Обучение навыкам эксоертно-консультационной работы
В конце 1970-х годов было предложено и получило развитие большое количество моделей обучения навыкам эксперт-консультационной работы (Brown, 1993; Brown, Pryzwansky & Schulte, 1998; Conoley, 1981; Kratochwill & Bergan, 1978; Randolph, 198G). Большинство моделей базируются на идее формирования компетентности и обращают внимание на различные способы обучения консультантов, например дидактическое обучение, обучение в лабораторных или полевых условиях и супервизирование (Gallessich, 1974). Превосходным примером модели обучения навыкам экспертного консультирования, в которой предпринята попытка синтезировать все известные знания, является методика обучения Стума Directed Individual Response Educational Consulting Technique (DIRECT) (Stum, 1982). Ее цель – помочь студентам усвоить то, что они, как предполагается, делают в процессе консультации и как они делают это. Стум рассматривает эксперт-консультационную работу как системный процесс, подразделяющийся на ряд последовательных ступеней. Модель организована таким образом, чтобы начинающие студенты могли получить представление о экспертном консультировании как о развивающемся процессе. Она включает в себя следующие ступени: 1) установление консультационных отношений, 2) идентификация и уточнение проблемной ситуации, 3) определение результата, который необходимо достичь, 4) выдвижение идей и выработка стратегии, 5) разработка плана, 6) уточнение плана и 7) оформление эксперт-консультационных отношений. В своей модели Стум также предлагает четыре последовательные подсказки для каждой из семи ступеней. Базирующиеся на идее систематического обучения навыкам отношений между людьми, эти подсказки обеспечивают схему для консультанта и консультируемого, позволяющую приступать к экспертному консультированию, начинать работу, обучаться и оценивать каждую ступень в процессе эксперт - консультирования. Для каждой ступени и для каждого уровня процесса ' обучения навыкам консультационной работы предусмотрены ключевые слова. Оценочная карта (Techniqe and Relationship Evaluation Chart – TREC) – предназначена для того, чтобы оценить степень компетентности, которой достигает обучаемый консультант-эксперт в области используемых техник и навыков построения отношений (см. с. 581).
Браун (Brown, 1985, 1993) также предлагает последовательные стадии обучения консультантов-экспертов гуманитарных служб. Он подчеркивает необходимость овладения дидактическими навыками, умением работать в лабораторных и полевых условиях. Кроме того, он подробно останавливается на трудностях таких,как сопротивление) и на стратегиях преодоления этих трудностей (например, на способах выбора подходящих воздействий). Согласно его модели, преподаватели должны помогать учащимся осваивать навыки консультационной работы с помощью анализа материалов по отдельным случаям и с помощью моделирования когнитивных стратегий по результатам обсуждения этих случаев. В обучении они должны использовать сократический метод обсуждения[32]. Браун подчеркивает, что квалифицированный консультант-эксперт должен владеть концептуальными навыками и уметь налаживать отношения на каждой из пяти стадий эксперт-консультирования. Вот эти стадии: 1) установление отношений, или начальная стадия, 2) оценка, или идентификация проблемы, 3) формулирование цели, 4) выбор и осуществление стратегии изменения и 5) оценка и завершение. Галлесич (Gallesich, 1985) предлагает три модели, которые не являются взаимно исключающими, в качестве базы для построения моделей экспертного консультирования и для программ обучения консультантов-экспертов: · научно-технологическое экспертное консультирование, которое направлено1 на устранение дефицита знаний. В этой модели консультант-эксперт выступает прежде всего в роли эксперта по информации и методам;
· экспертное консультирование по вопросам развития человека, когда основ-: ной обязанностью консультанта-эксперта считается функция учителя и помощника в развитии эмоциональных и познавательных процессов, влияющих на профессиональные и личностные отношения в организации; · модель социально-политического экспертного консультирования, в которой консультант-эксперт берет на себя роль приверженца определенных ценностей с целью помочь осуществить изменения в организации так, чтобы они соответствовали этим ценностям, например нормам демократии. Методы обучения консультантов-экспертов, соответствующие этим моделям, все еще находятся в стадии разработки. Диаграмма Стума | |||||||||||
