Экстремальные ситуации и человек
Стр 1 из 61Следующая ⇒ Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика
Учеб.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, - 607 с. Аннотация. Памяти Михаила Андреевича и Елены Александровны Столяренко Автор ВВЕДЕНИЕ Возможно, что кто-то, прочитав название книги, «споткнется» на слове «психопедагогика», недоуменно пожмет плечами или скептически усмехнется («Чего только сейчас не придумают?!»). Это понятие, в самом деле, встречается еще довольно редко[1] и о его значении при размышлении можно только догадываться в интуитивном тумане. Попытаемся четче обрисовать его: психопедагогика — комплексное, психолого-педагогическое прикладное знание, ориентированное на совершенствование работы с людьми. Она предполагает тесно взаимосвязанные: • исследование психологических феноменов, закономерностей и механизмов, свойственных педагогической работе с людьми, подчиненное интересам ее совершенствования; • детальную педагогическую проработку системы такой работы (целей, задач, содержания, условий, форм, методических технологий, обеспечения, регулирования, контроля, оценки и др.), строго опирающуюся на психологические исследования или совмещенную с ними. Психопедагогика позволяет преодолеть нередко встречающиеся:
• абстрактность и объяснительный, неконструктивный характер многих психологических исследований, связанных с жизненно важными для людей проблемами, но не содержащих ответа на вопрос «что делать?»; • педагогический эмпиризм (типа: «практика показала», «опыт подтвердил»), недостаточную научно-психологическую обоснованность немалого числа педагогических решений и методических разработок. В последние 30—40 лет активно развивается отрасль психологии, находящаяся на стыке с педагогикой и именуемая педагогической психологией (сейчас она занимается, правда, только исследованием психологических аспектов образования, а поэтому ее правильнее было бы называть пока психологией образования. Свое название она может оправдать лишь охватив и другие направления приложения данных психологии в педагогической практике). Но в педагогике нет отрасли психологическая педагогика. Психопедагогака, вероятно, способствует заполнению этого неоправданно существующего научно-прикладного вакуума. Педагогика в решении своих проблем и особенно при определении целей, задач, содержания принимает во внимание широкий комплекс обоснований — философских, социальных, правовых, организационных, технических, собственно педагогических, психологических и иных. Психопедагогика же рассматривает только психологические обусловливания педагогических решений, но со всей научной тщательностью и детальностью. Экстремальная психопедагогика — одно из наиболее актуальных направлений психопедагогики. Она представляет собой комплексный психолого-педагогический анализ действий человека в экстремальных ситуациях, его подготовки к ним, а также комплексную разработку путей совершенствования того и другого. Экстремальные ситуации — практически и психологически трудные для человека жизненные, профессиональные и иные ситуации, сопряженные с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, опасностями, чреватые нежелательными последствиями (порой возможностью гибели). Успех действий человека при угрозе и возникновении экстремальных ситуаций возможен только при его полноценной подготовленности к ним. /
Самые общие концептуальные положения настоящего учебного пособия таковы. Во-первых, проблемам экстремальных ситуации в жизни человечества, общества и людей посвящено сейчас немало книг, что вызвано прежде всего спросом на подобного рода литературу из-за введения в образовательных учреждениях обязательной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (с вариациями названия). В них детально описываются экстремальные ситуации, содержание правовых документов по безопасности, организация безопасности, технические средства безопасности, проблемы безопасной среды и условий труда, организационные меры при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций и ликвидации их последствий. В этих книгах есть все; но нет только человека. Его существование как бы подразумевается, он — главное заинтересованное и действующее лицо экстремальных ситуаций — находится где-то «за кадром». Нет слов, такие книги нужны (хотя, заметим, что их организационно-техническое содержание не очень соответствует названию «Безопасность жизнедеятельности»), но их явно недостаточно. Трудности и проблемы экстремальных ситуаций находятся не только вне человека, но и в нем самом. Ему обязательно надо знать и понимать себя, уметь готовить себя, управлять собой, чтобы выходить из экстремальных ситуаций победителем. Помочь ответить на эти вопросы и написано учебное пособие. Во-вторых, к экстремальным ситуациям в жизни человеку следует относиться как к неизбежности, как к неотъемлемой ее черте, в известном смысле как к норме. Иной жизнь никогда не была и быть не может. Экстремальность присуща жизни человека с момента его появления на Земле, прятавшегося в пещерах, безоружного, а потом придумавшего для своей безопасности палицу, затем каменный топор, нож, копье, лук, щит, меч, ружье и т.д. Остроумно и выразительно начинается учебное пособие для школьников 1—3 классов:
