Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа социальной помощи студентам в социальной адаптации




Занятие «Знакомство».

Цель. Данная программа предназначеначена для формирования установки на взаимодействие, определения возможных тактики и стратегии поведения и создания климата психологической безопасности. Данная программа облегчает процесс знакомства, так как на первом занятии не все могут свободно говорить о себе.

Ресурсы. Можно заготовить визитки-беджи с именами участников.

Шаг 1. Участники разбиваются на пары и 10-15 минут проводят взаимное интервью.

Шаг 2. По окончании интервью каждый представляет своего интервьюированного.

Рекомендации ведущему. Форма обсуждения должна быть мягкой и ненавязчивой. Для активизации представления можно использовать приемы типа игры в ассоциации, вопросы от каждого члена группы. Особое внимание необходимо уделить тем членам группы, которые имеют психологические особенности, осложняющие процесс коррекции самоотнашения.

Занятие «Доброта».

Цель. Развитие доверия, сплоченность группы.

Ресурсы. Дополнительных ресурсов не требуется.

Шаг 1. Дается инструкция

      «В каждом из нас, в той или иной степени, развито чувство        доброты, доброе отношение к людям. Сейчас мы услышим добрые слова о людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, знакомых и друзьях.У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете людей из группы о которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.»

Шаг 2. Каждый рассказывает, остальные стараются отгадать о ком идет речь.

Шаг 3. Обсуждение.

Занятие «Дружеская рука».

Цель. Программа способствует поддержанию атмосферы сплоченности и дружелюбности.

Ресурсы. Дополнительных ресурсов не требуется.

Шаг 1. Все участники садятся спинами в круг, закрывают или завязывают глаза.

Шаг 2. К одному из участников подходит тренер, поднимает его. Этому человеку нужно подойти и положить руки на плечи тому, кто ему больше нравится. Ограничений по количеству нет. Другие участники не знают, кто к ним подходил. Задача­­­­- не открывать глаза. Важно терпение- как бы долго не подходили, терпеть и не открывать глаза.

Шаг 3. Обсуждение.

  ­­­­­­­­- «Трудно ли было не подсматривать?

  - Что вы чувствовали в момент прикосновения?»

Рекомендации ведущему. Если тренер замечает, что кто-то из участников получил наименьшее число выборов, то следует самому подойти к нему.

 

Занятие «Лицензия на приобретение знаний».

Цель. Участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научится, и что побуждает их к этому.

Ресурсы. Бумага и письменные принадлежности для каждого участника.

Шаг 1. Объяснение занятия.

      Это занятие дает возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения, помогает понять, какие знания сейчас нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Занятие поможет участникам более осмысленно и ответственно подойти к обучению, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

   «Мы учимся всю нашу жизнь. Так было задумано эволюцией, этого требует наша природа. Но приобретение знаний происходит неравномерно. В определенные периоды жизни мы учимся много и быстро, продвигаясь вперед большими шагами. Затем наступает время применения полученных знаний, иногда- время кажущегося застоя. Содержание того, чему мы учимся, зависит от нашего возраста и уровня развития. В разные периоды жизни нас интересуют разные темы, в детские и юношеские годы- одни, когда мы взрослеем- другие. Прислушавшись к голосу бессознательного, мы можем выбрать чему учиться, понять, что соответствует нашей жизненной ситуации и логике нашего внутреннего развития».

Шаг 2. Начните занятие.

Раздайте бумагу и карандаши. Предложите участникам подумать, чему они хотят научиться, к чему они уже готовы, а к чему- нет. Затем каждый составляет себе «Лицензию на приобретение знаний». В ней надо конкретно указать, чему он уже имеет право учиться, и объяснить, почему он так считает.

   «При этом следует ответить, прежде всего, на следующие вопросы:

      - Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

     - Соответствует ли оно моим жизненным целям?

     - Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?»

На это отводится 20 минут.

Шаг 3. По истечении 20 мин. предложите участникам подумать над тем, что ограничивает возможности их обучения. Пусть они запишут, чему они пока не имеют права учиться и дадут обоснования, снова ответив себе на три приведенных вопроса. На это отводится 15 минут.

Шаг 4. Участники должны ответить на следующие вопросы:

          - «Как знания, которые вы надеетесь приобрести, помогут вам           справиться с жизненными трудностями?

