Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отбор организаций и возложение функций для осуществления деятельности в качестве Оператора ИПД




Государственные или муниципальные организации, претендующие на статус Оператора ИПД, должны быть наделены соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления необходимыми полномочиями на выполнение по их поручению регламентированной деятельности.

Организации, претендующие на статус Оператора ИПД, обязаны пройти процедуру аккредитации.

Основными критериями для прохождения аккредитации являются:

· наличие лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности (виды лицензируемой деятельности и порядок выдачи лицензий определяется в соответствии с законодательством РФ);

· наличие прав на распоряжение обязательно предоставляемой информацией по профилю деятельности;

· наличие ресурсов необходимых для выполнения возлагаемых функций:

– кадровых из числа специалистов в должном количестве и достаточной квалификации;

– имущественных: помещений, оборудования, средств связи и коммуникаций;

– финансовых: наличие источников финансирования, обеспечивающих деятельность на длительной постоянной основе;

· наличие положительной репутации, свидетельствующей о добросовестном поведении в обороте информационной продукции, подтверждаемой из авторитетных источников.

2.4. Модель информационного обеспечения

2.4.1. Основные принципы и условия организации единого информационного пространства ИПД РФ

Основополагающими принципами информационного обеспечения в ИПД РФ являются:

· обеспечение законности использования информации и предоставляемых сервисов;

· назначение гарантированного минимума свободно используемой общедоступной информации;

Примечание - Состав и содержание информационного обеспечения определяется соответствующими нормами и правилами, а также нормативно установленными или согласованным участниками ИПД РФ составами информации, обязательной для представления любым или конкретным пользователям, категориям пользователей. При этом организации-поставщики, предоставляющие пространственные данные или геосервисы могут выдавать лицензии и взимать платежи за пользование ими, если другими правовыми нормами не установлено иное.

· назначение и аккредитация Операторов ИПД, в том числе из состава организаций, подведомственных участникам ИПД РФ с соответствующими полномочиями, обязанностями, функциями и ответственностью, связанными с получением, созданием, поддержкой и распространением информационных ресурсов, и/или обеспечением функционирования определенных геосервисов;

· применение документированных правил и регламентов взаимодействия между Операторами ИПД, а также – Операторов ИПД с пользователями информации и продукции;

Примечание - Правила предоставления доступа к данным ИПД РФ необходимо сформировать на основе принципов законности и наибольшей доступности с учетом требований законодательства об информации и об интеллектуальной собственности.

· соответствие данных, информационной продукции и геосервисов принятым к исполнению стандартам и требованиям на основании общесистемных правил или отдельных соглашений.

Создание единого информационного пространства осуществляется, в том числе за счет разработки и использования соответствующих системообразующих средств ИПД РФ, таких как:

· единых средств классификации и кодирования информации по различным дисциплинам и различного представления;

· методов и средств унификации обмена и предоставления информационных ресурсов в телекоммуникационных сетях с использованием ГИС, СУБД и WEB-технологий;

· методов и средств обеспечения совместимости и интеграции данных, а также реализации специализированных схем комплексного информационного обслуживания на федеральном, региональном и локальном уровнях;

Формирование и ведение единого информационного пространства осуществляется в результате организации процессов информационного взаимодействия в ИПД РФ. Информационная модель ИПД РФ представлена на Рис. 4.

 

Рис. 4. Информационная модель ИПД РФ

Основными источниками информационных ресурсов ИПД РФ является исходная информация о базовых пространственных объектах, содержащаяся:

· в государственных и муниципальных информационных системах, реестрах, кадастрах, регистрах, фондах данных, обеспечивающих хранение учетных и иных данных, подлежащих предоставлению для формирования информационных ресурсов ИПД РФ в обязательном порядке, установленном общесистемными нормами и правилами, а также на добровольной основе на основании соглашений об участии в ИПД РФ;

· в информационных системах организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством РФ на выполнение установленных функций по сервисному и информационному обслуживанию, связанному с отдельными видами деятельности (геодезическая и картографическая, транспортная, навигационная и т.д., и т.п.) на основании соглашений об участии в ИПД РФ.