«Когда люди жили еще в пещерах, они заметили, что у зверей БОЛЬШИЕ зубы, а у человека маленькие. И что когти у зверей БОЛЬШИЕ, а у человека не на что посмотреть. Поэтому самый первый урок в самой первой школе был уроком безопасного поведения»[2]. Экстремальными ситуациями насыщена и жизнь современного человека. Надеяться, что кто-то сможет жить без трудностей, проблем, неудач, даже потрясений или когда-то наступит рай, в котором их не будет, безнадежно и опрометчиво. «Богатые тоже плачут» — не без смысла назван один из многосерийных фильмов. «Нет радости без слез», «и на солнце бывают пятна» — народные мудрости закрепляют уроки миллионов поколений людей, свидетельствующие о неизбежности «светлых и темных полос» в жизни каждого, удовольствий и проблем, радостей и печалей. Поэтому нет нужды причитать по поводу трудностей жизни. Неизбежный и разумный вывод — готовиться как следует к встрече с ними. Культура современного образованного человека предполагает его подготовленность к трудностям жизни, здоровое отношение к ним и их преодолению, культуру саморегуляции поведения и своих состояний. В-третьих, экстремальных ситуаций и стрессов, вызываемых ими, вряд ли стало сейчас больше, как часто пишут. Жизнь пещерного жителя, практически безоружного, едва прикрытого кусками шкур, окруженного многочисленным свирепым зверьем (которого в то время было множество), воспринимавшего гром, молнии, землетрясения, мороз, огонь, радугу и пр. с мистическим ужасом, трудно назвать более спокойной и комфортной. Дело скорее не в количестве, а в разнообразии и ином характере трудностей и их возможных последствий. Ноосфера, созданная человеком, устранив большинство прежних проблем жизни, породила новые. Другим стал и человек, новое значение для него приобрели многие обстоятельства жизни. Сегодня человеку нужна более обстоятельная и многогранная подготовка для успешных действий в экстремальных ситуациях. Нельзя и рассчитывать, что всему человек научится в опыте жизни методом проб и ошибок. Давно известно, что умные учатся на ошибках других, а не очень умные — на собственных ошибках. Сегодня учиться на своих ошибках в экстремальных ситуациях накладно, да и не безопасно.
В-четвертых, экстремальные ситуации это не всегда плохо, как зачастую думают. Не случайно в народе говорят: «нет худа без добра», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «за битого двух небитых дают». Развитие человека всегда идет путем преодоления трудностей, при напряжении, повышенной активности и затратах сил. Встречи с трудностями учат человека, обогащают его полезным для жизни опытом, повышают жизнестойкость. Они могут коренным образом изменить личность человека и его судьбу, заставить иначе посмотреть на окружающее и на себя (педагогике известен «метод взрыва»). Экстремальный опыт позволяет по-новому почувствовать то, что до него воспринималось будничным и обычным, положительные события после перенесенных трудностей приносят больше радости, а благополучие и счастье переживаются более глубоко и ценятся выше. Чтобы почувствовать подлинную радость, говорят, надо понять что такое горе. И, напротив, пресыщенность человека удовольствиями притупляет положительные чувства и простое ограничение удовольствий при избалованности, не представляющее никаких угроз, воспринимается чуть ли не как крушение жизни. Опыт преодоления трудностей экстремальных ситуаций диалектичен: одних он может закалить, но надломить других. Известно, что прививки — это заражение организма, но такое, преодолевая которое он крепнет и приобретает иммунитет к заболеванию. Психологически и педагогически грамотно построенная экстремальная подготовка позволяет обучающимся приобрести посильный экстремальный опыт, подготовить к встрече с жизненными трудностями, обеспечить успех в их преодолении. Это своего рода «учебная экстремальная прививка». В-пятых, преобладающему числу публикаций по экстремальной проблематике свойственен запугивающий оттенок. В них даже специалисты опасных профессий, решающие в экстремальных ситуациях возложенные на них задачи, представляются чуть ли не как люди попавшие в беду, а побывавшие в них именуются жертвами, потерпевшими, пациентами, больными, лицами с психическими расстройствами и т.п. Проведенные автором исследования и практический личный опыт пребывания в экстремальных ситуациях, вплоть до угрожавших гибелью, позволяют утверждать, что такая оценка является односторонней, не соответствует реальности и нуждается в уточнении. Естественно, негатив имеет место, но причина его не в том, что люди участвуют в экстремальных событиях, а в том, что зачастую просто не подготовлены к ним. Полноценная экстремальная подготовка человека приводит к диаметрально противоположным психологическим и практическим результатам. Когда негатива оказывается действительно слишком много, то причина тому не в экстремальных ситуациях, а в низком уровне экстремальной подготовки людей, в том числе и специалистов.
