Структура и функции научной теории
Закон как ключевой ее элемент. В современной методологии выделяют следующие основные компоненты структуры теории: (1) исходные основания, т.е. фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.; (2) идеализированные объекты или абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.); (3) логика теории как совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и динамики знания; (4) философские установки и ценностные факторы; (5) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами. Существует многообразие видов (типов) теорий: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, прикладные и фундаментальные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и пр. Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация. Теории эмпирических наук — физики, химии, биологии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений подразделяются на два больших класса: феноменологические и объясняющие. Первые описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.), не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сложные абстрактные объекты, хотя и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений. Феноменологические теории имеют по преимуществу качественный характер, и исследователи разрабатывают их, как правило, на первых ступенях развития науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического материала.
С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место объясняющим, которые раскрывают существенные отношения и связи изучаемых явлений. Одним из важных критериев классификации теорий является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два класса теорий: (а) теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии); (б) теории, предсказания которых имеет вероятностный характер, обусловленный совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. stochasis — догадка) теории встречаются не только в современной физике, но и в биологии и социально-гуманитарных науках. Теории фиксируют закономерности. Закономерность - это устойчивая, регулярная связь, которая может иметь динамический и статистический характер. Классические динамические закономерности устанавливают жесткие детерминистские связи. В отличие от них статистические закономерности отражают такую форму взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет ее последующие состояния не однозначно, а с определенной долей вероятности. Они формулируются на языке вероятностных распределений и проявляются как законы массовых явлений. Считается, что их действие обнаруживается там, где на фоне ножества случайных причин существуют глубокие необходимые связи. Статистические закономерности не дают абсолютной повторяемости, однако в общем случае правомерна их оценка как закономерностей постоянных причин. Современное естественное и социогуманитарное знание, в частности, ориентированы на учет статистических закономерностей.
К числу основных функций теории относятся: 1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему. 2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития. 3. Методологическая функция, предполагающая использование в других теориях методов, способов и приемов исследовательской деятельности, применяемой в данной теории.
4. Предсказательная функция, которая состоит в научном предвидении будущих состояний явлений и событий. 5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Как из множества конкурирующих теорий выбрать «хорошую»? Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Поппер считал,, что предпочтительнее та теория, которая: а) сообщает наибольшее количество информации; б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Теории современной науки создаются не просто путем индуктивного обобщения опыта (хотя такой путь не исключается), а за счет первоначального движения в поле ранее созданных идеализированных объектов, которые используются в качестве средств конструирования гипотетических моделей новой области взаимодействий. «Именно теоретическое исследование, основанное на относительно самостоятельном оперировании идеализированными объектами, способно открывать новые предметные области до того, как они начинают осваиваться практикой. Теоретизация выступает своеобразным индикатором развития науки» (B.C. Степин).
Идеализированный объект выступает не только как теоретическая модель реальности, но неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории. Соотношения элементов идеализированного объекта, как исходных, так и выводных, представляют собой теоретические законы, которые, в отличие от эмпирических законов, формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Теоретические законы должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности. Имея в виду данное обстоятельство, А. Эйнштейн ввел понятие «физическая реальность» и выделил два его значения: (а) характеристика объективного мира, существующего вне и независимо от сознания. «Вера в существование внешнего мира, — отмечал Эйнштейн, — независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания»; (б) совокупность идеализированных объектов, представляющих свойства реального мира в рамках данной физической теории. «Реальность, изучаемая наукой, есть не что иное, как конструкция нашего разума, а не только данность» (А. Эйнштейн). В этом плане физическая реальность задается посредством языка науки, причем одна и та же реальность может быть описана при помощи разных языков. Главная задача и основная функция теории — «поднять опыт до всеобщего», открыть законы изучаемой области действительности. Без установления законов и выражения их в системе понятий не может быть научной теории. Закон — ключевой элемент теории. Выдающийся логик К. Г. Гемпель пришел к выводу о возможности отождествления понятий «общий закон» и «гипотеза универсальной формы». Сам же закон определяется следующим образом: в каждом случае, когда событие определенного вида П (причина) имеет место в определенном месте и в определенный момент времени, событие определенного вида С (следствие) будет иметь место в том месте и в тот момент времени, которое определенным образом связано с местом и временем появления первого события.
