Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории происхождения религии




Тема 4. Происхождение религии

Приступая к изучению темы, обратите внимание на само слово “религия”. Изначально религия (лат. religio) есть “связь” с богами; это слово означает также “благочестие”, “набожность”, “святыня”, “предмет культа”. Вы скорее согласитесь, что религия включает в себя оба значения, но второе из них не играет решающей роли. Однако в любой религии существуют ритуалы (лат. ritualis – обрядовый, от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония; санскр. – Рита – космический закон), характер и цели которых являются полностью метафизическими. Отсюда всякая религия основывается на идее связи посвященных с неким сакрально-метафизическим началом и поклонением ему.

Изучение темы начните с концепции “прамонотеизма”, восходящей к Августину. Ее суть: за всем многообразием существующих верований (в том числе отсталых народов) обнаруживаются остатки древней веры в Единого Бога-Творца (Э. Ленг, В. Шмидт, традиционалисты – Рене Генон, Герман Вирт, Юлиус Эвола, Отто Ран и др.).

Другой подход – это гипотеза “дорелигиозного периода” в истории человечества. Знакомясь с ней, надо все же помнить, что простейшие формы религиозных верований синхронны появлению человека разумного (homo sapiens).

Евгемеризм (по имени Евгемера из Мессены, IV-III вв. до н.э.) связывает происхождение религии с почитанием и обожествлением древнейших царей [9].

Древняя позиция “религия создана для обмана народа” представлена в рассказе китайца Сюань-Цзиня, жившего в VI в. [1].

Современная наука в первобытных верованиях выделяет фетишизм, тотемизм, (она присуща всем первобытным верованиям и не является чем-то отдельным) и анимизм. Используйте следующие этимологические смыслы и определения:

Фетишизм (от лат. factitius – магически искусный; от фр. fetichisme, fetiche – идол, талисман) – религиозное поклонение материальным предметам - фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства [6].

Тотемизм (на языке оджибве - ототем – его род) – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и так называемыми тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). В рамках тотемизма возникает целая система табу – запретов (в частности, на экзогамию) [6].

Анимизм (лат. anima, animus) – мистико-религиозная вера в существование душ и духов.

Магия (от гр. mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, шамана, мага) воздействовать на людей и животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Ознакомление с многообразием форм и видов магии и их классификаций вызывает, как правило, значительный интерес у студентов. Слово “магия”, возможно, восходит к слову “майя”, зеркало, в котором Брама, по индийской мифологии, испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества. По методам воздействия магия делится на контактную, инициальную, парциальную и имитативную; по целям – на вредоносную, оберегающую, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п. [6, 11].

Исторически иерархия духов все более воспроизводит социальную иерархию, полидемонизм – почитание множества духов – сменяется политеизмом, превращающий наиболее почитаемых духов в божества, возвышение племенного бога закрепляется в генотеизме, от которого остается один шаг до монотеизма. Такова теория происхождения религии [3,12].

Литература

  1. Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. Ч.1. М., 1969.
  2. Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.
  3. Бутинова М. С. Как возникла религия. М., 1977.
  4. Гарри Райт. Свидетель колдовства. М., 1971.
  5. Гегель. Г. В. Ф. Философия религии. Т.1. М., 1975.
  6. Григоренко А. Ю. Разноликая магия. М., 1987. С. 7-24.
  7. Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984.
  8. Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993.
  9. Евгемеризм // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  10. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998.
  11. Магия // Большая советская энциклопедия. Т. 15. М., 1974.
  12. Мень А. Истоки религии. Брюссель, 1991.
  13. Мирча Элиаде. Миф о вечном возвращении. СПб, 1998.
  14. Токарев С. А. Сущность и происхождение магии // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959.
  15. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1986.

Теории происхождения религии

 

План

1.Вступление

2.Теологические теории происхождения религии

а)Традиционалистична теория

бы)Теїстична теория

в)Монотеїзм, политеизм, генотеизм

грамм)Академичний теизм

3.Первые попытки научного объяснения происхождения религии

4.Научные теории происхождения религии

5.Исторический тип религии

6.Почему возникла вера 1.Вступление

Проблема возникновения религии неимоверно важна для полного розу­миння ее сути и значения. Если мы хотим в совершенстве знать какое-то явление или вещь, мы непременно поставим вопрос: откуда, почему, будто и если они возникли и, один получив ответ для запи­тання, мы получим опытность неестественный этом явлении. Это касается и религии.

