Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление развитой научной теории.




Сфера научного знания распадается на эмпирический и теоре­тический уровни (см. предыдущую главу). Опыт, эксперимент, на­блюдение — это составляющие эмпирического уровня познания. Абстракции, идеализированные объекты, концепции, формулы и принципы - необходимые компоненты теоретического уровня. Теоретический и эмпирический уровни познания нельзя свести к соотношению чувственного и рационального. И на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания имеют место взаимодействие и единство чувственного и рационального.

Развитая теория представляет собой не просто совокупность связанных между собой положений, но содержит в себе механизм концептуального движения, внутреннего развертывания содержа­ния, включает в себя программу построения знания. В этой связи говорят о целостности теории. Для классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенных теорий.

Описательные теории ориентированы на упорядочивание и систематизацию эмпирического материала. Математические тео­рии, использующие математический формализм, предполагают формальные операции со знаками математизированного языка, выражающего параметры объекта. Теория не должна рассматри­ваться как «закрытая» и неподвижная система. Она содержит в себе механизмы своего развития, как посредством знаково-символи-ческих операций, так и благодаря введению различных гипотети­ческих допущений. Существует и путь мысленного эксперимента с идеализированными объектами, который также обеспечивает приращение содержания теории.

Язык теории, надстраиваясь над естественным языком, в свою очередь подчинен определенной иерархии, которая обусловлена иерархичностью самого научного знания. Многообразные науки


имеют самостоятельные предметные сферы и связаны необходи­мостью существования специфических языков. Научный язык — специфический понятийный аппарат научной теории и приемле­мые в ней средства доказательства. Как знаковая система он созда­ется и служит эффективным средством мышления. Сам процесс продвижения к истинной теории есть также и своеобразная успеш­ность «выразительных возможностей языка». Многие ученые счи­тают, что развитие науки непосредственно связано с развитием языковых средств выражения, с выработкой более совершенного языка и с переводом знаний с прежнего языка на новый. Можно выделить языки эмпирических и теоретических наук, язык наблю­дений и описаний и др. В науке четко проявляется тенденция пе­рехода от использования языка наблюдений к языку эксперимен­та. Убедительным примером тому служит язык современной физики, который содержит в себе термины, обозначающие явле­ния и свойства, само существование которых было установлено в ходе проведения различных экспериментов.

В философии и методологии науки обращается особое внима­ние на логическое упорядочивание и сжатое описание фактов. Вместе с тем очевидно, что упорядочивание и логическая концен­трация, сжатое описание фактического материала ведут к значи­тельной трансформации в смысловом семантическом континуу­ме. Когда описательные языки выходят за пределы описания и указывают на закономерности, объединяющие данные факты, их статус меняется, возникает номологический язык.

Многообразная спецификация различных типов научных язы­ков вызвала к жизни проблему их классификации. Одним из пло­дотворных решений этой проблемы было предложение о класси­фикации языков научной теории на основе ее внутренней структуры: языки стали различаться с учетом того, в какой из подсистем тео­рии они преимущественно используются. В связи с этим выделя­ются следующие классы языков науки: (а) ассерторический — язык утверждения, с его помощью формулируются основные утверж­дения данной теории. Ассерторические языки делятся на форма­лизованные и неформализованные. Примерами первых служат


любые формальные логические языки. Примерами вторых — фраг­менты естественных языков, содержащих утвердительные предпо­ложения, дополненные научными терминами; (б) модельные языки, которые служат для построения моделей и других элементов модель-но-репрезентативной темы и также подразделяются на формализо­ванные и неформализованные. Формализованные основываются на использовании средств математической символики; (в) процедурный — язык, служащий для описания измерительных, эксперименталь­ных процедур, а также правил преобразования языковых выраже­ний, процессов постановки и решения задач. Особенностью про­цедурных языков является однозначность; (г) аксиологический — язык, создающий возможность описания различных оценок эле­ментов теории и располагающий средствами сравнения процес­сов и процедур в структуре самой научной теории; (д) эвристичес­кий — язык, осуществляющий описание исследовательского поиска в условиях неопределенности. Именно с помощью эврис­тических языков производится столь важная процедура, как по­становка проблемы.

Осевыми составляющими языка являются знак и значение. В на­уке под значением понимается смысловое содержание слова, обеспе­чивающее относительное постоянство структуры речевой деятель­ности и ее принадлежность к тому или иному классу предметов. Знак определяется как материальный предмет (явление, событие), вы­ступающий в качестве представителя некоего другого и использу­емый для приобретения, хранения, переработки и передачи ин­формации. Языковой знак квалифицируют как образование, репрезентирующее предмет, свойство, отношение действительнос­ти. Совокупность данных знаков, их особым образом организо­ванная знаковая система и образует язык.

