Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет социально-гуманитарных наук. Философия - интегральная форма социально-гуманитарного знания




Все науки имеют и социальный, и гуманитарный аспекты, по­скольку любая наука производится человеком или группой ученых, научными сообществами и т.д., а потому так или иначе связана с обществом и обусловлена социально-культурными детерминанта­ми. Кроме того, все науки имеют общую направленность на изуче­ние законов или природы, или общества, человеческой истории, культуры, или самого познания, мышления. В любом случае речь идет о законах реального мира (а не трансцендентного, потусторон­него), отражающих сущность вещей и явлений, устойчивые связи, существующие в мире между ними. Во всех науках создаются тео­рии, выдвигаются гипотезы, применяются общенаучные и специ­альные методы, используются факты и т.д.

Когда мы говорим об изучении социально-культурных процессов и явлений (общество, культура, человек), мы можем зафиксировать следующие общепринятые в современном научном сообществе от­личия социально-гуманитарного знания от естественнонаучного:


1. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются са­
мими людьми в процессе их жизнедеятельности в обществе, они свя­
заны с повседневной жизнью людей и общества (хотя могут и не осоз­
наваться людьми, восприниматься как слепые, стихийные силы).

2. Законы общества и культуры менее долговечны, чем законы природы: они «историчны». Особенно хорошо это видно на при­мере экономических, правовых, политических законов.

3. Поскольку люди не только изучают общество и культуру, но и творят их, невозможно «убрать» личностное отношение иссле­дователя к предмету его исследования. В социально-гуманитар­ном познании, гораздо более, чем в естественнонаучном, просле­живаются ценностные установки ученого, его социальный статус, конфессиональные и моральные предпочтения, эмоциональный склад личности, влияние политики государства, интересов разных слоев общества, амбиции авторитетов отдельных ученых и науч­ных сообществ и т. д. Содержание социально-гуманитарного зна­ния, его идеи и теории непонятны вне контекста общественных интересов тех слоев общества, которые являются главными соци­альными объектами этих теорий и гипотез.

4. Социально-гуманитарное знание пользуется методами, ко­торые «не работают» в естественных науках (подробно см. раздел И, гл. 2, §1).

5. Социально-гуманитарное познание носит ценностно-оценоч­ный характер: объект не только познается, но и оценивается субъек­том (о проблеме ценности и оценки см. раздел II, гл.З). Критерий оценки социальных теорий всегда различен, но всегда связан с не­ким образцом, нормой или идеальным состоянием общества. Так, в качестве критерия оценки значимости социальной теории могут вы­ступать степень свободы общества и личности, устремленность к де­мократии, коммунизму, «граду Божьему», развитие интеллектуаль­но-моральных качеств личности, развитие производительных сил общества и пр. Обычно такое идеальное состояние общества опре­деляет понимание «прогресса» и «регресса» и служит мерой оценки движения общества к желаемой цели.


Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Раз­ные мыслители по-разному определяют этот предмет. Так, отече­ственный философ и культуролог М.М. Бахтин считал, что пред­метом социально-гуманитарных наук являются «общество, история, культура, личность», Гегель относил к этому предмету «це­лесообразную деятельность людей», а Г. Риккерт — «процессы куль­туры», «культурное человечество». Здесь необходимы некоторые пояснения. Помимо вышеназванных мыслителей практически все выдающиеся философы (Ф. Энгельс, М. Вебер, Т. Адорно, Р. Рор-ти, И. Пригожий, В. Соловьев и мн. др.) рассматривали проблему предмета социально-гуманитарных наук. Однако их концепции имеют сугубо специальный характер и могут быть адекватно по­няты только философами-специалистами. Поэтому мы их не рас-сматриваем.