В технологическом аспекте единое информационное пространство ИПД РФ достигается посредством создания и ведения на постоянной основе комплекса локальных и распределенных систем управления базами данных, функционально обеспечивающих поддержку языков баз данных, а также управление пространственными данными и метаданными.

СУБД реализуются в виде серии технологически связанных информационных массивов, создаваемых на основе результатов интеграции исходной информации. Такие информационные массивы представляют собой источники информационных ресурсов ИПД РФ, и находятся в ведении соответствующих Операторов ИПД, которые осуществляют их хранение и поддержание на постоянной основе. Информационные массивы объединяются технологиями обеспечения интероперабельности и геосервисов, реализующими поиск, анализ, загрузку и обработку данных и информационной продукции, включенных в СУБД.

Для включения в СУБД, информационные ресурсы (метаданные, пространственные данные, геоинформационные ресурсы и продукция) оформляются в виде баз данных согласно требованиям, предъявляемым на основе общесистемных стандартов. В работах по созданию баз данных принимают участие Операторы ИПД и другие организации, определяемые в качестве постоянных поставщиков данных.

При подготовке и использовании подсистемы информационного взаимодействия ИПД РФ применяются правовые нормы, регулирующие отношения при формировании и использовании информационных ресурсов. В частности, база данных относится к категории результатов интеллектуальной деятельности, и подлежит государственной защите интеллектуальной собственности на объекты авторского права.

Формирование и ведение СУБД осуществляется согласно соответствующего порядка, основные положения которого определяют:

• полномочия и функции Операторов ИПД по формированию, ведению, защите и организации использования баз данных, включая осуществление работ на постоянной основе по переводу создаваемых данных и ранее полученной информации на уровень баз данных и регулярную их актуализацию;

• организацию обмена информацией между Операторами ИПД, а также с другими участниками работы по созданию и ведению баз данных ИПД РФ на основании общесистемных регламентов и/или договоров (соглашений) в соответствии с их условиями;

• принятие адекватных мер по защите баз данных ИПД РФ, включая организацию ведения страховых копий, регистрацию и идентификацию пользователей, защиту серверов баз данных и трафиков передачи данных.

База данных ИПД РФ должна быть оформлена в соответствии с нормативными требованиями ИПД РФ, включая описание базы данных, программных средств доступа к ней и др. На основе сведений о базах данных осуществляется мониторинг информационных ресурсов ИПД РФ. Сведения о базах данных передаются в Системный реестр ИПД РФ.

При предоставлении владельцами и иными поставщиками данных для публикации:

· Должны быть соблюдены диспозиции и требования, установленные соответствующими правовыми нормами и соглашениями:

– обязанность, порядок и условия раскрытия данных субъектами исполнения предписания или обязательства;

– состав раскрываемых данных, а также существенные условия, определяющие их общедоступность или наложенные ограничения на права доступа и использования третьими лицами, в том числе характеристики наложенных ограничений и пределов разрешенного использования;

– правовые последствия раскрытия;

– момент раскрытия;

– подтверждение раскрытия;

– ответственность за отказ или уклонение от обязательного раскрытия.

· Подлежат выполнению соответствующие технические требования:

– к метаданным, процессам их формирования и использования;

– к процессам систематизации и обеспечения интероперабельности данных;

Информационные ресурсы ИПД РФ используется для обслуживания пользователей на условиях, которые рассматриваются ниже.

Информационное обеспечение производится Операторами ИПД в соответствии с установленными режимами предоставления доступа к данным и информационной продукции, содержанием прав на их повторное использование – в отношении следующих категорий пользователей:

· неограниченного круга пользователей в части предоставления общедоступных информации и сервисов;

· пользователей, представляющих органы государственной власти и органы местного самоуправления, включая подведомственные им организации;

· независимых изготовителей (поставщиков) геоинформационной продукции;

В ИПД РФ обеспечение данными и информационной продукцией, а также оказание услуг по их предоставлению организуется с учетом:

1) Состава информации – разграничения информации свободного и ограниченного доступа;

