Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста




В юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших юношеского возраста, наблюдаются в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности юноши и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности[1].

В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы юноши. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности юношей.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков и юношей.

Другой особенностью мотивационной сферы юношей является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепен­но у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека[18].

Поведение молодого человека в юношеский период определяется несколькими факторами: половым созреванием и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых и юношеских групп.

Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному[1].

Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.

Низкий статус «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.

Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе[18].

Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.

Подростковая и юношеская группа — это своеоб­разный социальный «полигон», на котором отраба­тываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверст­никами, формируется социально ответственное пове­дение (Хевигхерст, цит. но: X. Ремшмидт). В группах подростками отрабатывается также и умение разре­шать кофликтные ситуации, при этом часто или по­стоянно со сверстниками конфликтует только 7,5% подростков, иногда — 31% (Образ жизни...). Кон­фликты с ровесниками в основном являются прояв­лением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успе­хи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя противоположного пола (Ремшмидт X., 1994).

Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков и юношей[14]:

— тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у нижестатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

— эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

— ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние Особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательным статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся но отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».

Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.

Отклонение в адекватности осознания юношей своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, уче­ник переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка[14].

Различия в поведении юношей стимулируют и раз­личные реакции окружающих, что в итоге приводит к формированию предпочитаемых форм и сфер ак­тивности ребенка. Сочетание генетических, «опыт­но-практических» и социально-оценочных (социаль­но-стимулирующих, социально-организационных) факторов приводит к тому, что в результате обобще­ния индивидуального опыта адаптации у ребенка воз­никает избирательное отношение к определенным видам деятельности и социальных взаимодействии, т. е. они приобретают особую индивидуальную значимость»[12].

Генетический фактор — влияние на разви­тие ребенка процессов в организме, обусловлен­ных унаследованным от родителей набором ге­нов.

«Опытно-практический»- фактор — вли­яние на психическое развитие юноши опыта, приобретаемого им в процессе различных видов практической деятельности.

Социально-оценочный фактор — влияние на психическое развитие юноши тех оценок, которые дают ему окружающие люди как че­ловеку, личности и субъекту деятельности.

Однако наиболее важным результатом процесса индивидуализации является то, что на основе этой индивидуальной значимости различных видов дея­тельности и социальных взаимодействий у ребенка «начинает формироваться «чувство особости соци­ального Я» — представление о «Я» как субъекте ин­дивидуально и вместе с тем социально значимой ак­тивности, которое в дальнейшем становится своеоб­разным организующим центром индивидуальности».

Важным здесь является то, что развивающийся субъект как источник активности сам оказывает вли­яние на формирование этого чувства «особого Я».

Поданным Н. И. Непомнящей, большей сфор­мированное «особого Я» способствуют: «высо­кая общая активность ребенка, избирательность его побуждений, стремление к успеху в опреде­ленных видах деятельности и отношений, стрем­ление к самостоятельности в овладении доступ­ными на данном этапе развития умениями.

Меньшей сформированное, диффузности и неустойчивости «особого Я» соответствуют: пас­сивность (реактивность) поведения ребенка, «потребительский» характер его интересов (на­сыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсут­ствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» (цит. по: Щербаков Н. Ю., 1998, с. 29).

Характер взаимодействий ребенка с социальной средой в процессе его взросления все больше инди­видуализируется, определяясь субъектным опытом, который представляет собой условие реализации субъектной активности.

Помимо прочего субъектный опыт состоит из сле­дующих компонентов:

опыт привычной активизации, который ориен­тирует субъекта в собственных возможностях;

операциональный опыт, объединяющий конк­ретные средства взаимодействия с миром;

опыт сотрудничества, который способствует объединению усилий в достижении результата дея­тельности (Осницкий А. К., 1996).

В юношеском возрасте увеличивающаяся по­требность в автономии приводит «к резкому повыше­нию вариативности социального поведения», что про­является в самом образе жизни подростка (Щерба­ков Н. Ю., 1998).

Таким образом, в юношеском возрасте преобладает стремление к общению со сверстниками, а общение подразумевает межличностное отношение. Поэтому с целью коррекции и профилактики педагогу и психологу важно знать, какое положение в группе занимает тот или иной индивид. Специфика подросткового и юношеского возрас­та по сравнению с детством заключается в существен­ном расширении сфер социальной активности и из­менении их значимости для молодого человека. В свя­зи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстника­ми, с учителями, с противоположным полом. Это из­менение значения людей в жизненном мире подрост­ка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...