Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение навыкам эксоертно-консультационной работы

В конце 1970-х годов было предложено и получило развитие большое количество моделей обучения навыкам эксперт-консультационной работы (Brown, 1993; Brown, Pryzwansky & Schulte, 1998; Conoley, 1981; Kratochwill & Bergan, 1978; Randolph, 198G). Большинство моделей базируются на идее формирования компетентности и обращают внимание на различные способы обучения консультантов, например дидактическое обучение, обучение в лабораторных или полевых условиях и супервизирование (Gallessich, 1974).

Превосходным примером модели обучения навыкам экспертного консультирования, в которой предпринята попытка синтезировать все известные знания, является методика обучения Стума Directed Individual Response Educational Consulting Technique (DIRECT) (Stum, 1982). Ее цель – помочь студентам усвоить то, что они, как предполагается, делают в процессе консультации и как они делают это. Стум рассматривает эксперт-консультационную работу как системный процесс, подразделяющийся на ряд последовательных ступеней. Модель организована таким образом, чтобы начинающие студенты могли получить представление о экспертном консультировании как о развивающемся процессе. Она включает в себя следующие ступени: 1) установление консультационных отношений, 2) идентификация и уточнение проблемной ситуации, 3) определение результата, который необходимо достичь, 4) выдвижение идей и выработка стратегии, 5) разработка плана, 6) уточнение плана и 7) оформление эксперт-консультационных отношений. В своей модели Стум также предлагает четыре последовательные подсказки для каждой из семи ступеней. Базирующиеся на идее систематического обучения навыкам отношений между людьми, эти подсказки обеспечивают схему для консультанта и консультируемого, позволяющую приступать к экспертному консультированию, начинать работу, обучаться и оценивать каждую ступень в процессе эксперт - консультирования. Для каждой ступени и для каждого уровня процесса ' обучения навыкам консультационной работы предусмотрены ключевые слова. Оценочная карта (Techniqe and Relationship Evaluation Chart – TREC) – предназначена для того, чтобы оценить степень компетентности, которой достигает обучаемый консультант-эксперт в области используемых техник и навыков построения отношений (см. с. 581).

Браун (Brown, 1985, 1993) также предлагает последовательные стадии обучения консультантов-экспертов гуманитарных служб. Он подчеркивает необходимость овладения дидактическими навыками, умением работать в лабораторных и полевых условиях. Кроме того, он подробно останавливается на трудностях таких,как сопротивление) и на стратегиях преодоления этих трудностей (например, на способах выбора подходящих воздействий). Согласно его модели, преподаватели должны помогать учащимся осваивать навыки консультационной работы с помощью анализа материалов по отдельным случаям и с помощью моделирования когнитивных стратегий по результатам обсуждения этих случаев. В обучении они должны использовать сократический метод обсуждения[32]. Браун подчеркивает, что квалифицированный консультант-эксперт должен владеть концептуальными навыками и уметь налаживать отношения на каждой из пяти стадий эксперт-консультирования. Вот эти стадии: 1) установление отношений, или начальная стадия, 2) оценка, или идентификация проблемы, 3) формулирование цели, 4) выбор и осуществление стратегии изменения и 5) оценка и завершение.

Галлесич (Gallesich, 1985) предлагает три модели, которые не являются взаимно исключающими, в качестве базы для построения моделей экспертного консультирования и для программ обучения консультантов-экспертов:

· научно-технологическое экспертное консультирование, которое направлено1 на устранение дефицита знаний. В этой модели консультант-эксперт выступает прежде всего в роли эксперта по информации и методам;

· экспертное консультирование по вопросам развития человека, когда основ-: ной обязанностью консультанта-эксперта считается функция учителя и помощника в развитии эмоциональных и познавательных процессов, влияющих на профессиональные и личностные отношения в организации;

· модель социально-политического экспертного консультирования, в которой консультант-эксперт берет на себя роль приверженца определенных ценностей с целью помочь осуществить изменения в организации так, чтобы они соответствовали этим ценностям, например нормам демократии. Методы обучения консультантов-экспертов, соответствующие этим моделям, все еще находятся в стадии разработки.

