Направления, методы и формы социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе
В последнее время достаточно актуальной стала проблема социально-психологической адаптации, будь то адаптация малышей к обучению в школе, студентов к обучению в ВУЗе, молодых сотрудников к новому месту работы или людей, временно оставшихся без работы. И в этом нет ничего удивительного, ведь понятно, что любому обществу, любому руководителю необходимы люди, способные в полной мере реализовать свой внутренний потенциал. А достичь этого может лишь человек, находящийся в состоянии внутреннего, душевного комфорта. Адаптация человека к окружающей среде – процесс, в принципе, непрерывный, происходящий абсолютно на всех уровнях, начиная с молекулярного и заканчивая социальным. Но что касается непосредственно социальной адаптации, то это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности человека и его окружения. В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны (т.е. у него нет стандартных способов их решения), ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, найти новые способы решения жизненных задач. Для этого человек стремиться максимально мобилизовать свои усилия, что приводит к повышенному эмоциональному напряжению, возрастанию тревожности, появлению других мало приятных состояний. А если не удается вовремя выработать верную стратегию поведения, найти оптимальные способы преодоления трудностей? Вот и погряз человек в потоке неразрешенных проблем, который, как известно, имеет устойчивую тенденцию стремительно увеличиваться. Так как же протекает процесс адаптации первокурсника? С какими трудностями приходится сталкиваться новоиспеченному студенту?
Процесс адаптации к обучению в ВУЗе – явление весьма сложное и многогранное. По одним оценкам он завершается, как правило, к концу третьего курса, по другим – студенты адаптируются в первый год обучения в ВУЗе, в связи с чем, проблема адаптации студентов часто именуется проблемой первокурсника. Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в ВУЗе. Недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля, вначале может отрицательно влиять на успеваемость и на самочувствие студентов, и нередко ведет к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Приспособление замедляет и смена бытовых условий, поэтому особенно трудна адаптация для иногородних студентов. Процесс адаптации усложняется еще и тем, что молодые люди после выпускных и вступительных экзаменов, не имея достаточного периода для восстановления физических сил, приходят в ВУЗ эмоционально истощенными, многие имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности. Итак, адаптация студентов – это явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения [6]. Какими же приемами должен овладеть первокурсник, чему он должен научиться в первую очередь, чтобы побыстрее приспособиться к новым условиям обучения: ■ Научиться различным приемам конспектирования; ■ Научиться самостоятельно работать с книгой, выделять главное в лекциях; ■ Научиться приемам рационального заучивания и запоминания; ■ Научиться продуктивно работать на лекции, понимать лектора и уметь заниматься самостоятельно;
■ Научиться быстро ориентироваться в большем объеме литературы, выбирать нужное; ■ Научиться рационально использовать свободное время; ■ Научиться думать самостоятельно. Не следует также забывать, что процесс адаптации подразумевает не только приспособление к новым условиям учебной деятельности, но и приспособление к новому коллективу сокурсников. Вначале учебная группа представляет собой достаточно диффузное образование. В дальнейшем она должна превратиться в коллектив, как высшую ступень развития группы, т.е. в такую общность, где достигнута согласованность действий и осуществляется такая сознательная взаимопомощь в претворении общей цели и реализации общих интересов, где каждый ощущает гордость за свой коллектив и желание защитить его перед посторонними. Те положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, ощущение душевного комфорта также является фактором адаптированности личности. Поэтому очень важно стремиться к формированию такой системы межличностных отношений, где каждый бы чувствовал себя нужным, значимым и всеми любимым. Уже к началу обучения в вузе, после выпускных и вступительных экзаменов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности. В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны, т.е. у него нет стандартных способов их решения, ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, новые способы решения жизненных задач. Первокурсник хочет скорее изучать дисциплины, прямо связанные с его будущей профессией, а ему предлагают в течение трех лет изучать общие дисциплины и принимать на веру, что все это ему будет необходимо для изучения специальных дисциплин и в дальнейшем производственной деятельности. Одной из серьезных проблем является низкий уровень успеваемости студентов младших курсов. После успешно пройденного изнурительного марафона вступительных экзаменов студенты на первых курсах обучения заметно снижают успеваемость, часть из них отчисляется из вуза, порождая пресловутую «проблему первокурсника». В этой связи особую значимость приобретает исследование проблем адаптации студентов к условиям высшей школы [12,19,20].
