Тема 3. Функции и социальные роли социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции. Аналитико-диагностическая функция: изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности; ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка; устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи; содействует выявлению особо одаренных детей; выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Прогностическая функция: на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности; строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы. Организационно-коммуникативная функция: способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;
формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых; строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества. Коррекционная функция: осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной; усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния; осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью. Координационно-организационная функция: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга; включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований; организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи; выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем. Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам: оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;
устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом). Охранно-защитная функция: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Психотерапевтическая функция: заботится о душевном равновесии ребенка, о его чувствах, переживаниях; устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым; оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого); оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе; организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха. Социально-профилактическая функция: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска. Реабилитационная функция: организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации. ____________ Задачи: ♦ изучить и проанализировать функции социального педагога; ♦ определить социальные роли специалиста. План занятия 1. Функции социального педагога и их сущность. 2. Социальные роли специалиста.
3. Ознакомление с деятельностью социальных педагогов, работающих в разных сферах (образовательная система, система помощи и поддержки детства, система профилактики и т.д.) Практические задания Задание первое 1. Проанализируйте функции социального педагога, обратившись к изученным вами источникам и предложенным материалам. 2. Насколько полно, по вашему мнению, эти материалы отражают деятельность социального педагога? Задание второе 1. Допишите утверждения: По моему мнению, социальный педагог должен... По моему мнению, социальный педагог может... По моему мнению, социальный педагог – это... По моему мнению, социальному педагогу необходимо... 2. Проанализируйте ответы, организуйте дискуссию. Задание третье Составьте «Карту деятельности школьного социального педагога» (работа с педагогическим коллективом; внешкольное взаимодействие; внутришкольное взаимодействие; повышение профессионализма). Задание четвертое 1. Познакомьтесь с основными задачами, направлениями, содержанием деятельности социальных педагогов в социально-педагогических учреждениях (Центр помощи семье и детям, Социально-педагогический комплекс, Центр детского и юношеского творчества и др.). 2. Проанализируйте, какие виды специализаций социального педагога востребованы в том или ином социально-педагогическом учреждении в зависимости от его назначения. 3. По итогам наблюдения сделайте выводы, какие функции и каким образом реализует социальный педагог в том или ином социально-педагогическом учреждении. Задание пятое Проанализируйте социальные роли социального педагога. Дополните схему 1.
Схема 1 Роли социального педагога
МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ
Социальные роли специалиста
Социальный педагог, социальный работник выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания. И главное, он оказывает влияние на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.
Социальный работник (социальный педагог) выполняет: роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы всем членам общества; работник является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству; роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы; роль психотерапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей. На протяжении ряда лет он как бы «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, незыблемости нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем; роль конфликтолога, помогая предотвращать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов; роль аниматора, побуждая человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом; роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом; роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.
По кн.: Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. – М., 1995. - С. 15-17. Итоговое занятие
Проводится «Круглый стол» по проблемам профессиональной деятельности социального педагога. Его участники студенты (слушатели), преподаватели, социальные педагоги, работающие в различных сферах социально-педагогической деятельности. Примерный круг обсуждаемых вопросов: «Учет современной социально-экономической ситуации в деятельности социального педагога», «Личность социального педагога», «Проблемы в практической деятельности социального педагога», «Пути решения социально-педагогических проблем», «Из опыта работы социальных педагогов», «Перспективы развития деятельности социального педагога».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|