Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
Современная эпистемология выделяет три аспекта бытия науки: (а) как особой системы знаний; (б) как познавательной деятельности со своими «технологиями» и методами; (в) как социального института. Проблемы бытия науки как особой системы знания и деятельности подробно рассмотрены в главах 4 и 5 учебного пособия. Понятие социальный институт (лат. institutum — установление, учреждение), широко используемое в социологии, означает определенную организацию общественной деятельности и социальных отношений, воплощающую в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей, фиксируемые в документах, имеющих социальную значимость. Д. Норт понимает под институтом «правила игры в обществе, или... созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми». М.Вебер подчеркивал, что социальный институт — это, прежде всего, форма объединения индивидов, позволяющая им совместно участвовать в социальном действии. Будучи относительно устойчивыми формами организации социальной жизни, социальные институты выполняют функции социальной преемственности и уменьшения неопределенное™ путем устойчивого структурирования повседневной жизни. Социальные институты обеспечивают устойчивость общественной жизни, так как регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, интегрируют их интересы, стремления и действия, способствуют осуществлению социального контроля. Процесс учреждения каких-либо новых социальных институтов, а также правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений, т.е. процесс формализации деятельнос-
ти и общественных отношений, называется социальной институ-ционализацией. В ходе институционализации неорганизованная деятельность и неформальные отношения формализуются, что приводит к созданию таких организационных структур, в которых на первое место выходят регламент и властное регулирование. Принудительный характер социального института по отношению к отдельному субъекту отмечали Э. Дюркгейм, Т. Парсонс. Наука как социальный институт является предметом социологии науки, которая изучает внутренние отношения, обеспечивающие функционирование и развитие науки, место научной деятельности в структуре общественного разделения труда, ее функции в социокультурном пространстве и взаимоотношения с другими социальными институтами. Условиями функционирования науки как социального института является наличие: (а) сообщества ученых, деятельность которых регулируется принципами научного этоса; (б) учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих свою деятельность в соответствии с формально-правовым регламентом. Один из основоположников «институциональной» социологии науки XX века Роберт Мертон показал, что научный этос есть набор некоторых неписанных и юридически не оформленных, но признаваемых и выполняемых всеми членами научного сообщества предписаний, таких как: (а) коллективизм (принцип, отражающий всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, без чего наука развиваться не сможет); (б) универсализм (принцип, отражающий тот факт, что истинное научное знание имеет объективный характер, содержание которого не зависит оттого, кем и когда оно получено); (в) организованный скептицизм (требование критического переосмысления как научных теорий, так и стратегий научного поиска); (г) бескорыстие (служение единственной цели - постижению истины, что предполагает отказ от всех соображений престижного порядка, личной выгоды, круговой поруки и т.д.).
Но к выделенным Мертоном компонентам научного этоса следует добавить еще два: (а) требование научной компетенции всех членов научного сообщества, так как научные споры, проблемы оценки и признания результатов научной деятельности в принципе не могут быть решены ни властями, ни общественностью. Например, только сами же ученые могут оценить целесообразность внедрения тех или иных научных технологий, провести их предварительную экспертизу по таким параметрам, как энерго-, науко-, ресурсо-, капитало- и трудоемкость, уровень использования новых материалов, уровень автоматизированно-сти, безопасность эксплуатации, способность к быстрой модернизации и др.; (б) запрет на повтор-плагиат, обеспечиваемый соблюдением принципа приоритета. Следует отметить, что этот принцип не работал в условиях традиции, когда знания передавались «из рук в руки», что предполагало повтор действий и запрет на отклонение от «нормы». Выделенные принципы и нормы научного этоса являются обязательными для каждого, входящего в сообщество ученых, что делает науку как социальный институт явлением надындивидуальным. Специфика формирования науки как социального института состоит в том, что социальной институционализации науки исторически предшествует процедура когнитивной институционализации. Обычно социальная институционализация