Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповое экспертное консультирование

Консультация на уровне группы применяется в случаях, когда несколько человек сталкиваются со сходными проблемами (например, на работе).

Курпиус (Kurpius, 1986) утверждает, что в производственной ситуации, где применяется групповая форма консультации, группа может направлять усилия как на решение проблемы, так и на личностные аспекты. В группах, занимающихся разрешением проблем, консультант-эксперт выступает в роли катализатора и помощника. В личностно-ориентированных группах консультант-эксперт может помогать участникам группы сплотиться в команду для понимания и разрешения личностных проблем.

Одной из первых эффективных коллаборативных моделей консультации была так называемая С-группа (Dinkmeyer, 1971, 1973; Dinkmeyer & Carlson, 1973). Все аспекты этого подхода начинаются с буквы «С»: сотрудничество { collaboration), консультация { consultation), разъяснение { clarification), конфронтация { confrontation), заинтересованность (concern), конфиденциальность { confidentiality) и обязательство { commitment). Его главная цель состоит в том, чтобы предложить участникам группы новую информацию о человеческом поведении. Подход стимулирует участников группы:

· совместно работать на принципах равенства (сотрудничество);

· обмениваться информацией (консультация);

· осознавать связь между убеждениями, чувствами и действиями (разъяснение);

· открыто делиться мнениями друг с другом (конфронтация);

· сопереживать друг другу (проявлять заинтересованность);

· не допускать утечки информации за пределы группы (конфиденциальность);

· принимать программы действий для определенных изменений (обязательство).

Хотя модель «С-группы» имеет достаточный потенциал для того, чтобы существенным образом повлиять на взаимоотношения родителей и детей, группа всегда составляется из взрослых, поскольку, в соответствии со своей ориентацией на теорию Адлера, сторонники подхода считают, что взаимоотношения родителей и детей в любом случае контролируются взрослыми. Кроме того, этот подход никогда не применяется как теоретический базис консультирования, а используется только для обмена информацией и взаимной поддержки.

Войт, Лоулер и Фулкерсон (Voight, Lawler & Fulkerson, 1980) разработали программу, которая помогает женщинам принимать решения в ситуациях, связанных с кризисом среднего возраста. Эта программа имеет некоторые параллели с моделью «С-группы», благодаря своей направленности на активизацию у клиентов навыков самопомощи и на распространение информации в условиях группы. Программа использует уже существующие женские социальные объединения, чтобы помочь женщинам стать более устойчивыми психологически и более информированными относительно ресурсов и возможностей своего сообщества. Долгосрочная польза этой программы заключается в том, что участники не только становятся лучше осведомленными и самостоятельными, но и получают возможность жить в дальнейшем в таком окружении, в котором они могут получать поддержку и информацию от других людей, переживших подобный опыт. Подобным же образом был создан центр самопомощи для подростков, предназначенный для групповой консультационной работы (O'Brien & Lewis, 1975). В этом центре, который был первоначально создан для работы с наркоманами, клиентам предоставляют информацию и методики помощи друг другу.

Экспертное консультирование организаций/сообществ

Поскольку экспертное консультирование организаций и сообществ значительно разнообразнее, чем индивидуальное или групповое консультирование, для продуктивной работы на этом уровне консультанты-эксперты должны обладать разносторонними системными знаниями. В отличие от индивидуального или группового уровня работы, консультанты-эксперты, работающие с организациями, являются внешними по отношению к проекту, хотя подобная ситуация может иметь место и на индивидуальном или групповом уровне. Например, консультанты могут давать политические консультации, потому что они находятся «в позиции посредников, которые могут эффективно доводить до сведения политиков и администрации всех уровней проблемы тех людей, которым они служат» – (Solomon, 1982, р. 580). Такие действия предполагают отстаивание интересов отдельных представителей, а также прогнозирование и предоставление рекомендаций специальным комитетам.

Поле фокуса

Характеристика содержания

 

Рис. 18.2. Модель Элпина

Источник: Aplin J. С. (1978). Business realities and organizational consultation. Counseling Psychologist, 13, 400.

Конайн (Сопупе, 1975) упоминает другие примеры консультационной работы на уровне сообществ или организаций. С помощью составления экологических карт он обращает внимание на положение индивида в окружающей среде. Другими словами, он полагает, что, когда консультанты находят людей, живущих или работающих в условиях, далеких от оптимальных с точки зрения психического здоровья, консультанты могут выступить инициаторами изменений, направленных на улучшение условий для данной популяции.

Бэрроу и Прозен (Barrow & Prosen, 1981) также указывают на важность работы консультанта-эксперта по экологическим факторам, но они считают необходимым добиваться глобального изменения. Помимо оказания помощи клиентам в выборе способов преодоления стресса, консультанты должны помочь клиентам изменить факторы, вызывающие стресс. Этот процесс осуществляется лучше, если действия направлены на структурные изменения системы, а не человека в ней. Эплин (Aplin, 1985) предложил модель, описывающую содержательную и процессуальную стороны процесса, в которых консультант-эксперт должен разбираться при работе на уровне организаций или сообществ (рис. 18.2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...