Диаграмма Стума

Ступень А– Формирование обстановки, характерной для консультирования

Действия

Подсказки

Уровень 1

 

Консультант слушает, наблюдает, повторяет и перефразирует высказывания консультируемого. Проявление внимания и ответное реагирование способствуют пониманию.

«Вы говорите, что...»

«Кажется, что проблема...»

«Итак, ситуация...»

Уровень 2

 

Консультант-эксперт использует термин консультировать или сотрудничать в отношении совместной работы. Объяснение пользы систематического процесса задает тон для собеседования.

«Мы можем обсудить совместно...»

«В нашей работе мы будем применять процесс решения проблемы».

Уровень 3

 

Консультант-эксперт кратко объясняет начальные шаги в процессе решения проблемы. Это первая попытка «обучения» в данной модели и дальнейшее уточнение направления для консультационного собеседования.

«Мы с вами предпримем несколько совместных шагов».

«Для уточнения проблемы мы должны в первую очередь ...»

«Теперь мы попытаемся определить некоторые цели в отношении...»

Уровень 4

Консультант-эксперт «подводит итог» ступени А и затем предлагает двигаться вперед к следующей ступени.

«Можем ли мы вместе пройти эту последовательность?» «Сначала, чтобы прояснить проблему, мы будем...»

Ступень Б – Идентификация – уточнение характера проблемы

Действия

Подсказки

Уровень 1

 

Консультант-эксперт проясняет предысторию, обстоятельства, причины и следствия проблемной ситуации.

«Расскажите поподробнее о предпосылках...» «Что вы расцениваете как результат влияния...» «Итак, ваша позиция по этому вопросу заключается в...»

Уровень 2

 

Консультант-эксперт анализирует главные факторы, представленные в проблемной ситуации. Определяется доминирующая «тема».

«Кажется, что главный фактор...» «Подведем итоги».

Источник: Stum D. (1982). DIRECT – A consultation skills training model. Personnel and Guidance Journal, 60, 300.

     

Зине (Zins, 1993) подчеркивает, что, прежде чем начинать экспертное консультирование, помимо профессиональной подготовки консультантов-экспертов, необходимо проводить обучение консультируемых навыкам разрешения проблем, коммуникативным навыкам и методам воздействия. Если консультируемые владеют этими навыками, они смогут лучше воспользоваться услугами эксперт-консультирования в конкретных условиях.

Резюме

Экспертное консультирование – системное понятие, подразумевающее владение разнообразными навыками (Parsons, 1996). Хотя значение эксперт-консультационной работы возрастает, ее характер по-прежнему остается не до конца определенным. В отдельных определениях экспертного консультирования подчеркивается, что оно является прежде всего косвенным видом обслуживания, обычно носит триадический характер, осуществляется добровольно, базируется на ролевых обязанностях, правилах и ценностях и ориентировано на достижение цели. Отмечаются существенные различия между непосредственным и экспертным консультированием, например в направленности действий, в условиях проведения и в способах, которым организуются коммуникации. Наиболее подходящими условиями для работы консультантов-экспертов являются гуманитарные службы, но для такой работы консультанты должны получить специальное обучение (Brown, 1993).

В литературе упоминаются четыре модели всестороннего экспертного консультирования. Это модель «эксперта», или обслуживания; модель «доктор – пациент», или выдачи рецепта; модель посредничества и модель развивающей консультации, или сотрудничества. Эти модели еще сильнее подчеркивают многомерность аспектов понятия экспертного консультирования. Существуют разные уровни эксперт-консультационной работы: индивидуальный, групповой и организационный. Консультационный процесс проходит определенные стадии (такие, как вступление, идентификация проблемы, реализация плана, развитие и завершение). Для успешного осуществления процесса необходим ряд соответствующих навыков и установок. Экспертное консультирование осуществляется в школах и агентствах. Для обучения консультантов-экспертов навыкам работы используются учебные модели. Идея экспертного консультирования и концепция работы консультантов в качестве консультантов-экспертов продолжают развиваться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...