Но с точки зрения подавляющего большинства верующих и значительной час­тини духовенства, которое не удается в богословские тонкости, пи­тання о возникновении религии не имеет смысл: религию Бог даровал человечеству, причем именно ту, которую исповедуют эти верующие, вера вечна и неизменна, именно их вера истинна и не требует объяснение ее происхождения. Но уже существует общепризнанная летопись религий, которая фиксирует зародыш каждой из них. Мы знаем едва в мелких дета­лях дело формирования исламу, сколько происходил в начале XI И век, если уже историю записывали. Обстоятельно известно и учреждение христианства, которое завершает свое второе тысячелетие. Гораздо меньше мы знаем о возникновении буддизма, ведь ему более чем две с половиной тысячи лет.

Из далеких веков доходит заблаговременно нас вызывать о древних религиях, неестественный их начале и конце. О религиозных представлениях людей для заре, их бытие свидетельствуют многочисленные факты науки. Все народы имели свою религию. Религии возникали, развивались, исчезали, изменялись другими. Бесспорно, вера имеет исторический характер, она имеет свою, неимоверно интересную и поучительную историю.

Мы с вами рассмотрим задание о возникновении самых первых религиозных представлений, изложим разные точки зрения для это. И пусть вас не удивляет, сколько видоизмененный единовременно эти точки зрения исключают наперсник друга.

2.Теологические теории происхождения религии

Прежде один рассмотрим теории происхождения религии, которые акцентируют для естественных причи­нах и обстоятельствах этого сложного процесса. В их разработке принимают покровительство выдающиеся философы, которые разделяют религиозную точку зрения для мир, они содержат немало глубоких рассуждений, их можно объединить общим названием — теологические теории. Это традиционалистическая теистка и специфически православная — академическая.

а)Традиционалистична теория. Эта остановка зрения для начало религии заключается в том, сколько религию открыл первым людям сам Бог без­посередне. В христианстве эта концепция выглядит будто библейский сказ неестественный общении первых людей, Адама и Евы, у рая с Богом, а также сверхприродные контакты с Богом Моисея и других библийских персонажей. Этот вариант традиционализму отбрасывает любые обращения к всякий аргументации, тем более нау­кового характеру. Он основывается один для безоговорочной вере.

Находим мы традиционалистическую концепцию и в древней философии. Да, стародавнегренький мыслитель Платон (428 или 427—548 или 547 гг. заблаговременно н.э.) считал, сколько вера является следствием спог­лядання человеческой душой в мире идей единственного, которое является особенной субстанцией один мира, его основой и истоком, которое выше бытия, которое не имеет ни начало, ни конец, никакие признаки, никаких при­чин, не нуждается в пространстве и движении, потому сколько для движения нужны изменения, а единственное — неизменное. Единственное имеет безвыездно характеристики Бога. Следовательно, человеческая душа, созерцая в мире идей единственное — Бога, вспоминает о нем в нашем вещественном мире, и это упоминание и лакать религия.

Традиционалистическое понимание происхождения религии разрабатывали мыслители, которых церковная летопись зовет святыми отцами церкви. В православии это Афанасий Александрийский, Василий Большой, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст и Иоанн Дамасин, у католиков — Амвросий Медиоланский, Августин Блажений, Ероним. Следует также назвать Оригена и Тертулиана и особливо Фому Аквината (1225 или 1226—1274), сколько в своем главном труде «Сумма тео­логии» рассуждал таким образом: «Человек соотносится с богом будто со своей целью, один эта намерение не может крыться осягнута умом». Выходит, сколько муж для своего спасения должен знать что-то такое, чего догадливость постичь не может. Но Бог дает человеку это знание. Дает помощью откровения. На него и надо опираться, в нем и спасение. Предоставляя безусловное превосходство откровению накануне умом, Фома Аквинат углубляет сколько дум­ку замечанием: даже то опытность о боге, которое может крыться здобу­те умом, бедствовать крыться подано человеку помощью божественное одкро­вення, потому сколько истина о боге, открытая человеческим умом, была 6 доступная немногим. От владычества этой истиной весь зависит освобождение человека, которое она может встречать один в Бо­гови. Эти рассуждения нужны были Фоми для того, для укреплять превосходство теологии веры над наукой. Доказать, сколько истины одкро­вення более высоки, чем истины науки. Но вместе с тем, Фома Аквинат перепевает принципы традиционализма: сам Бог открыл людям безвыездно религиозные истины, человеческий догадливость здесь буржуазный не нужен.

