Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная картина мира и ее функции




Принято считать, что научная картина мира является фунда­ментальным основанием науки. Научная картина мираэто ши­рокая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендующая на то, чтобы быть ядром мировоззрения. Она включает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин, и предстает как обобщающий этап интег­рации научных достижений в единую, непротиворечивую систе­му. В целостной научной картине мира должны быть объедине­ны данные наук о неживой природе, органическом мире, человеческом обществе и общественных отношениях. Базис на­учной картины мира составляют совокупность основополагающих принципов многих научных дисциплин. Она предстает как стро­гая система, обобщающая результаты различных ветвей научного познания, и только в этом значении имеет право на существова­ние. Поэтому в научной картине мира равноправное место зани­мают достижения не только естественных и технических наук, но и социально-гуманитарных.

Структура научной картины мира включает следующие компо­ненты: (а) центральное теоретическое ядро, обладающее относи­тельной устойчивостью; (б) фундаментальные допущения, услов­но принимаемые за неопровержимые; (в) частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Когда речь идет о фи­зической реальности, то к сверхустойчивым элементам картины


мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, харак­теризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле. Для социального знания всегда значимы были от­ношения производства, распределения, обмена и потребления. Научная картина мира выполняет следующие функции: 1) интегративную, обеспечивающую синтез базовых научных знаний. Наш современник физик А. Фридман был убежден, что как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находи­лись мудрецы, пытающиеся на основании ничтожных данных вос­создать картину мира. С этим связана системность научного миро­воззрения. На протяжении истории философии формировалась идея развития и взаимосвязи природных процессов и общества. Гегель в философии природы подчеркивал диалектическую взаимосвязь и переход от механических явлений к химическим, далее к органи­ческой жизни и к практике. Его философия духа подразделялась на учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (социально-историческая жизнь человека), абсолютном духе (философия как наука наук). Родона­чальник позитивизма Огюст Конт выделял два основных условия, необходимых при построении научной картины мира: (а) распо­ложение наук, при котором каждая из них опирается на предыду­щую и подготавливает последующую, (б) расположение наук со­образно ходу их действительного развития — от начальной (математико-астрономической) к конечной (биолого-социологи­ческой) через промежуточную (физико-химическую). Конечной целью всякой теоретической системы выступает человечество;

2) нормативную, которая состоит в том, что научная картина мира задает, опираясь на выработанные в недрах парадигмы стан­дарты и критерии, систему установок и принципов освоения уни­версума, влияет на формирование социокультурных и методоло­гических норм научного исследования, формирует свойственный данному периоду метаисторический словарь. Так как научная кар­тина мира опирается на совокупный потенциал научных дисцип­лин той или иной эпохи, то важно иметь в виду историчность на-


учной картины мира, подчеркивающую пределы тех знаний, ко­торыми располагает человечество на данный период своего разви­тия. Понятие «научная картина мира» является более строгим, чем понятия «образ мира» или «видение мира», так как в него входят знания, характеризующиеся достоверностью, обоснованностью, доказательностью. Важное требование объективности тесно свя­зано с интерсубъективностью и общезначимостью. Интерсубъек­тивность фиксирует общность между познающими субъектами, условие передачи знания, значимость опыта одного субъекта для другого. Общезначимость - это гносеологический идеал единодуш­ного восприятия той или иной информации, претендующий на то, чтобы знания были приняты всеми мыслящими индивидами, всем обществом.

В рамках нормативной функции научная картина мира обес­печивает формирование целостного научного мировоззрения. Науч­ное мировоззрение — это стройная, научно обоснованная совокупность воззрений, дающая представление о закономерностях развивающего­ся универсума и определяющая жизненные позиции, программы пове­дения людей. От религиозного научное мировоззрение отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, тео­рий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерны вера в сверхъестественное, упование на от­кровение и логическая недоказуемость «догматов».

В случае столкновения сложившейся картины мира с контр­примерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных гипотез, которые видоизменяют­ся с учетом появившихся контрпримеров. Таким образом, науч­ная картина мира обладает определенным иммунитетом, направ­ленным на сохранение имеющегося концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное (собирательное) накопле­ние знания;

3) парадигмальную, которая (а) указывает на идентичность убеж­дений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом; (б) обеспечивает существование научной традиции; (в) обусловливает постановку и решение ис-


следовательских задач, поведение ученых; (г) накладывает опре­деленные «разумные» ограничения на характер допущений и ги­потез и влияет на формирование норм научного исследования. Трудно представить ситуацию, чтобы античный ученый или уче­ный классической эпохи придерживались бы идей квантово-ме-ханического описания объекта и делали бы поправки на процеду­ры, средства наблюдения и самого наблюдателя, что впоследствии стало требованием создателей квантовой механики Бора, Гейзен-берга, Шредингера. Парадигмальная функция научной картины мира способствует установлению на достаточно долгий срок стой­кой непротиворечивой системы научных идей и знаний, теорети­ческих постулатов, стандартов научной практики. Эта система транслируется посредством механизмов обучения, образования, воспитания, популяризации и охватывает менталитет современ­ников. Смена научной парадигмы, переход в фазу «революцион­ного разлома» сопровождается полным или частичным замеще­нием элементов научной картины мира.

