Проблемы экстремальности в психологии и педагогике
Осмысление проблем подготовки людей к экстремальным ситуациям и действиям в них началось задолго до возникновения научно-психологических и научно-педагогических исследований. С древнейших времен человеку приходилось бороться за выживание, участвовать в опасных охотах на крупных зверей, отражать нападения враждебных племен, испытывать на себе воздействие грозных сил стихии. Во времена Древней Греции, Рима, Египта были созданы первые системы подготовки воинов и населения к ведению войн и защите от врагов. Именно с проблем вооруженной борьбы началось осмысление экстремальных ситуаций. Зародыши современного понимания проблем действий в военно-опасных ситуациях мы находим лишь в Эпоху Возрождения (Ренессанса, XIV—XVI вв.), расцвета наук и перехода от средневековой культуры к новой. Эмпирические военно-психологические и военно-педагогические взгляды накапливались у выдающихся военных деятелей, частично были воплощены в их собственных трудах и, еще больше — в работах исследователей их наследия. Наиболее заметны в этом отношении труды итальянца Никколо Макиавелли (1469—1527), книги «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» российского полководца А.В. Суворова (1730—1800), мемуары французского полководца Наполеона Бонапарта (1769—1821), сочинения немецкого военного теоретика Карла Клаузевица (1780 — 1831). Внимательно изучалось в XIX в. наследие видных российских военных деятелей — Петра I (1672—1725), П.А. Румянцева-\ Задунайского (1725-1796), М.И. Кутузова (1745-1813), Г.И. Бута-кова (1820—1882), СО. Макарова (1848—1904), М.И. Драгомирова (1830—1905) и др. Тогда появились первые специальные психологические и педагогические работы[3]. Военная психология продолжала интенсивно развиваться в XX в. Мощные импульсы ее развитию дали Первая и Вторая мировые войны, Великая Отечественная война[4], появление в середине века оружия массового поражения, война между Египтом и Израилем, начавшаяся в 1956 г., и другие локальные войны, продолжающиеся в разных точках планеты до настоящего времени.
В последние десятилетия внимание военных психологов было сосредоточено на вопросах боевой деятельности, обеспечения бдительности и боевой готовности, боевой службы кораблей военно-морского флота, действий при угрозе и внезапном начале войны и др.[5] Широкое развитие получила военная педагогика[6], существенный вклад в которую внесли работы А.В. Барабанщикова (1924— 1997) и его учеников[7]. Исторически вторыми в исследовании экстремальных ситуаций, вероятно, стали проблемы правоохранительной деятельности: охрана общественного порядка, ликвидация массовых беспорядков, расследование преступлений. Исследователи отмечали значительные психологические трудности решения этих задач, рассматривали способы подготовки профессионалов к их преодолению, трудности отбытия наказания заключенными в тюрьмах. Осуществленные во второй половине XIX в. во многих странах мира (в России с 1864 г.) судебные реформы, утверждавшие в судопроизводстве принципы независимости и несменяемости судей, состязательности судебного процесса и равноправия сторон, признания вердикта суда присяжных и др., создали благоприятные условия для востребованности психологических и педагогических знаний. Для конца XIX и первой трети XX вв. характерным было активное изучение психологии лиц, отбывающих наказания. Исследования экстремальных проблем в юридической психологии были продолжены в последней трети XX в.[8], активизировавшись в 90-е годы в связи с обострением криминальной ситуации в стране. Это привело к возникновению особых научно-прикладных направлений под названиями экстремально-юридическая психология и экстремально-юридическая педагогика.
Проблемы экстремальности труда не могли не привлечь внимания специалистов по труду в конце XIX — начале XX вв. — в период его всеобщей машинизации, появления конвейерного производства, воздушного и автомобильного транспорта. Начало было положено американским инженером Ф.У. Тейлором (1856—1915), разработавшим основы научной организации труда. Вопросы рациональных приемов работы, конструирования рабочих мест и инструмента, профессионализма работающих, режима труда и отдыха, предупреждения нервно-физических перегрузок, порождающих брак и профессиональные заболевания, профилактики поломок, аварий, производственного травматизма исследовались и исследуются поныне в психологии труда, физиологии труда, гигиене труда, педагогике профессионального обучения3. К середине XX в., с появлением новой техники и распространением операторского труда, возникает новое направление исследований и прикладных разработок — инженерная психология, в центре интересов которой стоит система «человек-машина», т.е. проблемы оптимального и надежного функционирования, надежности труда человека-оператора1. Специальному исследованию подвергнуты и некоторые виды профессионального труда, отличающиеся повышенной экстремальностью и нуждающиеся в особом обеспечении безопасности: космонавтов, летчиков, моряков, водителей, пожарных, бизнесменов2. Трудности повседневной жизни людей, возросшие в период бурного развития капитализма во второй половине XIX в., тоже не остались без внимания ученых. В Америке под влиянием получивших распространение философии прагматизма и идей социал-дарвинизма (считавшего, что в человеческом сообществе и в животном мире действуют одни и те же законы борьбы за существование и естественного отбора) была разработана система подготовки учащихся к реальным трудностям жизни, получившая название «школы жизни». Внимательно стали изучаться трудности борьбы за выживание и вопросы достижения успеха в условиях ожесточенной рыночной конкуренции и необходимости уметь защищать себя и свои интересы. Общеобразовательный компонент обучения был сведен к минимуму за счет усиления прикладного — подготовки к жизни. Проблемы жизни людей подвигли и психиатров к изучению причин распространения психической патологии, а также разработке мер по ее лечению и профилактике. Доминирующее значение приобрели вначале идеи австрийского психиатра 3. Фрейда о бессознательном, инстинктивных влечениях человека (сексуальном, агрессивном, родительском, страха смерти), конфликты которых с сознанием (по его мнению) и выступают основной причиной бесконечно испытываемых людьми страданий и внутренних конфликтов и возникающих на этой основе отклонений в психике. Большинство последователей 3. Фрейда (неофрейдисты), пытаясь преодолеть шокирующую пансексуалистическую акцентуацию его учения, продолжали искать другие причины трудностей в бессознательной сфере.
Во второй половине XX в. в зарубежной психологии возникло гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл и др.), рассматривавшее человека не как вечно страдающее существо, а оптимистично оценивавшее возможности людей и разрабатывавшее психологические пути реализации каждым человеком своих возможностей и достижения успеха в жизни (самореализация и самоутверждение). К схожей цели стремилась и отечественная психологическая наука («от каждого по способности»). В ней сложилось целое направление исследований психологии человека в трудных условиях1. С большой тщательностью исследовались экстремальные ситуации в спорте, который, как известно, для достижения победы требует от человека предельных физического и психического напряжений. Психология и педагогика спорта — особые направления наук, внесших заметный вклад в разработку путей решения экстремальных проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|