В рамках учебного пособия мы рассмотрим тот аспект предме­та социально-гуманитарных наук, который связан с исследовани­ем человека и который признается большинством ученых. Для того чтобы выяснить, в каком ракурсе человек является предметом со­циально-гуманитарных наук, воспользуемся методом исключения: (а) социально-гуманитарные науки не изучают биологический организм человека. Этим занимаются биология, медицина и дру­гие науки; (б) индивидуальные особенности психики человека, особенности индивидуального мышления, восприятия, обучения и воспитания уже относятся, несомненно, к социально-гумани­тарному знанию (психология, педагогика, этика и др.), но не яв­ляются ядром социально-гуманитарных наук; (в) социально-гума­нитарное знание концентрируется в области рассмотрения отношений внутри системы «человек—общество», где человек изучается как со­циокультурный феномен в контексте культуры, а также экономи­ческих, политических, правовых, религиозных, экологических и других социальных явлений. Предметом социально-гуманитарно­го знания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».


Философия с момента своего возникновения и по сегодняш­ний день выступает как интегральная (обобщающая) форма со­циального и гуманитарного знания. Достаточно указать, что большинство социальных наук (политология, социология, тео­ретическая экономика, теория права и др.) и большинство гу­манитарных наук (психология, педагогика, культурология, ис­кусствоведение и др.) «вышли» из философии, т. е. зародились и развивались в рамках философского знания, впоследствии от­делившись от него; этот процесс «отделения» происходит и се­годня. Примером могут служить такие современные науки, как конфликтология, философия права и др.

Философия с начала своего возникновения, являясь теоре­тической формой человекознания, т.е. знания о человеке как со­циокультурном феномене, неизбежно берет на себя функции синтеза социально-гуманитарного знания. Если конкретные со­циально-гуманитарные науки дают локальное понимание мира и человека в нем («человек политический», «человек экономи­ческий», «человек обучаемый», «человек производящий», «че­ловек творящий» и т.д.), то философия способна дать понятие «.человека вообще», определить, что есть человек вообще, пост­роить общенаучную картину мира, выходящую за рамки пред­мета отдельных наук. Более того, философия способна создать такую картину мира, в которой кроме научных знаний учиты­ваются знания, создаваемые религией и искусством, т. е. пре­дельно общую картину мира. Сейчас, в начале XXI века, когда мы фиксируем противостояние между великими религиями и культурами Запада и Востока, философия может выполнить функцию синтеза знаний и культур, показать возможность цен­ностного и мировоззренческого единства современной цивили­зации, что сможет удержать духовную культуру человечества от опасности распада на множество враждебных идей, ценностей и мировоззрений.

В чем главное отличие философии от конкретных наук, как естественных, так и социально-гуманитарных?


1. Конкретные науки, определив собственный объект исследо­
вания, рассматривают его вне системы присущих ему связей и от­
ношений (например: человек как биологическое существо, или
человек как субъект права). Этим достигаются предметная точ­
ность, строгость понятийного аппарата, доказательность и т.д.
Философия к такой однозначности и точности не стремится. По­
нятия философии более гибкие, так как ими определяются наи­
более общие, предельные законы бытия, общества и мышления,
чего нет в конкретных науках.

2. Познание в философии носит специфический характер, оно
выступает как понимание смыслов, заложенных в исследуемых
явлениях. Философ изучает не столько сами явления, сколько
смысл этих явлений для человека. Именно так понимал филосо­
фию выдающийся отечественный мыслитель М.М. Бахтин: «Мес­
то философии. Она начинается там, где кончается точная науч­
ность и начинается инонаучность. Ее можно определить как
метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)». Филосо­
фия опирается на весь познавательный опыт человечества, а не
только на опыт одной или нескольких наук, она выступает как са­
мосознание теоретической деятельности в целом, а потому не аб­
солютизирует ни одну научную методологию. Никакая другая на­
ука на это не способна. Эта особенность философии ставит ее выше
ограниченности и относительности любого конкретно-научного
знания. Как форма ценностного сознания философия может обоб­
щить и предложить человеку и человечеству системы ценностей,
выработанные культурой. Свобода же человека во многом зависит
от возможности выбора той системы ценностей, через которую он
себя самореализует в мире. Именно поэтому многие великие уче­
ные видели в философии «путь к свободе».

Философия — интегральная форма социально-гуманитарного знания. Она занимает в системе наук (и в культуре человечества в целом) особое положение, в силу того, что способна синтезировать данные наук и вненаучных форм знания (религия, искусство) в це­лостное мировоззрение и целостную картину мира, дать человеку и человечеству в целом рациональные и ценностные ориентиры.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...