Меры, обеспечивающие соответствие информационных систем требованиям по стандартизации
В качестве средств, обеспечивающих соответствие информационных систем установленным требованиям, используются: · Плановая экспертиза, осуществляемая органом, независимым от органа власти или оператора, эксплуатирующего ИС как на стадии планирования (проектирования) ИС, так и при ее эксплуатации, а также в случаях межведомственных разногласий при интеграции государственных ИС или по обращениям граждан. Внешняя экспертиза должна осуществляться в минимально возможном числе случаев. · Декларирование владельцами (операторами, разработчиками по поручению владельцев) информационных систем факта их соответствия установленным требованиям. В заявлении о соответствии должны идентифицироваться все внешние интерфейсы систем и описание способов, которыми обеспечивается соответствие этих интерфейсов требованиям (перечни поддерживаемых спецификаций, сведения о документации и т. п.). 2.5.2.1. Методическая и проектная документация Помимо нормативного правового акта, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен обеспечить разработку и утвердить комплекс необходимых методических и справочных материалов, обеспечивающих повседневную деятельность государственных и муниципальных служащих, а также поставщиков и разработчиков государственных информационных систем. Для разработчиков подготавливаются: методические рекомендации, руководства, ТУ, инструкции и требования по техническому и рабочему проектированию, классификаторы, спецификации. Разработка методической и технической документации осуществляется в процессе создания элементов ИПД РФ в соответствии с общесистемными требованиями, организационными положениями и техническими стандартами.
В качестве проектной технической документации для реализации Системного проекта необходимо пользоваться следующими спецификациями OGS: Таблица 2
2.6. Управление созданием и развитием ИПД РФ
2.6.1. Планирование. Этапы создания ИПД РФ Разработка плана мероприятий предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса задач: · соответствие планируемых мероприятий направлениям работ, предусмотренных «Концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской федерации», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р; · системный подход, комплексность при создании и развитии Инфраструктуры с учетом обеспечения совместимости и взаимодействия в её сфере эксплуатируемых и создаваемых государственных информационных систем, оперирующих пространственными данными; · оценка потребностей в финансовых средствах с учетом необходимости обеспечения установленного порядка разграничения расходных обязательств; · оценка результатов и социально-экономической эффективности мероприятий, которая осуществляется на основе расчета целевых показателей. В ПРИЛОЖЕНИИ 3 к Системному проекту представлена Сводная программа мероприятий по разделам и этапам реализации 2.6.2. Мониторинг и отчетность Необходимо, чтобы органы государственной власти, являющиеся Участниками ИПД РФ, были обязаны: · производить мониторинг реализации задач ИПД РФ в сфере своего ведения, а также полноты использования для данной цели своих информационных систем, содержащих пространственную информацию, и делать результаты этой деятельности доступными Совета по геодезии, картографии и развитию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на постоянной основе.
· Предоставить Совету ежегодный отчет, включающий в себя обобщенное описание следующих позиций: – координация между Операторами ИПД; – отношения с третьими сторонами (доступность данных); – обеспечение гарантии совместимости и качества данных; – использование Инфраструктуры для нужд подведомственной сферы управления; – соглашения по совместному использованию данных с различными административными органами; – затраты и выгоды от внедрения инфраструктурных элементов. Деятельность состоит в разработке механизмов, методологий и индикаторов, посредством которых: · производится непрерывный мониторинг реализации и использования элементов ИПД РФ в отношении тех целей, которые были определены Концепцией; · представляется регулярный отчет с описанием мер, направленных Участниками ИПД РФ на реализацию требований, определенных Концепцией, с целью превращения их в конкретные мероприятия и описание достижений и нерешенных проблем; Собранные отчеты и индикаторы проверяются, и передаются Совету. Деятельность по мониторингу касается следующих вопросов (критерии отбора индикаторов): · существование, согласованность и доступность метаданных; · существование, уровень гармонизации наборов пространственных данных и сервисов и их внутренняя согласованность; · существование, согласованность, производительность и использование сетевых сервисов; · существование и пригодность для целей организации совместного использования данных; · кооперация и координация Заинтересованных Сторон; · осуществимость и аспекты автоматизации реализации мероприятий мониторинга. На начальном этапе процесс может быть построен на текущих результатах деятельности, который включает в себя: · анализ всех эксплуатируемых органами государственной власти информационных систем, содержащих базовые пространственные данные и изучение состояния их качества и пригодности для использования в сфере ИПД РФ, возможности и целесообразности их приведения в пригодное состояние с учетом значимости исследуемых данных для целей совместного использования в сфере Инфраструктуры;
· перечень индикаторов для мониторинга реализации ИПД РФ; · осуществление обратной связи с Участниками по составу и характеристикам предоставляемых данных и перечню индикаторов и подготовка обновленной версии. Индикаторы мониторинга должны быть разработаны таким образом, чтобы способствовать проведению процесса постоянного мониторинга с наименьшими затратами. Основные требования по управлению мониторингом и обязательной отчетности должны быть утверждены на уровне нормативного правового акта Правительства РФ или Минэкономразвития России.