Анализируя объективные и субъективные причины проблемы адаптации студентов к обучению в вузе, можно выделить различные ее стороны, требующие своего решения. Это – организационные аспекты, вызванные недостаточно продуманной организацией учебной деятельности; валеологические, требующие решения множества вопросов, связанных со здоровьем учащихся; культурологические, высвечивающие массу самостоятельных проблем нравственного воспитания молодежи. Психолого-педагогические аспекты проблемы продиктованы изменением формы организации обучения и низкой культурой умственного труда самих учащихся. Наименее исследованными и потому находящимися в центре нашего внимания, являются психологические аспекты, проблемы адаптации студентов, выявляющие, в свою очередь, ряд проблемных моментов. Существенное значение в процессе адаптации к обучению в вузе имеет психологическая готовность к познавательной деятельности. Как справедливо отмечается Н.А. Зенковой [7], существующая система оценок готовности абитуриентов к получению образования явно недостаточна. Необходимо учитывать не только когнитивный, но мотивационныи и продуктивный компоненты. Мотивационныи компонент определяется мотивами, которые побуждают студентов к познавательной деятельности. Показано, что у младшекурсников профессиональные намерения выражены недостаточно. Продуктивный компонент, представляющий собой способность студентов к моделированию заданной предметной области, также не сформирован. Студентам младших курсов свойственны малопродуктивные стили учебной деятельности, которые к старшим курсам, при условии преодоления психологических барьеров, заменяются более продуктивными [1]. Не меньшее значение имеют возрастно-половые закономерности адаптационных процессов, характерные для юношеского возраста, – «центрального периода становления характера и интеллекта» по Б.Г.Ананьеву, предполагающие дифференцированный подход к субъектам учебного процесса. Кроме того, существуют психологические аспекты адаптации студентов к новой социальной ситуации развития, вызванные поступлением в высшее учебное заведение, способствующие развитию негативных психических состояний, в числе которых одиночество и коммуникативный стресс [1].
Важным фактором психологической дезадаптации студентов являются кризисы личностного роста. Так, А.А. Терсаковой была получена информация, дающая основание говорить о низком уровне личностного развития у студентов первого курса [18]. Позднее, О.И. Белохвостовой были выявлены факторы, выполняющие роль психологических барьеров личностного развития студентов: собственная инерция, безответственность, низкий уровень самообразования, пассивность, отсутствие поддержки со стороны преподавателей, кажущаяся враждебность окружающих [1]. Начало обучения в вузе может рассматриваться как кризисный этап в становлении личности студента. Можно предположить, что на этапе поздней юности происходят некоторые регрессивные изменения личности, характеризующиеся заметной ее перестройкой и сопровождающиеся ухудшением личностных показателей. В юношеском возрасте переход от школьного к вузовскому обучению является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на нервно-психическом состоянии студентов и их личностном развитии в целом. Процесс адаптации, в основном, протекает на первом курсе, но, как правило, не заканчивается в течение одного года, а продолжается и на протяжении второго года обучения. Только к третьему курсу студенты вполне осваиваются. На этапе адаптации бывшие школьники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами, ведущая деятельность – учебно-познавательная – существенно отличается от прежней. Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в ВУЗе. Недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля, вначале может отрицательно влиять на успеваемость и на самочувствие студентов, и нередко ведет к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Приспособление замедляет и смена бытовых условий, поэтому особенно трудна адаптация для иногородних студентов. Уже к началу обучения в ВУЗе, после выпускных и вступительных экзаменов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности. В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны (т.е. у него нет стандартных способов их решения), ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, найти новые способы решения жизненных задач.