     - Какая инстанция выдала вам эту лицензию? Быть может, это ваш собственный голос, или это ожидание вашей семьи, или что-либо другое?»

Шаг 5. Проведите групповое обсуждение.

Шаг 6. Подведите итог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги следует отметить, что адаптация есть социальный процесс освоения личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптация –это и результат активного приспособления индивида, группы к условиям этой новой среды.

Выводы:

1.Определение особенностей адаптации первокурсников к условиям студенческой жизни основывается на выводах анализа понятий «социальная адаптация», используемого для обозначения процесса активного взаимодействия личности или социальной группы с новой социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможностями и реальностью социальной среды и «адаптация студентов», рассматриваемого как процесс активного включения в новую образовательную среду вуза, в результате которого решаются задачи формирования у студентов интереса к обучению и профессиональных навыков, развития способностей личности к самоорганизации своей деятельности, оказывающих влияние на внешнюю среду. Специфика процесса адаптации первокурсников к условиям жизни и учебы в вузе во многом определяется его интерактивным характером, проявляющимся во взаимосвязи адаптивной и адаптирующей активности индивида или группы по отношению к социальной среде; единством адаптации и развития личности, как составляющих процесса социализации личности, предполагающего не только интеграцию будущих специалистов в социум, но и их профессиональное и личностное развитие и самореализацию.

2.Сложности адаптации первокурсников на начальных этапах обучения в вузе обусловлены рядом особенностей. Наибольшая трудность состоит в смене способов учебной деятельности, в изменении привычных для

школьника связей, отношений и стереотипов поведения, в освоении норм и способов действия в учебном заведении. Первый год обучения является временем обострения основных трудностей, классифицируемых как трудности дидактической, социально-психологической и социально-бытовой адаптаций, главными из которых, являются трудности дидактической адаптации, обусловленные новыми методами и формами учебной деятельности, большим объемом изучаемого материала, повышенной самостоятельностью и ответственностью студентов и проявляющееся в отсутствии навыков самостоятельной работы, обесценивании приобретенных в школе способов усвоения материала.

3. Результат адаптационного процесса первокурсников характеризуется состоянием адаптированности, т.е. соответствия личности характеристиками и требованиям социального окружения. Уровень адаптированности первокурсников к условиям студенческой жизни в значительной степени определяется академической успеваемостью, социальным самочувствием и поведенческими установками, в частности, выбранной ими в зависимости от итогов экзаменационной сессии стратегией адаптивного поведения. Успешная адаптация первокурсников определяется высокой успеваемостью, отсутствием психологической напряженности, удовлетворенностью своим новым социальным статусом, своим здоровьем и различными аспектами студенческой жизни, ощущением субъективного благополучия и стратегией адаптивного поведения, ориентированного на дальнейшую серьезную роботу.

4. Процесс адаптации первокурсников к студенческой жизни протекает под влиянием как специально организованных воздействий, так и всего учебно-воспитательного процесса. Формирования необходимых знаний и умений у студентов, способствующих преодолению кризисного периода,

оптимизирующих социальную адаптацию, должно осуществляться в ходе реализации специальных программ, разработанных и управляемых руководством вуза. Адаптация первокурсников студентов к условиям студенческой жизни будет носить более эффективный характер, если организация условий в адаптационный период рассматривается как одна из приоритетных задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: 1976.

2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. № 1, 1989.

3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: 1988.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.

5. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб.: 1994.

6. Вопросы психической адаптации человека. М.: 1974.

7. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: 1976.

8. Кон И.С. Социология личности. М.: 1967.

9. Кон И.С. Психология ранней юности.— М.: Просвещение, 1989.

10. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1980.— 192 с.

11. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: 1991.

12. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: 1988.

13. Переведенцев В. И. Молодая семья сегодня.— М.: Знание, 1987.

14. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 416 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).

15. Психология. Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: 2000.

16. Свиридов Н. А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток: 1979.

17. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: 1960.

18. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: 1981.

19. Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М.: 1979.

20. Энциклопедия студента / Сост. И.Н. Кузнецов.—Мн.:Книжный Дом, 2004.—576

21. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

22. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И.Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.Н.Левко. Мн.2003.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...