые слои ЦПД, создаваемые в местной системе координат и тематические базы данных целевых систем мониторинга отраслевых министерств.

В процессе интеграции тематических баз данных отраслевых органов управления различного уровня, их привязки к базовым слоям ЦПД создаются тематические слои ЦПД, так необходимые для комплексного анализа и принятия решений органами управления всех уровней.

Технологическим оператором, обеспечивающим работу ИРИС, является ГУ «Центр «Кадастр», которое представляет пользователям данные:

· мониторинга транспортных средств;

· позиционирования и координатно-временного обеспечения для строительных, геодезических и других работ;

· дистанционного зондирования Земли для важнейших видов социально-экономической деятельности, в том числе, сельского, водного и лесного хозяйства, градостроительной деятельности;

· базового картографического комплекта региона.

2.4.5. Банк пространственных данных Уральского федерального округа

В рамках реализации Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации ведется разработка пилотного макета узла региональной ИПД Уральского федеральн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...