Наиболее распространенные пути создания искусственных языков научных теорий: (1) терминологизации слов естествен­ного языка; (2) калькирование терминов иноязычного происхож­дения; (3) формализация языка. Язык не всегда располагает адек­ватными средствами воспроизведения альтернативного опыта, в его базовой лексике могут отсутствовать те или иные символичес-


кие фрагменты. Для философии науки принципиально важным ос­тается изучение специфики языка как эффективного средства реп­резентации, кодирования базовой когнитивной системы, выясне­ния специфики научного дискурса и взаимосвязи языковых и внеязыковых механизмов построения теории. Острота проблемы соотношения формальных языковых конструкций и действитель­ности, аналитичности и синтетичности высказываний присутству­ет на этапе построения, развития теории. Представление об уни­версальной репрезентативности формализованных языков, об их идеальности изобилует парадоксальными конструкциями, что вызывает к жизни альтернативную концепцию репрезентации (представления предметности), указывающую на то, что отноше­ние языковых структур к внешнему миру не сводится лишь к фор­мальному обозначению, указанию, кодированию.

В процессе становления развитой научной теории большое зна­чение принадлежит процедуре верификации, т.е. подтверждения. Вместе с тем К. Поппер доказал, что любая теория в принципе фальсифицируема, т. е. подвластна процедуре опровержения. Принцип фальсифицируемое™ составляет альтернативу принци­пу верификации, но подтвержден историей науки. Теория назы­вается эмпирической или фальсифицируемой, если она точно раз­деляет класс всех возможных базисных высказываний на два подкласса: во-первых, класс всех тех базисных высказываний, с которыми она несовместима, которые она устраняет или запре­щает (это класс потенциальных фальсификаторов теории), и, во-вторых, класс тех базисных высказываний, которые ей не противоречат, которые она «допускает». Иначе говоря, как счи­тает B.C. Степин, «теория фальсифицируема, если класс ее потен­циальных фальсификаторов не пуст».

Развитая научная теория содержит в себе тенденцию к экст­раполяции, т. е. к переносу ее принципов и моделей на все слу­чаи теоретического поиска. Однако экстраполяция во многом ограничена и не является универсальной процедурой. В разви­той теории сохраняются инвариантное содержание и концеп­туальная модель ее дальнейшего роста. Значительное место зани­мают процедуры интерпретации и математической формализации.


B.C. Степин выделяет три особенности построения развитой научной теории. Первая указывает на то, что «развитые теории большей степени общности в современных условиях создаются коллективом исследователей с достаточно отчетливо выражен­ным разделением труда между ними», т. е. речь идет о коллектив­ном субъекте научного творчества. Это обусловлено усложнени­ем объекта исследования и увеличением объема необходимой информации. «Вторая особенность современной теоретико-позна­вательной ситуации состоит в том, что фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных тео­ретических схем и законов», «промежуточные звенья, необходи­мые для построения теории, создаются по ходу теоретического синтеза». В качестве третьей особенности выступает применение метода математической гипотезы, «построение теории начинается с попыток угадать ее математический аппарат».

Развитая теория обладает прогностической функцией, которая проявляется в следующих видах прогнозов: тривиальный и нетри­виальный, поисковый и нормативный. Тривиальный прогноз строится в системе причинно-следственных отношений и опирается на предположение, что существует определенность, задаваемая про­шлым состоянием системы. Нетривиальный прогноз заставляет учи­тывать потенциальную возможность влияния факторов, не вклю­ченных «в модель в силу их весьма малой значимости в прошлом», а также изменчивость и подвижность самой системы, особенно в случае ее открытости. Нетривиальный прогноз использует так на­зываемый фильтр предпочтений, создаваемый на основе образа желаемого будущего. Поисковый прогноз предполагает выявление характеристик предметов и событий на основе экстраполяции тен­денций, обнаруженных в настоящем. Нормативный предсказыва­ет возможные состояния предмета в соответствии с заданными нормами и целями. Уровень развитой теории позволяет разработ­ку и активное использование таких прогностических методов, как «прогнозный граф» и «дерево целей». Графом называют геометри­ческую фигуру, состоящую из вершин точек, соединенных отрез­ками-ребрами. Вершины обозначают собой цели, ребра — спосо-


бы их достижения. Причем на всем протяжении ребра могут встре­чаться прогнозируемые отклонения от предполагаемой прямой на­учного поиска. Тогда граф имеет структуру с ответвлениями, отра­жающую реальный ход движения научной мысли. Графы могут содержать либо не содержать так называемые циклы (петли), мо­гут быть связанными или несвязанными, ориентированными или неориентированными. Если связанный граф не содержит петель и ориентирован, то такой граф называют деревом целей или графо-деревом. Графический образ дерева выполняет во многом иллюст­ративную функцию и может быть заменен списком альтернативных решений с принципом вытеснения все менее и менее значимых уровней и событий. Для оценки их значимости можно приписать каждому из них коэффициент относительной важности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...