2) Категорий режимов доступа к объектам информационного обеспечения

Виды и содержание категорий режимов доступа в ИПД РФ изложены в п.п. 2.4.3. Управление доступом к данным ИПД РФ. Категории и правила режимов доступа к используемым материалам и данным

3) Условий информационного обслуживания:

· свободно и бесплатно,

· свободно за плату (как правило, в размере, обеспечивающем компенсацию понесенных издержек);

· по отдельным длящимся программам (соглашениям) информационного взаимодействия в соответствии с их параметрами и условиями,

· ограниченно доступные в пределах разрешенного использования по договорам, в том числе, в отношении объектов интеллектуальной собственности – по лицензионным договорам с уплатой вознаграждения или безвозмездно с учетом требований гражданского законодательства.

Содержание процессов предоставления данных с учетом перечисленных условий информационного обслуживания изложены в п. 2.4.6 Информационное обслуживание пользователей.

В процессе предоставления в пользование информационных ресурсов ИПД РФ реализуются два типа межсистемного взаимодействия и семь способов их реализации.

В ИПД РФ предусмотрено обращение следующей информации:

1) Базовые пространственные данные, наличие которых признано необходимым для информационного обеспечения в рамках Инфраструктуры.

Функции по обеспечению необходимой полноты, актуальности и качества базовых пространственных данных возлагаются на Операторов ИПД в соответствии с профилями их деятельности.

2) Дополнительные (не базовые) пространственные данные.

Решение о целесообразности предоставления в общее пользование дополнительных данных принимает владелец соответствующего информационного ресурса. Все юридические, финансовые и административные условия, связанные с опубликованием и распространением дополнительных пространственных данных, должны быть решены предоставляющей стороной и оформлены соответствующим договором с Росреестром (или с представляющим его федеральным Оператором ИПД, также как и обязательства и требования по обеспечению интероперабельности, актуализации и сопровождения предоставляемых дополнительных пространственных данных. Каталогизация, адекватная оценка качества и поиск дополнительных данных, если они не документированы в необходимом объеме метаданными, Инфраструктурой не гарантируются.

3) Метаданные (данные о пространственных данных и о доступных сервисах);

4) Нормативная правовая, техническая, и организационная информация ИПД РФ, в том числе:

· установленные нормативные правила и требования в сфере ИПД РФ;

· нормативно-технические документы, стандарты, регламенты и схемы обмена пространственными данными, утвержденные и рекомендованные для широкого применения технические и технологические проекты;

· правила цифрового управления правами на информационную продукцию и объекты интеллектуальной собственности, применяемые при использовании сервисов геопортала;

· правила проведения расчетов с использованием платежных систем, предоставляющих услуги в рамках ИПД РФ;

· необходимые для общего доступа данные о лицах, выполняющих определенные функции, контактная информация;

· другая организационно-техническая информация.

Предоставление информации осуществляется в соответствии с законодательством РФ на основании общесистемного и отдельно согласованных порядков. В основе указанных порядков должны стать следующие требования и условия:

1. информационные ресурсы, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории государственных, являются открытыми и общедоступными, исключая информационные ресурсы, относящиеся к категории ограниченного доступа;

2. Операторы ИПД обеспечивают свободный и бесплатный доступ к разрешенным для открытого опубликования метаданным и информации общего назначения. В отношении указанной информации пользователь не обязан мотивировать перед Оператором ИПД свои цели и потребности;

3. сервисы для поиска и визуализации предоставляются любым пользователям бесплатно, если возможности сервисов визуализации ограничены лишь онлайновым экранным представлением данных; Оператор ИПД должен воспрепятствовать дальнейшему использованию пространственных данных, предоставленных сервисами визуализации а также возможности их распечатки, если иное не определено их правообладателем;

4. предоставление пользователям информации ограниченного доступа реализуется с учетом пределов и условий пользования, налагаемых владельцем информации на основании закона;

5. пользователь имеет право использовать полученную на законных основаниях информацию в соответствии с разрешениями её правообладателя для создания производной информационной продукции, в том числе для коммерческих целей. Однако, предполагается, что он должен будет выполнить обязательное требование, чтобы стоимость безвозмездно предоставленных материалов и данных не входила в цену его продукции, а также такой пользователь должен обязательно ссылаться на источник получения информации;