Традиционалистическая доктрина происхождения религии непринужденно сприй­маеться, не требует доведение, потому сколько основывается для вере. Это обу­мовило ии значительное распространение и многовековое существование. Эта доктрина в христианском богословии имеет, беспричинно сказать, внутреннее потребление, потому сколько касается один самого христианства. По видношен­ню к другим религиям вера употребляет любые другие пояс­нення. Но богословию, которое прибегнет к теоретическим рассуждениям, этой теории мало, потому сколько она содержит недооценку творческих замыслов Бога и пренебрежение к мышлению человека, сколько является вершиной творчества Бога.

бы)Теїстична теория. Эта доктрина происхождения религии из сути самого теизма. Теизм признает численность Бога будто существа принципиально протилеж­ной мировые конченных вещей и явлений, существа абсолютного, необмеже­ной, сколько выше и человека, и природы; то лакать сверхчеловеческой и надпри­родной, беспокойный и личной, сколько владеет всеми духовными доскона­лостями и существует впереди один и является источником всего, явствует и религии. Существует советов вариантов теистки концепции, один безвыездно они единственные в основном — вера является следствием божественного откровения для определенном этапе духовного развития человечества. Вполне понятно, щр эта концепция выходит из безоговорочного признания Бога.

Назовем, заблаговременно всего, Рене Декарта (1559—1650), сколько додер-жувався дуалистической концепции соотношения души и тела и кон-цепции врожденных идей Декарт выдвинул онтологическое доведение бытие бога; зрелище о Боге будто существе самом совершенном должен предвидеть и такое качество, будто существование: мы мыслимо о Боге, явствует он существует. Мы же мыслимо о Боге потому, сколько идея Божества является ведущей врожденной идеей, она существует в сознании человека помощью ц рождения и проявляется будто знание Бога. Следовательно, вера оказывается в ходе познавательной деятельности человека будто развертывания врожденной идеи Бога.

Потом вспомним Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716), основателя богословского рационализма: развертывание декартовы врожденных идей начинается перед воздействием опыта, эмпирических знаний. Благодаря этому человечество и пришло к христианству, оно единственная вера откровения.

Особенное место в разработке теории теистки принадлежит нимець­кому философу, психологу и педагогу Йогану Фридриху Гербарту (1776—1841). Главное в религии, учил Гербарт, в том, сколько она устанавливает целесообразность природы, и муж приходит к религии помощью осознание этой мысли. Целесообразность в природе вызывает религиозное эстетичные чувства, принуждает нас спогладати мужество Бога, порождает религиозные концепции.

Иммануил Герман Фихте (1797—1879) заложил беспричинно называемый умог­лядний теизм: вера будто известие человека к Бога лакать комплек­сом определенных чувств, которые являются следствием действия двух факторов: главный — это чувства собственной кинченности, ограниченности, которая нуждается в до­помоги; видоизмененный — впечатление нашего бытия, какое осягнуте нескинче­нним, которому мы покорены.

Значительной фигурой между сторонников теории теистки некоторый из творцов немецкого классического идеализма Фридрих Шелинг (1775— 1854). Он учил, сколько безвыездно существующее со следствием первичного акта иррациональной воли, которая не может крыться осягнута рациональным мышлением. Для этого можно пить один эмпирический опыт, сколько лакать в мифологии и религии. Там происходит одкровен­ня. Но объяснить начало религии одним откровением, будто это делали традиционалисты, невозможно. Если допустить, сколько к откровению муж не знали Бога, то это было желание признанием наяв­ности атеизма в буржуазный место существования человечества. Такой чести давать атеизму нельзя. Человек с самого начала своего существования владел созерцательным типом знания и пытался выяснить конечные основы мира, потому она дошла заблаговременно единственного, всезагального Бога. Потом эта идея была потеряна и возобновлена один иудаизмом, христианством и исламом. Точка зрения Шелинга достала имя спекулятивного теизма, поскольку она основывается для спекулятивной философии, которая оперирует созерцательным знанием быть анализе сверхчувственных принципов бытия.

