Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Теоретические аспекты социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе




Социальная адаптация студентов к обучению в ВУЗе

 

 

 

Научный руководитель:

Ермолич Светлана Яковлевна

 

 

Минск,2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические аспекты социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе………………………………………………………………………………….6

1.1 Сущность социальной адаптации студентов- первокурсников………………6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста…………17

1.3 Направления, методы и формы социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе……………………………………………………………….24

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе……….37

2.1 Изучение особенностей социальной адаптации студентов…………………37

2.2 Программа социальной помощи студентам в социальной адаптации……...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….52


ВВЕДЕНИЕ

Значительные социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование технологических процессов производства, стремительная информатизация общества – все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако большая часть современной молодежи испытывает затруднения, связанные с социальной адаптацией изменяющейся действительности. Именно поэтому социально-психологические адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки является актуальной.

Проблемы адаптации  изучали в своих исследованиях Э. Эриксон, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Столин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.А. Зенкова, Е.Д. Божович, и др.

Исследования показывают, что стихийная адаптация студентов младших курсов не дает достаточно хороших результатов. Следовательно, необходимо умелое и целенаправленное управление данным процессом. Начинать необходимо с очерчивания основных возрастных и социально-психологических характеристик.

Итак, центральным новообразованием юношеского возраста выступает система самосознания личности и связанная с этим определенная самооценочная позиция, которая, как известно, возникает на основе осознания человеком оценок его другими людьми и соотнесении этих оценок со своими собственными. Психологами установлено, что студенты, которые адекватно и положительно оценивают свои качества, высоко оцениваются своей группой, а студенты, не удовлетворенные в своей потребности общения и заниженной самооценкой, а также студенты с завышенной самооценкой хуже оцениваются группой.

Заметно актуализируется чувство взрослости, стремление к самостоятельному принятию решений, выстраиванию индивидуальной жизненной стратегии. Студенты достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, устоявшимся стереотипам деятельности. Однако именно социального опыта, позволяющего выбрать правильные ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения, юношам и девушкам часто не достает, что нередко приводит к непониманию, а подчас и конфликтам с родителями, преподавателями и сокурсниками.

Отличительным признаком юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, профессионального самоопределения. При этом особую роль для реализации жизненных перспектив играет учебная деятельность. У студентов активизируется процесс формирования ценностных ориентации личности, происходит дальнейшее развитие ее мотивационно-потребностной сферы. Для ценностно-ориентированной сферы личности в юношеском возрасте характерны способность к самоанализу, поиск своих интересов и идеалов, осознание общественных ценностей. Развитие ценностно-ориентационной сферы личности содействует активизации ее деятельности по саморазвитию. Одним из важнейших аспектов этой деятельности является переход от осознания своих интересов, от понимания того, к чему следует стремиться, к реальной попытке изменить самого себя, выработать в себе те качества, которые субъект считает положительными, социально необходимыми. В.В. Столин отмечал, что когда студент воспринимает выбор профессии как самостоятельный шаг, продиктованный его интересами и наклонностями, считает себя или другого мотивированным будущей профессиональной деятельностью – он демонстрирует уважение к себе или другому. Если поступление в ВУЗ воспринимается как продиктованное случайностью, легкостью поступления, влиянием родителей, а учение в ВУЗе рассматривается просто как дань инерции, то к себе или другому демонстрируется неуважение. В этой связи возникает необходимость целенаправленного формирования ценностного отношения студентов к высшему образованию и избранной специальности, а также к своему будущему социальному статусу. Одновременно необходимо обратить серьезное внимание на организацию других видов деятельности студентов, в том числе научно-исследовательской, общественно-политической, спортивной, досуговой, культурно-просветительной. В рамках этих и других видов деятельности складывается и формируется система межличностного взаимодействия.

         Цель исследования: изучить особенности социальной адаптации                  студентов к обучению в ВУЗе.

Задачи исследования:

· Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической  литературы по социальной адаптации студентов-первокурсников;

· Осуществить эмпирическое исследование по диагностике социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе;

· Осуществить анализ полученных результатов.

Предмет исследования: процесс социальной адаптации студентов-первокурсников  в ВУЗе.

Объект исследования: социальная адаптация.

Методы и методики: метод теоретического анализа литературы, метод тестирования, анкетирование,проектирование, моделирование, опрос.

База исследования: БГПУ им.М. Танка, ФСПТ, студенты 1-2 курсов.


Глава 1 Теоретические аспекты социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...