6. поскольку предоставление в пользование пространственных данных или геосервисов требует затрат, то для их возмещения необходимо пользоваться услугами систем электронных платежей. Для таких услуг могут быть предусмотрены соглашения об ответственности, электронные лицензионные соглашения или лицензии в другой форме. Организация-поставщик не обязана сама предоставлять такой сервис, а только обеспечить пользование им в рамках ИПД РФ, при этом отсутствие взаимодействия организации-поставщика с сервисом электронных платежных оборотов не может служить основанием для отказа в доступе к данным;

7. Операторы ИПД могут включать пространственные данные и геосервисы других организаций-поставщиков с их согласия в сферу собственного пользования; в этом случае должно быть гарантировано соблюдение условий по лицензионным договорам, которые требует передающая пространственные данные организация-поставщик, при подготовке этих пространственных данных и геосервисов для других организаций-поставщиков или третьих лиц;

8. если принадлежащие федеральным органам исполнительной власти пространственные данные или геосервисы, предоставляются другим органам государственной власти или органам местного самоуправления и подведомственным им государственным или муниципальным учреждениям для выполнения обязательств, вытекающих из их правовых обязанностей, то оплата за это может взиматься в исключительно в пределах стоимости копирования и доставки данных.

9. порядок и условия предоставления информации Вооруженным силам РФ и правоохранительным органам определяется специальными соглашениями соответствующих министерств и ведомств с Министерством экономического развития РФ.

Качество процессов информационного обеспечения в ИПД РФ достигается за счет:

· наличия стабильного подключения к сети Интернет и поддержания постоянного функционирования геопортала, его защиты от несанкционированного доступа и «сетевых атак»;

· активного использования метаданных;

· обеспечения интероперабельности пространственных данных на основе соблюдения стандартов и требований в составе системы технического регулирования ИПД РФ;

· использования специальных программных модулей, обеспечивающих согласование внутренних форматов и моделей данных с требованиями к обмену данными;

· упорядоченной и планомерной деятельности Операторов ИПД по созданию и предоставлению в информационное пространство соответствующих их профилю информационной продукции и услуг (сервисов).

2.4.2. Совместное использование данных. Обеспечение межведомственного и межрегионального информационного обмена

В сфере ИПД РФ необходимо придерживаться следующих принципов, определяющих достижение определенного уровня совместного использования данных:

1. Участники ИПД РФ должны принять меры для совместного использования наборов пространственных данных и сервисов различными органами и организациями институтов государства и гражданского общества, в том числе науки и образования при выполнении ими нормативно установленных или общественно значимых функций. Такие меры призваны обеспечить получение доступа к наборам пространственных данных и сервисам для обмена данными и услугами в целях решения задач, которые могут иметь прямое или косвенное отношение как минимум к выполнению геодезических и картографических работ, охране окружающей среды, деятельности в рамках электронного правительства.

2. Меры, упомянутые выше, должны быть направлены на устранение избыточных ограничений, способных создать препятствия для совместного использования пространственных данных и сервисов.

3. Участники ИПД РФ могут в отношении находящихся в их ведении информационных ресурсов и сервисов определять необходимые категории режимов доступа к ним в соответствии с законодательством РФ, общесистемными правилами и принятыми на себя обязательствами. Любые вводимые при этом требования оплаты и условия лицензионных договоров должны учитывать общую цель, состоящую в том, чтобы облегчить совместное использование наборов пространственных данных и сервисов. При установлении расценок нужно ориентироваться на разумный уровень компенсации понесенных расходов.

Органы государственной власти и управления, являющиеся участниками ИПД РФ должны согласовать мероприятия, способствующие взаимодействию при обмене геоинформационными материалами, данными и услугами. Соответствующие ОГВ и ОМСУ могут выдавать лицензии и/или обязывать подведомственные им административные органы и организации, которые должны будут обеспечивать:

· реализацию ими информационного обмена, соответствующего целям упрощения совместного использования данных и геосервисов;

· достижение необходимого уровня качества продукции, работ и услуг для поддержки актуальности и пригодности данных и сервисов.