Завершая обзор концепций теисток происхождения религии, следует обратить забота для группу теорий, которые для обоснования над­природного происхождения религии удаются к мистическим мирку­вань, потому их можно назвать мистическими теориями. Суть их в том, сколько начало религии лакать следствием откровения, один не того, которое было единовременно и всегда предназначение первым людям или выбранным лицам откровенный Богом, а в результате постоянного влияния Божества для закваска человека, сколько действует и в настоящем.

Яркая рисунок между мистиков — Фридрих Генрих Якоби (1743— 1819). Якоби считал, сколько для познания Бога ни чувств, ни мис­лення не достаточно: ни природа, ни догадливость знания о Боге не да­дуть. Природа не столько открывает, сколько таит Бога помощью нас, потому сколько мы видим в ней сбежал причин без начала и корнаю. Ум действует в мире ограниченному, и сам он ограничен и приводит к признанию ограниченности один существующего. Признания Бога дают один наши внутренние чувства, они являются источником религии. Мы созерцаем Бога в нашем собственном духовые, один не телесными, а духовными очи­ма. Это взгляд не постоянное, а эпизодическое, оно возникает быть определенных, неимоверно специфических условиях: оно не нуждается в розу­му, а один веры. Подобно тому, будто выше глаз, вооруженный телеско­пом, видит в туманном Казацком шляси отдельные звезды, беспричинно и выше ум, вооруженный верой, может влюбиться Бога.

Это мистическое богопизнання является ведущим методом многих бого­словских систем. Оно имеет многовековую историю, особливо яск­рави страницы которой написанные для Востоке, которые и днесь активно оброб­ляються неорелигиями восточного происхождения будто после рубежом, беспричинно и в нашей стране.

Для богословов, которые оперируют логическими рассуждениями и ак­тивно обращаются к науке, мистика не выступает уверенным сообщником новейших богословских побудувань. Потому-то теоретизирующие православные богословы сдержанно относятся к мистич­них концепциям.

в)Монотеїзм, политеизм, генотеизм. При рассмотрении проблем поход­ження религии возникает задание о том, у каких богов верили в начале религии люди? В зависимости помощью характера и составлю иерар­хичной построения системы сверхприродных существ, которой оперирует кож­на вера без исключения, в религиезнавстви выделяют два типа религий: монотеистки и политеистические.

Религии монотеисток — это такие, которые строятся для признании одного, единственного Бога; другие сверхприродные существа (ангелы, святые, пророки и тому подобное) — это посредники между Богом и людьми.

Плитеистични религии в своей иерархии имеют определенную, даже знач-ну численность богов разных рангов и веса, со своим всесторонне прав и обязанностей, сферой управления и деятельности.

Существует вдобавок (мнет явление в иерархической оценке богов: обычно из большого количества богов не выделялся ни некоторый один в меру потребности, если верующий звертавсь к какому-то богу, он оценивался для то место будто главный. Это явление достало имя генотеизму.

грамм)Академичний теизм. Во видоизмененный половине 19 в. в российском бо­гослов’и возникла рассадник академической философии, основателем которой был доктор Московской духовной академии Ф.О.Голубинский (1796—1854), сколько разрабатывал онтологические проблемы, а также проблемы богопизнання. Его ученик В. Д. Кудрявцев-платонов (1828—1891) исследовал проблему происхождения религии. Возникновение религии Платонов считает возможным объяснить действием двух источников: 1) объективного, сколько заключается во влиятельных Бога для закваска человека, и 2) субъективного, чем является понимание человеком этого впли­ву. Для аргументации своей точки зрения Кудрявцев ссылается для теорию врожденного знания: в сознании человека лакать знание, которое существует накануне опытом, единовластно помощью практики. Оно возникает тогда, если правитель вдобавок к рождению тела созерцает сущности, которые существуют после пределами физического мира, или оно ладить помощью какого-то Абсолюта, сколько помощью это опытность обнаруживает свое существование. Куд­рявцев рассуждает, сколько поскольку врожденные идеи являются продуктом Боже-ственой воли, они, заблаговременно всего, должны иметь идею Бога. Эти идеи являются следствием промислительного известие Бога к миру, какое вклю­чае у себя не один изделие его, один и действие для закваска человека в направлении сообщения человеку идей о себе, около с идеями неестественный истине, благо и тому подобное. Правда, такая остановка зрения оставляет осто­ронь ответ для задание о том, лакать ли врожденные идеи зла? И если есть, то который выражает себя в этих идеях?