Ступень А– Формирование обстановки, характерной для консультирования | |||||||||||
Действия |
Подсказки | ||||||||||
Уровень 1 |
| ||||||||||
Консультант слушает, наблюдает, повторяет и перефразирует высказывания консультируемого. Проявление внимания и ответное реагирование способствуют пониманию. | «Вы говорите, что...» «Кажется, что проблема...» «Итак, ситуация...» | ||||||||||
Уровень 2 |
| ||||||||||
Консультант-эксперт использует термин консультировать или сотрудничать в отношении совместной работы. Объяснение пользы систематического процесса задает тон для собеседования. | «Мы можем обсудить совместно...» «В нашей работе мы будем применять процесс решения проблемы». | ||||||||||
Уровень 3 |
| ||||||||||
Консультант-эксперт кратко объясняет начальные шаги в процессе решения проблемы. Это первая попытка «обучения» в данной модели и дальнейшее уточнение направления для консультационного собеседования. | «Мы с вами предпримем несколько совместных шагов». «Для уточнения проблемы мы должны в первую очередь ...» «Теперь мы попытаемся определить некоторые цели в отношении...» | ||||||||||
Уровень 4 | |||||||||||
Консультант-эксперт «подводит итог» ступени А и затем предлагает двигаться вперед к следующей ступени. | «Можем ли мы вместе пройти эту последовательность?» «Сначала, чтобы прояснить проблему, мы будем...» | ||||||||||
Ступень Б – Идентификация – уточнение характера проблемы
| |||||||||||
Действия | Подсказки | ||||||||||
Уровень 1 | |||||||||||
Консультант-эксперт проясняет предысторию, обстоятельства, причины и следствия проблемной ситуации. | «Расскажите поподробнее о предпосылках...» «Что вы расцениваете как результат влияния...» «Итак, ваша позиция по этому вопросу заключается в...» | ||||||||||
Уровень 2 | |||||||||||
Консультант-эксперт анализирует главные факторы, представленные в проблемной ситуации. Определяется доминирующая «тема». | «Кажется, что главный фактор...» «Подведем итоги». | ||||||||||
Источник: Stum D. (1982). DIRECT – A consultation skills training model. Personnel and Guidance Journal, 60, 300. | |||||||||||
Зине (Zins, 1993) подчеркивает, что, прежде чем начинать экспертное консультирование, помимо профессиональной подготовки консультантов-экспертов, необходимо проводить обучение консультируемых навыкам разрешения проблем, коммуникативным навыкам и методам воздействия. Если консультируемые владеют этими навыками, они смогут лучше воспользоваться услугами эксперт-консультирования в конкретных условиях.
Резюме
Экспертное консультирование – системное понятие, подразумевающее владение разнообразными навыками (Parsons, 1996). Хотя значение эксперт-консультационной работы возрастает, ее характер по-прежнему остается не до конца определенным. В отдельных определениях экспертного консультирования подчеркивается, что оно является прежде всего косвенным видом обслуживания, обычно носит триадический характер, осуществляется добровольно, базируется на ролевых обязанностях, правилах и ценностях и ориентировано на достижение цели. Отмечаются существенные различия между непосредственным и экспертным консультированием, например в направленности действий, в условиях проведения и в способах, которым организуются коммуникации. Наиболее подходящими условиями для работы консультантов-экспертов являются гуманитарные службы, но для такой работы консультанты должны получить специальное обучение (Brown, 1993).
В литературе упоминаются четыре модели всестороннего экспертного консультирования. Это модель «эксперта», или обслуживания; модель «доктор – пациент», или выдачи рецепта; модель посредничества и модель развивающей консультации, или сотрудничества. Эти модели еще сильнее подчеркивают многомерность аспектов понятия экспертного консультирования. Существуют разные уровни эксперт-консультационной работы: индивидуальный, групповой и организационный. Консультационный процесс проходит определенные стадии (такие, как вступление, идентификация проблемы, реализация плана, развитие и завершение). Для успешного осуществления процесса необходим ряд соответствующих навыков и установок. Экспертное консультирование осуществляется в школах и агентствах. Для обучения консультантов-экспертов навыкам работы используются учебные модели. Идея экспертного консультирования и концепция работы консультантов в качестве консультантов-экспертов продолжают развиваться.
|
|
|
|