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ Содержание раздела 3.1. Общие положения технической архитектуры ИПД РФ 3.1.1. Предметная область и цели создания технической архитектуры ИПД РФ 3.1.2. Применение стандартов и спецификаций 3.1.3. Основы архитектуры 3.2. Информационно-технологическая платформа 3.2.1. Обеспечение технологической совместимости пространственных данных, информационных систем, и сервисов 3.3. Пространственные данные и их метаданные. Форматы 3.3.1. Форматы векторных данных 3.3.2. Форматы растровых данных 3.3.3. Форматы сенсорных данных 3.3.4. Форматы метаданных 3.3.5. Форматы для описания предписаний по визуализации пространственных данных (SLD/SE) 3.3.6. Форматы для составления карт (WMC) 3.3.7. Форматы фильтров и запросов (GML-Filter-Encoding) 3.4. Сервисы 3.4.1. Сервисы отображения данных 3.4.2. Сервис Web 3D Service 3.4.3. Сервисы загрузки 3.4.4. Поисковые сервисы 3.4.5. Сервисы обработки 3.4.6. Сенсорные сервисы 3.4.7. Системный реестр 3.5. Информационная безопасность 3.5.1. Требования к безопасности 3.5.2. Стандарты 3.5.3. Геопортал 3.5.4. Каталог пространственных данных 3.5.5. Тестовая среда ИПД РФ Testsuite 3.1. Общие положения технической архитектуры ИПД РФ 3.1.1. Предметная область и цели создания технической архитектуры ИПД РФ Предметная область технической архитектуры ИПД РФ определяется средой автоматизации информационного обмена, в которой объектами автоматизации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, а также иные организации-поставщики при осуществлении деятельности по публикации и предоставлению пользователям доступа к геоинформационной продукции, картографическим материалам и пространственным данным и их метаданным (далее также – информационные ресурсы) с использованием WEB-технологий.
При создании архитектуры ИПД РФ с учетом её предназначения и изложенных в п. 2.1 основных принципов и условий формирования модели ИПД РФ, основными критериями, определяющими качество её реализации являются: Оперативная совместимость Архитектура ИПД РФ является открытой архитектурой. Она позволяет осуществлять обмен совместимыми данными через стандартизированные интерфейсы, и потому зависит от поставщиков и предоставляемой информационной продукции. Возможность расширения Архитектура ИПД РФ ориентирована на предоставление услуг и состоит из множества независимых друг от друга компонентов. Согласно принципам строения подобных архитектур она может быть в любой момент расширена за счет новых компонентов. Универсальность Архитектура ИПД РФ основана на открытых стандартах и универсальных принципах применения, поэтому может применяться вне зависимости от специализации органов и организаций на всех уровнях государственной власти и управления, в науке и экономике. Доступность Архитектура ИПД РФ обеспечивает доступность служб согласно правовым условиям, возможностям пользователей и функциональным возможностям служб. Эффективность Архитектура ИПД РФ обеспечивает производительность предоставляемых сервисов, в особенности по времени обработки запросов, согласно правовым условиям и возможностям пользователей. Возможность тестирования Составляющие архитектуры ИПД РФ можно всегда проверить на соответствие рекомендованным в данном разделе стандартам. Степень их совместимости можно измерить при помощи набора тестов. Масштабируемость Архитектура ИПД РФ при расширении и распределении отдельных компонентов обеспечивает достаточные производительность и доступность, в том числе при изменении качества запросов, как, например, при росте нагрузок на ИПД. Безопасность В архитектуре ИПД РФ используются существующие архитектуры обеспечения безопасности для обеспечения надежности, постоянного использования и достоверности пространственных данных и сервисов. Технологичность Методы, оборудование и процессы или сравнимые с ними методы, оборудование и процессы должны были доказать свою эффективность на практике или, если этого еще не случилось, успешно доказать свою эффективность во время испытаний. Разрабатываемые в процессе реализации ИПД РФ технические концепции и решения соответствуют критерию технологичности, если 1) они опираются на общепризнанные научные и технические выводы и на опыт, 2) они опубликованы, т.е. доступны общественности, 3) их практичность представляется доказанной и 4) они целесообразны и осуществимы с экономической точки зрения. 3.1.2. Применение стандартов и спецификаций В архитектуре ИПД РФ стандартам, форматам и концепциям (далее – решения) присваивается одна из трех ступеней различной обязательности согласно их соответствию техническому положению: основополагающие, факультативные и ожидаемые для применения в ИПД РФ. Примечание - Применяемый в контексте данного раздела термин, обозначающий обязательность применения стандарта, не противоречит принципу российского законодательства о добровольности применения стандартизованных требований. Упоминаемая обязательность будет возникать в силу исполнения общесистемных норм и соглашений, включающих также соблюдение определенных технических требований при осуществлении отдельных видов деятельности в сфере ИПД РФ, либо в силу исполнения конкурсных требований при размещении соответствующих государственных и муниципальных заказов. Поскольку национальная система стандартизации в области ИПД РФ находится только на стадии становления, в данном разделе приводятся, в основном, ссылки на международные стандарты и спецификации, которые в целях применения разграничены на три типа стандартов: · обязательные. Стандарты, которые обязательны для использования, поскольку они доказали свою ценность на практике и являются предпочтительными решениями. · рекомендуемые. Стандарты относятся к этой категории, если они доказали свою ценность на практике, но они не являются абсолютно обязательными, поскольку требуется их дальнейшая гармонизация для того, чтобы их перевести в категорию обязательных. · стандарты на стадии рассмотрения. Стандарты относятся к этой категории, если они уже прошли существенный путь в своем развитии, но еще недостаточно устоялись или не проверены в достаточной мере практикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|