Рассмотрим видоизмененный вопрос. Чем объяснить наличие невирую­чих в мире? Выходит, сколько у них несть врожденных идей о Боге? Выходит, сколько возбуждение промислительной воли было не довольно енер­гийним?

На это Кудрявцев отвечает: не следует допускать, сколько врождена идея Бога с самого начала существует у сознания каждого человека будто представления или понятия. Она не существует даже будто способность утворю­вати понятия о Боге, будто ли врождено старание к нескинчен­ного, ли будто нужда приобретения знаний о Боге. А такие предположения отдельные богословы выражали. За мнением Кудрявцева, безвыездно эти предположения порочны, потому сколько они берут после основу одноразовое проделка Божества для закваска человека; после этого это проделка вроде желание припи­няеться. В действительности это проделка является постоянным, она должна представить или начинать человеческому уму Бога, потому и зовется откровением. Она имеет тип открытия, прозрения, вдохновения. Поскольку откровение основывается для естественных отношениях между существом разумно свободным и Творцом, Кудрявцев зовет его естественным и этим хочет избежать обвинения в мистицизме.

Возможность откровения, после Кудрявцевим, имеет две посылки. Первая — это безграничные способности Бога, сколько может все, а также высокое мужество человеческого ума. Вторая — это сам дело люд­ского познания. Первая не нуждается в доведении это дело веры. Вторую богослов трактует в таком поридку. Мы признаем проделка Бо­жества первоисточником религиозной веры. Тогда следует признать, сколько в человеческой душе с что-то, сколько воспринимает это действие. Этот аппарат — догадливость человека? Он отличается вщ уму тем, сколько догадливость оперирует видчут­тям, сколько идут помощью окружения, и для этой основе осуществляет знание мира. А вот догадливость имеет высшее качество, способность отдавания, ощущения сверхчувственного, то лакать сверхприродного. Это уже не обычное мислен­ня, а высшее познание, лучший взгляд, непосредственное споглядан­ня сверхприродного. В то же место умное взгляд доповнюеть­ся трудом чувств и воли, работает безвыездно мышление, происходит знание Бога, образуется разнообразие религиозных представлений и понятий (в этом, между прочим, основа образования религиозной ризно­манитности). Да, перед влиянием откровения и человеческой умственной деятельности образуется религия. Концепция довольно стройна.

Академический теизм, обращаясь к научной аргументации, ро­бить основательный аллюр усовершенствования богословской теории поход­ження религии. Но и он не может перейти край в настоящую на­уку, он не может отказаться помощью абсолютного приоритета веры будто ведущего аргумента. Он буржуазный пытается возвыситься к современному уровню развития человеческого мышления, хочет исполнять религию более современной.

3.Первые попытки научного объяснения происхождения религии

Попытки найти, беспричинно сказать, земные истоки религии достигают в далекустародавнисть. Еще в 5 ст. к н. есть. Крггий (около 460 — 403 гг. заблаговременно н.э.) выразил мнение, сколько вера является выдумкой законодателей. Он положил зародыш политико-державний гипотезе начало религии. Эту точку зрения разделял Лактаций (приблизительно 250 — 325), сколько называл основателем религии второго легендарного царя Рима — Нуму Помпилия.

Эта мнение эффективного и острого вида набрала у гуманистов и энциклопедистов 17-18 в. Известны атеисты той эпохи: Жан Малье (1664 — 1729), Франсуа Вольтер (1694 - 1778), Жан Жак Руссо (1712 — 1778), целая много материалистов 17—18 в. во Франции считали религию продуктом обмана, выдумки, невежества, на­слидком сознательного нечестного сговора для общественного покоя.