Можно выделить следующие исторические формы научной кар­тины мира: классическую, неклассическую и постнеклассическую. Классическая картина мира формируется начиная с научных идей Галилея и Ньютона и в дальнейшем получает название механисти­ческой. Она господствовала вплоть до середины XIX века. Объяс­нительным эталоном в этой картине мира считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они относились только к области механики и существовали изолированно. Основ­ным условием познания было требование элиминации всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам. Предполагалось, что все состояния мира могли быть про­считаны и предсказаны.

Под влиянием развития термодинамики, оспаривающей уни­версальность законов классической механики, на смену класси­ческой картине мира пришла неклассическая. С развитием тер­модинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы, а потому в неклассической


картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учи­тывается роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но при этом признается, что ее состояния в каждый момент вре­мени не детерминированы. Отрицая детерминированность на уровне индивидов, неклассическая картина мира признавала ее на уровне системы в целом.

Постнеклассическая картина мира сформировалась под влия­нием научных достижений бельгийской школы И. Пригожина в области изучения нелинейных самоорганизующихся систем, что привело к открытию принципов синергетики (подробно о синер­гетике см. раздел I, гл. 7). В синергетической научной картине мира доминирует идея многовариантного и необратимого становления, а мир предстает как поле сосуществующих возможностей.

Выявление ценностно-целевых структур — важнейшая харак­теристика постнеклассической науки, что отмечает отечественный философ науки B.C. Степин: «Постнеклассическая наука расши­ряет поле рефлексии над деятельностью, в рамках которой изу­чаются объекты. Она учитывает соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми струк­турами».

В постнеклассической научной картине мира ведущими стали синергетические представления о стихийно-спонтанном структу-рогенезе, возникновении порядка из хаоса. Одной из важных про­гностических идей постнеклассики является утверждение о воз­можности «перескока» системы с одной траектории на другую и утрате системной памяти. В многомерной модели взаимодействий, где участвуют не две, а больше сторон, возникает так называемое турбулентное пространство. В нем вектора направленности одних событий, сталкиваясь с тенденциями других и видоизменяясь под натиском третьих, в потоке взаимодействий перечеркивают логику развития, с устоявшимся линейным порядком зависимости насто­ящего от прошлого и будущего от настоящего. Система «забывает» свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо.

5. Философия науки 129


Прошлое незначительно определяет настоящее, а настоящее не рас­пространяет свое детерминирующее влияние на будущее. О подоб­ной ситуации говорят: «Произошла потеря системной памяти».

Синергетика обнаружила эффект нарушения принципа коге­рентности и возникновение ситуации, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия. Это делает будущее принци­пиально неопределенным и открытым для новообразований. В пер­спективе эволюционирования таких систем допустимы мно­гочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленных изменений возможен эффект ответвлений. В результате в современной постнеклассической картине мира неопределенность рассматривается как атрибутивная характерис­тика бытия.

Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции научной картины мира является применение постаналитического способа мышления, сочленяющего сразу три сферы анализа: ис­торический, критико-рефлексивный и теоретический. Постана­литизм выражает претензию на некий синтез дисциплинарного и гуманитарного словарей, на укоренение эпистемологии в социаль­ной теории, предполагает учет взаимоотношений научных и вне-научных факторов. Постнеклассическая научная картина мира составляет основу современного рационального мировоззрения.

Литература

1. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. — М., 1961.

2. Борн М. Размышления и воспоминания физика. — М., 1977.

3. БройлъЛуи де. По тропам науки. — М., 1962.

4. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. — М., 1987.

5. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. — М., 1987.

6. Карнап Р. Философские основания физики. — М., 1971.

7. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1978.

8. Лакатос М. История науки и ее рациональная реконструк-ция//Структура и развитие наука. — М.,1978.

9. Полани М. Личностное знание. — М.,1985.


10. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

11. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход.— М., 2002.

12. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.

13. Пуанкаре А. О науке. — М., 1990.

 

14. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историчес­кая эволюция. — М., 2000.

15. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2004.

16. Тулмин Ст. Человеческое понимание. — М., 1984.

17. УайтхедА. Избранные работы по философии. — М., 1990.

18. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.

19. Фейнман Р. Характер физических законов. — М., 1987.

20. Холтон Дж. Тематический анализ науки. — М., 1981.

21. Шредингер Э. Наука и гуманизм. — М.,2001.

22. Эйнштейн А., ИнфельдЛ. Эволюция физики. — М., 1965.

23. Эйнштейн А. Физика и реальность. — М., 1965.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...