Закон выражает такую связь между процессами, которая является: а) объективной, т.е. присущей реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей; б) существенной и конкретно-всеобщей, т.е. действующей всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия; в) необходимой, т.е. тесно связанной с сущностью и осуществляющейся с «железной необходимостью»; г) внутренней, отражающей самые глубинные связи и зависимости данной предметной области; д) повторяющейся, устойчивой. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д. Познание законов — сложный и противоречивый процесс. Познающий субъект не может отобразить изучаемый объект сразу и полностью. Он может лишь вечно приближаться к этому идеалу, создавая различные абстракции, понятия, применяя целый ряд методов в их совокупности (эксперимент, наблюдение, идеализация, моделирование и т.п.). Характеризуя особенности законов науки, известный американский физик Р. Фейнман писал, что «законы физики нередко не имеют очевидного прямого отношения к нашему опыту, а представляют собой его более или менее абстрактное выражение... Очень часто между элементарными законами и основными аспектами реальных явлений дистанция огромного размера». В. Гейзен-берг также утверждал, что: (а) когда формулируются великие всеобъемлющие законы природы, «речь идет об идеализации действительности, а не о ней самой»; (б) каждый закон обладает ограниченной областью применения, потому что его понятийный аппарат не охватывает все явления. Так, теория относительности и квантовая механика представляют собой «очень общие идеализации весьма широкой сферы опыта и их законы будут справедливы в любом месте и в любое время — но только относительно той сферы опыта, в которой применимы понятия этих теорий». Законы открываются сначала в форме предположений, гипотез. Новые факты приводят к «очищению этих гипотез», устраняют одни, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен закон. Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глубокие знания о них достигаются не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования. Раскрывая механизм открытия новых законов, Р. Фейнман отмечал, что «поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего, о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается в природе, с результатами специальных экспериментов или с нашим опытом, и по результатам таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то закон неправилен». При этом Фейнман обращает внимание на то, что на всех этапах познания важную роль играют философские установки, которыми руководствуется исследователь.
Следует иметь в виду, что хотя объективные законы действуют с «железной необходимостью», сами по себе они отнюдь не «железные», а очень даже «мягкие» в том смысле, что зачастую действуют как законы-тенденции, т.е. осуществляются приблизительным образом. Кроме того, каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», так как всегда взаимосвязан с другими законами. Поэтому, как отмечал Гегель, каждый закон «узок, неполон, приблизителен». Как бы вторя Гегелю, Р. Фейнман отмечал, что даже закон всемирного тяготения не точен, «то же относится и к другим нашим законам — они не точны. Где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть над чем поломать голову». Открытые законы и закономерности могут быть использованы людьми в качестве регулятивов их практической деятельности. Иначе последняя не станет эффективной и результативной, а будет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок. Опираясь в своей деятельности на «царство законов», человек может в определенной мере оказывать влияние на механизм их реализации, либо создавая условия для развития закона до его качественной полноты, либо же, напротив, сдерживая действие закона, локализуя его или даже трансформируя. Законы можно классифицировать по тому или иному основанию: (а) по формам движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные); (б) по основным сферам действительности (законы природы, законы общества, законы мышления); (в) по широте сферы их действия: всеобщие, общие (особенные), частные (специфические); (г) по механизму детерминации (динамические и статистические, эмпирические и теоретические; (д) по значимости и роли (основные и не основные). Односторонние и ошибочные трактовки закона состоят в следующем:^) понятие закона абсолютизируется, фетишизируется; закон понимается как нечто вечное, неизменное, абсолютное, не зависящее в своем действии от совокупности конкретных обстоятельств и фатально предопределяющее ход событий и процессов; (2) игнорируется объективный характер законов, не учитывается тот факт, что не реальная действительность должна сообразовываться с принципами и законами, а наоборот, последние верны лишь поскольку соответствуют объективному миру; (3) отрицается возможность использования людьми системы объективных законов как основы их деятельности в многообразных ее формах; (4) игнорируется качественное многообразие законов, их несводимость друг к другу; (5) не учитывается то обстоятельство, что объективные законы нельзя произвольно создать или отменить; (6) абсолютизируются законы более низших форм движения материи, делаются попытки с их помощью объяснить процессы, происходящие в более высоких формах движения материи (механицизм, физикализм, редукционизм и т.п.); (7) законы науки толкуются не как отражение законов объективного мира, а как результат соглашения научного сообщества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|