Древнему мировые принадлежит вдобавок одна концепция виник­нення религии, которая достала имя евгемеризму. Ее автор, древний философ Евгемер (бил. 340 — 260 гг. заблаговременно н.э.) учил, сколько вера берет зародыш из чествования и обожания самых древних царей.

В древнем мире родилась натуралистическая концепция происхождения религии.Еще иезуит Продикт (нар. между 470 — 460 гг. заблаговременно н.э. — год смерти неизвестен) видел источник религии в почитании хлеба, вина, мися­ця, рек и тому подобное, будто полезных и нужных человеку вещей. Эта остановка зрения выходит с того, сколько безвыездно духовное, в книга числе и религия, возникло в процессе развития вещественного мира будто производное помощью него. Религия является следствием отображения мира в сознании лю­дей, отображение взаимоотношений людей и природы, отображения перекручено, фантастическое.

Безусловно, такое широкое понимание процесса возникновения религии возникло не сразу. Отдельные мыслители, более или менее разделяющие такую материалистическую согласно своей сути точку зрения для мир, воспринимали какую-то частицу, какой-то край этого процесса, один какой-то момент развитию общественного сознания, потому сколько они вдобавок не понимали материа­листичного тип общества. Это были гениальные припущен­ня, догадки с неимоверно ограниченной аргументацией, видоизмененный единовременно чисто логического порядка.

Из числа таких мыслителей, заблаговременно всего, назовем Епикура (324 — 270 заблаговременно н.э.), сколько выразил мнение о том, сколько пир вечен и не­скинченний и потому не мог крыться создан богами. Ученик Епикура Лукреций Кар (бл. 96—55 гг. заблаговременно н.э.), развивая мнения учителя в поэме «О природе вещей», писал, сколько муж создали уявлен­ня о богах из своих наблюдений природы, сколько много людей накануне могучими силами природы толкает их делать богам капи­ща. Еще некоторый ученик Епикура Петроний (год нар. ктото — 66) является автором известного афоризму: «Первых богов для земле создал страх».

Но эту догадка о изделие богов страхом выразил вдобавок заснов­ник материалистической линии в философии Демокрит (460 — 361). Во времена Демокрита была распространена мысль, сколько религию изобрели ста­родавни египтяне, которые сделали это помощью страха накануне грозными сила­ми природы, помощью них ее позаимствовали другие люди. Об этом также писал незабвенный писатель древнего мира Диодор Сицилийский (бл.90 — 21 гг. к н. есть.), а также незабвенный древний писатель из сирийского города Самосата Лукиан (бл.120 — после 180). Можно было желание назвать вдобавок немало других имен.

Натуралистическая концепция происхождения религии нашла свое про­довження в численных построениях будто материалистов, беспричинно и немате-риалистив в следующем развитии религиезнавства. Здесь надо згада­ти Давида Юма (1711 — 1776) и его «Естественную историю религии», Томаса Гоббса (1588 — 1697), Г.Гегеля (1770 — 1831), его ученика Д.Штрауса (1808 — 1874), Ф.Ницше (1844 — 1900), Л.Фейербаха (1804 — 1872), Ф.Енгельса (1820 — 1895) и многих других. Ко­жен из них сделал назначенный воздаяние в научную теорию происхождения религии, один они согласно большей части ограничивались философским ас­пектом этого вопроса