Естественно не вызывает сомнения то, что сам факт поступления в ВУЗ представляет собой причину возникновения стрессового состояния. Результаты исследований показывают, что для большинства студентов первого курса совершенно новые для них условия – процесс болезненный. Им приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативу, умение владеть собой. Адаптация студентов действительно явление сложное, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов: Адаптация к условиям учебной деятельности: – приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.; -> Адаптация к группе: – включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций; -> Адаптация к будущей профессии: – усвоение профессиональных знаний, навыков, качеств. В реальной жизни эти три аспекта неразрывно связаны между собой. Можно также сформулировать следующие показатели эффективности адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе: 1) Группа объективных критериев: успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности. 2) Группа субъективных критериев: удовлетворенность процессом обучения; удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологическим климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности. Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации выделяют следующие основные функции; коммуникативную, мотивационную, ориентирующую, развивающую, когнитивную. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями. Ряд исследователей, важнейшим качеством личности, характеризующим ее способность адаптироваться к окружающим обстоятельствам, называют интеллект. Л.Н. Корнев рассматривал интеллект как адаптабельность, способность к выживанию и достижению успеха в определенных социально-культурных условиях жизни. В связи с этим, можно предположить, что процесс адаптации состоит из нескольких стадий (этапов), которые взаимосвязаны с интеллектом как ведущим фактором активной адаптации. Первая стадия процесса адаптации – автономизация – характеризуется тем, что первокурсник противопоставляет себя среде. Вторая стадия – идентификация – подразумевает включение «вчерашнего школьника» в систему окружающей студенческой среды. Третья стадия – интеграция – достигается только тогда, когда студент ощущает себя элементом системы образовательного пространства вуза. Кроме этого, различают несколько уровней адаптации: дезадаптацию, пассивную и активную адаптацию. 1-я – дезадаптация. Студенты часто пропускают занятия без уважительной причины, проявляют отрицательное отношение к системе обучения в ВУЗе, в связи с чем, не успевают по многим учебным дисциплинам. Некоторые первокурсники признаются, что поступили в вуз лишь для получения диплома о высшем образовании. Подобная установка приводит к такой проблеме, как нежелание учиться. Цель одна, очень узкая, а вследствие этого – узкий круг общения и решаемых проблем, В массовой практике было выявлено 10% таких студентов. Типичный представитель этой группы часто пропускает занятия без уважительной причины, запас знаний по школьным дисциплинам ограничен и носит поверхностный характер, инициативу практически не проявляет, обладает низким уровнем рефлексии, медлителен, в общении с однокурсниками и преподавателями нет взаимопонимания, груб, недоброжелателен. 2-я – пассивная адаптация. Студенты как бы «плывут по течению», они в большинстве своем равнодушны к системе обучения в ВУЗе, в связи с чем имеют слабую успеваемость. Как правило, студенты этой группы имеют разные цели и более широкий круг общения и решаемых проблем, по сравнению с дезадаптированными первокурсниками, но только за пределами университета. Таких студентов около 60%, они имеют основную цель получить диплом. Наблюдения и отдельные беседы показали, что они обладают запасом знаний близких к школьной программе, но он недостаточен, замкнуты, избегают конфликтных ситуаций. 3-я группа – активной адаптации. Для студентов этой группы остается проблема реализации себя полностью, применения своих знаний, умений, навыков в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой среды. Они проявляют положительное отношение к системе обучения в ВУЗе, успевают по всем предметом. Имеют несколько основных целей, широкий круг общения и решаемых проблем. В среднем 30% студентов являются активно адаптированными. Представителями активной адаптации гордятся не только преподаватели, но и уважают одногруппники. Они проявляют положительное отношение к системе обучения в ВУЗе, имеют свою точку зрения на многие вопросы, самостоятельны. Они ведут себя активно, владеют навыками социального общения и социальных отношений, постоянно проявляют инициативу, имеют широкий круг общения, стремятся к освоению новых знаний. Иными словами, основными признаками социально-психологической адаптации студента являются: · Стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, умение поделиться своими знаниями. · Мобилизация усилий на достижение коллективных целей. · Уверенность в себе и своих силах. · Требовательность и настойчивость в достижении