В-шестых, подавляющее число психологических публикаций по экстремальной проблематике, вышедших в последние десять лет, посвящено психологическим последствиям преодоления экстремальных ситуаций (постэкстремальной адаптации, посттравматическому стрессу, психогениям, способам психологической и медицинской реабилитации пострадавших). В сравнении с этим число исследований и публикаций по экстремальной подготовке людей мизерно мало. Публикаций же по проблемам экстремальной педагогики практически нет. Справедливо говорят, что пожар легче предупредить, чем потушить. Чтобы свести к минимуму вероятность психических потрясений и не создавать трудных постэкстремальных проблем, надо больше и лучше заниматься вопросами их предупреждения, лучше готовить людей к встрече с трудностями и их преодолению. Есть острая необходимость, как минимум, сбалансировать теоретический и практический интерес к проблемам «до» и «после». Из этих соображений в настоящем пособии акцент делается на рассмотрение системы эффективной экстремальной подготовки и поведения человека, предупреждающего его попадание в ситуации большой трудности, слабо освещенной в современной литературе. В седьмых, практический аспект. Публикации психологов и педагогов по экстремальным проблемам написаны обычно либо с позиций психологии, психофизиологии, физиологии, психиатрии, педагогики, соответственно специфике предмета своей науки, в то время как практическому работнику безразлично, к какой науке относятся способы решения стоящей перед ним проблемы; его интересуют конкретные рекомендации по совершенствованию дела, от кого бы они не исходили. Не будет ошибкой сказать, что в прикладных проблемах человека и работы с ним вопросы психологии и педагогики часто, если не всегда, объективно находятся в тесной взаимосвязи. К такой взаимосвязи мы и стремились при написании пособия. Педагогика — наука широких практических возможностей, хотя в представлении многих людей она — наука о детях, школе, образовании. Впрочем, она действительно пока интересуется преимущественно ими (даже учебники под названием «Педагогика» ограничиваются соответствующей проблематикой, хотя уместнее другое название их «Школьная педагогика») и отстает от удовлетворения разнообразных потребностей жизни взрослых людей и специалистов разных профессий. Можно утверждать, что возможности педагогики откровенно недооцениваются как ею самой так и массовой практикой. Может быть, современная популярность психологии, ставшей почти модой, в какой-то степени отвлекает внимание практиков от педагогики, затмевает видение ее богатых практических возможностей в решении проблем взрослой жизни, профессиональной деятельности, укрепления и развития российского общества (зачастую они просто не идентифицируются как педагогические и лучше решаемые с помощью педагогики). Педагогический аспект учебного пособия, как мы надеемся, послужит одним из подтверждений практических возможностей педагогики в обеспечении успеха и безопасности жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях. Вспоминаются слова замечательного русского ученого К.А. Тимирязева о том, что работать надо для науки, а писать для народа. Мы стремились к дидактичному изложению, — систематичному, последовательному, доступному, доказательному, — которое, очевидно, должно быть присуще любому учебному пособию, ориентированному на школу (среднюю, высшую, профессиональную) и на практических работников. Много раз приходилось убеждаться, что написанное тяжелым научным языком, хотя и тешит самолюбие автора, но не имеет перспектив широкого проникновения в практику. Материалы, нашедшие отражение в пособии, — не заумная теория, а воплощение результатов анализа существующих публикаций по экстремальным проблемам, итогов 30-летних исследований автора, личного профессионального опыта службы в вооруженных силах, военно-морском флоте и правоохранительных органах, желание поделиться опытом и знаниями с людьми, особенно молодыми, могущими попасть, попадающими или находящимися в трудных жизненных и профессиональных ситуациях. С благодарностью и уважением отношусь к моим коллегам, оказавшим мне добрую помощь в подготовке пособия, — И.И. Амино-ву, А.В. Кокурину, И.О. Котеневу, А.Д. Лазукину, B.C. Петрову, В.М. Позднякову, А.П. Соловьеву и В.П. Трубочкину. Экстремальные ситуации и человек
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|