4.Научные теории происхождения религии

Развитие науки и культуры, углубления исследований в отрасли изучения человека и общества дали побуждение развитию религиезнавства. Но его не минули по­литични страсти. Поэтому религиезнавчи теории приобретают разную расцветку: помощью апологетической защиты религии и попытки при­стосувати ее к науке к «зверхвойовничего» атеизму, сколько в этом отрицает религию и призывает к ее вжатию. Отразилось это и для концепциях происхождения религии, и для их оценке. По-видимому по­трибно проведывать умную линию, которая обеспечит объективное нау­кове диссертация религии, ее истории и учений. Рассматривая теории происхождения религии, надо отбросить политические симпатии и анти­патии, поспешные обвинения, исходя из того, сколько в каждой из них является своим смыслом. Даже порочные предположения говорят нам о том, гораздо не следует направлять исследования. Отметим также, сколько выше обзор научных концепций происхождения религии не может пре­тендувати для любую полноту. За последние пивтораста годы было выдвинуто в этой отрасли столько предположений, гипотез, теорий, а вместе с тем и буржуазный выдумок и фантазий, сколько испытание их всех розтягнеть­ся для несколько томов. Следовательно, рассмотрим главнее всего. Английский доктор Ф.Мюллер (1830 — 1900), исследуя языки древние народов, выдвинул предположение, сколько началом религии является выдумка о Солнце, сколько он нашел в языковых достопримечательностях. Так была основана мифологическая доктрина происхождения религии — вера древних начиналась с обожания жизнедеятельного света. Хотел этого Миллер или нет, один это было ударом согласно теологической кон-цепции. (а он сам в свое место разделял догадка неестественный откровении будто источнике религии, потому сколько в полной мере отрицалось сверхприродное начало религии). К сожалению, концепция Мюллера имела не до­сип» гибкую научную основу, потому сколько была несогласована с историей ви­робництва, а именно: мифы о Солнце связаны с переходом окре­мих племен к земледелию, а религиозные представления были у людей, которые вдобавок жили из скотоводства и даже охоты и сборщицы.

В конце 19 — для поч. 20 в. большого распространения приобрела доктрина анимиста, основателем которой был Е.Тейлор (1832 — 1917). Полностью отбрасывая сверхприродное начало религии, Тейлор считал, сколько вера началась с веры у духов и в душу. Эту веру он назвал анимизмом (от лат. anima,animus— душа, дух). Позже анимизм был дополнен другими религиозными представлениями и утво­рилась целая порядок религиозных представлений и чувств. Но численные исследования первобытной культуры свидетельствуют, сколько анимизм в чистом виде ни у каких народов отроду не существовал.

Последователи Тейлора предложили разные концепции виник­нення анимистах уявлень.г.спенсер (1820 — 1903) выводил зарождение этой идеи из идеи «двойника»: коренной муж видел своего или чужого двойника во сне, в бреде — беспричинно появилась догадка о двойной сущности человека. Г.Кунов (1862 — 1936) искал начало представлений анимистов в стремлении первобытного человека к самопознанию, в сосредоточении для самом себе. Теория анимиста дала побуждение высокой оценке нашего першобуття.

В процессе критики теории анимиста возникла вдобавок одна кон­цепция начало религии аниматизм, согласно которой комплексу анимиста предшествовала идея всезагального одухотворения вещей, всей природы. Считалось, сколько каждая вещь, каждое явление имеет «своего хозяина», «свой голос». Это был примитивный пантеизм. Эти концеп­цию активно разрабатывали выдающиеся этнографы В.Г.Богораз (1865 — 1936) и Л.Я.Штеренберг (1861 — 1927). Но такое явление, какое желание одухотворювало всю природу помощью сравнения всех ее вещей и явлений с человеком, истинный существовало; один оно ни в коей мере вдобавок не было религией. Это явление достало имя олицетворения природы, которое вдобавок не знало отрывок духовное помощью материального и было чертой мифологического миропонимания, отличающегося помощью религиозного.

Из критики анимизма выросла также концепция преанимизму. Английский доктор Р.Маретт (1866 — 1943) считал, сколько анимиз­му предшествовала ересь в силу, лишенную индивидуальности и физич­них свойств, которая не связана с материальными телами, один оказывается в них. Пользуясь терминологией исследуемых им племен, он назвал ее «наваждение». Но такое идея более склад­не, чем идея «душа», потому не может предшествовать анимизму. Предположение Маретта ошибочно.

Французский психолог Ллеви-брюль (1857 — 1939) выдвинул идею, будто у первобытных людей существовало дологичне мышление, глубоко отличающееся помощью мышления современных людей. Оно и обусловило ство­рення понятий, которые не укладываются в обычную схему развития людсь­кого мышления. Но бытие дологичного и, выходит, нелогично­го мышления не связываются с творческой деятельностью людей в вироб­ництви, а без нее не было 6 развития первобытного общества.

К преанимизму приближается доктрина французского социолога Е.Дюркгейма (1858 — 1917), согласно которой извечным элементом религии являются культовые обряды тотемизма, которые стали основой для ство­рення разных религий. Бог — это символ, в котором каста обо­жнюе себя для укрепления своей власти, а потому безвыездно социальное является религиозным. Религия возникает вместе с обществом. Последний вис­новок не совпадает с фактами истории: определенное место каста было безрелигийним.