целей. · Самоуважение, любовь к себе и другим, стремление зарабатывать заслуженный авторитет в коллективе сверстников. · Общительность, умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими. · Активное сотрудничество. · Бесконфликтный путь решения спорных вопросов, умелое согласование своих и коллективных интересов и потребностей. · Умение конструктивно преодолевать препятствия на своем пути. · Ответственность за свои поступки. · Тактичность, чуткость, отзывчивость, чувствительность к поведению других, готовность прийти на помощь. Мало кто из абитуриентов думает, что ему будет легко учиться, но почти каждый планирует справиться с трудностями. А трудности для многих школьников большие. Они связаны с большой плотностью информации, которую первокурсники получают, начиная обучение, с нехваткой, с необходимостью уметь правильно распределять время и усваивать материал на нужном уровне (который большинство первокурсников представляет себе не очень хорошо). Появляются не только внешние отличия в организации учебного процесса, но и социально-психологические: Пересматриваются прежние представления о себе; реальность обучения часто противоречит представлениям об обучении в новом учебном заведении (на новой образовательной ступени) и так далее. Чтобы достаточно полно понять возможности отдельного человека в осуществлении им иной деятельности, надо рассматривать эту деятельность с точки зрения системного подхода в определенной системе объективных отношений. Главным становится поиск, переработка и понимание информации, что является также слаборазвитым общеучебным умением. Анализ сформированности общеучебных умений показывает, что у «бывших» школьников недостаточно развиты умения записывать главное на лекциях, структурировать учебный материал, выделять главное, поэтому возникает неудовлетворенность своими конспектами и непониманием их содержания, что заставляет многих обратиться к учебнику. А с учебниками, с их материалами и доступностью возникают отдельные проблемы. Так же отмечается, что 17-18-летний человек способен учиться и работать лучше, если у него есть план реализации цели и постоянный контроль. Существуют различные методы и способы помочь начинающим студентам более быстро и легко адаптироваться к новым создавшимся условиям. К примеру, тренинг. Программа адаптационных тренингов. Адаптация к новым условиям жизни и деятельности всегда происходит очень сложно и независимо от возраста человека (новые контакты, новые отношения, обязанности, требования учебного учреждения накладывают серьезные отпечатки на нервную систему человека), поэтому необходимо оказывать действенную помощь подростку при адаптации к новому учебному заведению. Для того, чтобы ускорить процесс адаптации, проводятся тренинги со студентами нового набора. Данную программу можно считать программой социальной адаптации (тренинги построены таким образом, чтобы в них были задействованы все три уровня психологической работы с участниками групп: информационный, личностный и поведенческий). Программа курса «Учись учиться». Данный курс предназначен для формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе изучения ими программного материала. Цель программы - анализ психолого-педагогических учебных аспектов деятельности студентов через проектирование системы адаптивного обучения в рамках реального учебного процесса, целью которой является изменение деятельности, снятие затруднений, возникающих даже у сильных студентов в традиционной форме обучения. Программа содержит разделы: изучение индивидуальных особенностей личности; активные приемы и методы самоконтроля; средства и формы организации самостоятельной работы. Программа содержит практические занятия в форме обучающих тренингов, где воспроизводятся закрепление и обработка определенных умений. Знание данных тем позволяет выработать активность, способность ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения. Все это дает возможность быстрой адаптации к современным условиям и эффективно функционировать в социуме. Существует также программа курса «Психология делового общения». В ней большая часть практических занятий проводится в активных формах работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного обучения, развитие социальной компетентности (умение принимать решения и делать выбор; способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими; вера в себя, свои силы, способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности; способность ставить перед собой близкие и дальние цели, ясно определять и переопределять их в зависимости от ситуации и вырабатывать методы их достижения, и так далее). Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют студентам получить обратную связь, сформировать навыки делового общения и самоанализа, конструктивного ведения диалога. При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке приемов конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом, так и в личностном общении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|