Когда пространственные данные и геосервисы предоставляются участниками ИПД РФ из состава информационных ресурсов, предназначенных согласно действующему законодательству РФ для оказания бесплатных публичных государственных и муниципальных услуг, они должны предоставляться также на бесплатной основе и без ограничений доступа для любых пользователей ИПД РФ.

Необходимо, чтобы в ходе своей деятельности Операторы ИПД выполняли работы в соответствии с регламентом и порядком обеспечения совместимости данных и сервисов и их интеграции в ИПД РФ, в том числе:

· метаданные передаются в подсистему ведения Каталога пространственных данных (Каталог ПД), которая реализует поисковые возможности (поисковые сервисы), доступ к метаданным, а также подготовку информации для принятия решений относительно процессов формирования информационных ресурсов ИПД, включая задачи обязательного представления информации;

· регламентированные по составу и содержанию информационные ресурсы, материалы и данные загружаются в базы данных, которые публикуются на геопортале или служат в качестве потенциально доступных в рамках разрешенного использования, реализующего функциональное назначение: 1) интегрированного и распределенного управления информационными ресурсами; 2) информационного обеспечения пользователей различных категорий.

Федеральный Оператор ИПД должен обеспечивать координацию работ по подготовке и размещению регламентированных баз данных, вести централизованную базу метаданных в подсистеме Каталога ПД.

Вместе с тем любая форма и любые средства совместного использования могут содержать ограничения использования, установленные на основании законодательства РФ.

ОГВ Субъектов РФ и ОМСУ предоставляют доступ к находящимся в их ведении региональным информационным ресурсам, содержащим пространственные данные, и сервисам на основе согласованных условий. Должны быть определены общесистемные Основные требования, управляющие этими условиями в соответствии с планом проведения мероприятий.

Область применения указанных Основных требований должна охватывать:

· текущие виды прав, такие как собственность, использование, авторское право;

· виды доступа, такие как свободное использование данных для реализации политики публично доступной государственной информации, ограниченные формы доступа;

· виды использования, такие как визуализация (демонстрация), копирование (воспроизведение), преобразование (переработка), распространение, иные способы использования и связанные с ними ограничения;

· типовое соглашение по совместному использованию данных между Участниками;

· текущие зарекомендованные методики и модели предоставления данных и прав на их использование.

Вместе с тем требуется подготовить методические рекомендации и указания на основе научно-обоснованных методик, зарекомендованных в данной области применения. Эти руководящие документы не будут общеобязательными, а могут служить сводом рекомендаций для Участников ИПД РФ в процессе определения условий и предоставления доступа к их пространственным данным и сервисам.

2.4.3. Управление доступом к данным ИПД РФ. Категории и правила режимов доступа к используемым материалам и данным

Информационные ресурсы, материалы и данные являются открытыми и общедоступными, за исключением информационных ресурсов, ограниченных к доступу на законных основаниях.

Предоставление информации осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и порядком, согласованном на межведомственном и межрегиональном уровнях. В основе указанного порядка лежат следующие подходы.

Подлежащие опубликованию и использованию данные должны быть разделены на данные свободного и ограниченного доступа с учетом способов их использования, обеспечиваемых функциональными возможностями соответствующих сервисов.

Доступ к данным ограниченного доступа должен предоставляться в соответствии с настройками объема прав пользователя, учитываемых в его индивидуальном профиле.

При внедрении средств обеспечения ограничения доступа и средств электронного документооборота должны быть созданы и поддерживаться системы идентификации пользователей, в том числе универсальных идентификаторов (например: страховой номер индивидуального лицевого счета, номер карты социального страхования, номер паспорта для физических лиц и ИНН для юридических). Применение сервисов электронных платежных оборотов может быть основано также на использовании информации о номерах счетов и/или банковских расчетных карт.

Должно быть обеспечено ведение протокола действий пользователя при доступе, как к данным ограниченного доступа, так и к открытым данным для анализа его действий, выявлений случаев несанкционированного доступа, а также мониторинга качества оказания услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...