Теории преанимистични, критикуя уязвимые места анимистич­ной теории, не помогали выяснить задание возникновения религии, а, наоборот, были шагом вспять в сравнении с тем же анимизмом.

Научное объяснение происхождения религии хочет дать магическая теория, которую предложил Д.Фрезер (1854 — 1941), автор известного произведения «Золотая ветвь». Духовное развитие человечества он рассматривал будто про­цес из трех стадий: магии, религии, науки. Основой первобытной религии является магия, у них лакать общая царапина — они обе имеют оказывать для волю каких-то сверхприродных сил. Человек прежде пытается бороти­ся после свое благополучие с помощью магических средств. Переконав­шись в их несостоятельности, прибегает к религии. Религия «витанце-вуеться» из магических обрядов. Но после муж видит и бессилие религии в этом деле, и тутто она изобретает науку. Выходит, сколько магия, вера и предварение уровни согласно значению, это звенья единственного ланцю­га. В действительности это весь разные отрасли мышления и деятельности людей.

В гибель рассмотрим психологическую теорию, которая объясняет появление религии особенностями психологической природы человека. Эту теорию положил началу автор теории психоанализа З.Фрейд (1856 — 1939). Ре­лигия, после Фрейдом, является следствием психических переживаний человека, сколько находился в стрессовой ситуации. Духовный пир первобытного человека подобный с миропониманием душевнобольного, вера и нервные хво­роба имеют общее, потому сколько психически болезненный муж беспричинно же верит в силу своих идей, будто это делал коренной человек. У Фрейда психическое предшествует социальному и весь определяет его, а потому психологическое восприятие мира первобытным человеком и вызывает религиозное свито-розуминня. Но это вдали не так, потому сколько не психологические особенности весь определяют идеологические процессы, а, заблаговременно всего, социальные. Религию Фрейд оценивает один будто явление индивидуальной жизни лю­дини, а последнее рассматривает один с биологической точки зрения. В действительности вера является гораздо больше чем то, чем ее понимает Фрейд, а муж является не один явлением природы, один и обществами.

Отдельно следует говорить о концепции промонотеизму, которая больше желание могла обращаться к концепциям теисток, один поскольку она вякикла в научных кругах и детально трактует именно о начале религии, вспомним ее именно здесь. Католический монах и этнограф Е.Ленг (1841 — 1912) выдвинул версию, сколько муж спокон возраста признавали бытие единственного Бога. Эта ересь возникла из рассуждений пер­висной человека над своей творческой деятельностью и из наблюдений над родительской властью в человеческой семье. Следовательно, Ленг пов’я­зуе возникновения религии с периодом развитого патриархата, один летопись свидетельствует, сколько было раньше, во времена матриархата.

Односторонность и ошибки рассмотренных нами концепций весь не дают нам оснований для их полного осуждения. Они раскрыли нам грани сложного процесса духовного развития человечества. Про­роблена ими изделие не была тщетной, она звергае наше забота для ошибочность игнорирования материальной жизни общества, и, по-видимому это главное, эти исследователи собрали целое море конкретных фактов, наблюдений тех обстоятельств жизни народов, которых когда-то было прий­нято унизительно называть «отсталыми». Эти обстоятельства уже вкри­лися крепким слоем напластувань влияния европейской цивилизации, потому добытые прежде факты и наблюдения днесь помогают нам представить возраст человечества в его першовигляди. Именно для этих материалах перестроено современное религиезнавство. Вместе с найнови­шими историческими исследованиями в отрасли археологии, этнографии, языкознания и других наук они составили базу для дальнейшего об­мирковування процесса возникновения религии.

5.Исторический тип религии

Предположение многих исследователей 19 — пер. пол. 20 в. неестественный историческом характере религии досягнен­нями современной науки преобразовано в истинный факт. Доведе­но, сколько вера имеет свое начало, она возникла для определенном этапе истории общества, ее возникновения тесно связано с развитием человеческого сознания.

Первый остановка в развитии человеческого сознания длился помощью появления обезьянолюдей к неандертальской человеку (то лакать заблаговременно формирования естественный общины). Это была ранг стадного сознания, которое было сознанием чувственно конкретны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...