не нуждается в когнитивной составляющей. Процесс социальной институционализации идет по цепочке: научное направление - специальность - дисциплинарное сообщество и заканчивается созданием специальных организаций и учреждений, прежде всего, научно-исследовательских и высших учебных заведений. В них особая группа людей (научное сообщество) осуществляет согласно определенным правилам деятельность, направленную на получение научного знания и его передачу последующим поколениям ученых. Так, например, социальная институционализация и социализация философии науки как научной дисциплины началась в США, где еще до второй мировой войны стал выходить журнал «Философия науки», а в СССР сразу после войны в структуре Института философии Академии наук создается сектор философии естествознания, впоследствии пере-
именованный в сектор философских вопросов естествознания. Одновременно возникают соответствующие подразделения в академических институтах философии Киева, Минска, Алма-Аты. Во времена Галилея и Ньютона, хотя уже и существовали университеты, но не было специальных научно-исследовательских учреждений, объединяющих многих ученых вокруг решения каких-то общих научных проблем. В этот период шел процесс когнитивной институционализации, состоящий в формировании некоего общего понимания того, какими должны быть содержание и форма научного мышления, какова специфика собственно научной познавательной деятельности, какие темы, проблемы, программы могут называться научными, наконец, кого можно называть ученым. По сути, этот вид институционализации сопровождал генезис науки (подробно см. раздел I, гл. 2). Когнитивная институционализация науки позволила ученым понимать друг друга в ходе постановки научных проблем, выбора критериев их решения и т.д. Процесс когнитивной институционализации науки проходил как очень сложная процедура согласований между учеными по вопросу понимания структуры и методов научной деятельности, содержания научного мышления, норм научной этики и т.д. В отличие от социальной, когнитивная институционализация проходила по следующей цепочке: исследовательский поиск — исследовательская программа — специальность — научная дисциплина — дисциплинарные комплексы. В ходе когнитивной институционализации науки особое место занимает институционализация научных направлений и научных сообществ, которая сводится к следующим процедурам: (1) идентификация (лат. identiflcare — отождествлять) проблем и коллег, которые работают над этой или родственной проблемой; (2) коммуникация, т.е. установление общения между учеными; (3) определение границы группы и условий доступа в нее; (4) вербовка новых исследователей с целью расширения фронта исследований и обеспечения гарантий передачи опыта группы за пределы деятельности одного поколения; (5) диффузия или распространение нововведе-
ния; (6) создание условий предупреждения отклонения поведения ученых от норм и правил научного этоса. Итак, процесс обретения наукой статуса социального института не сводится только к социальной институционализации (образование учреждений и предприятий), а включает в себя и когнитивную институционализацию, которая началась еще в XVI—XVII веках и способствовала формированию научных направлений и научных сообществ (понятие «научное сообщество» введено М. По-лани), что предполагало установление норм научной деятельности определенной группы ученых. Процесс превращения науки в социальный институт, по мнению М. Хайдеггера, был неизбежен в силу того, что «наука как исследование носит характер производства», т.е. ориентируется «на собственные результаты, как на пути и средства поступательного методического развертывания» научной работы. Преимущества институционализации науки, утверждал он, состоят «в максимально свободной, но вместе и управляемой маневренности, позволяющей переключать и подключать исследование к ведущим на данный момент задачам». Наука в форме специальных исследовательских учреждений и институтов полностью может развернуть свой исследовательский потенциал, так как это и есть «полнота» ее «отвечающего Новому времени существа». Развитие производственного характера науки привело, фиксировал Хайдег-гер, к созданию «новой породы» ученых. «Ученый-эрудит исчезает. Его сменяет исследователь, состоящий в штате исследовательского предприятия». В отличие от ученого-эрудита, исследователь «неотвратимо вторгается в сферу, принадлежащую... фигуре техника...», и только так он придает своей деятельности актуальность и признанность. Громкое восхищение ученым-эрудитом заменяется ситуацией, когда исследователь неизбежно вынужден «отступать в социальную неприметность всякого общеполезного труда». Время великой науки и великих имен закончилось. Что касается университетской науки, то, по мнению Хайдеггера, в некоторых из них еще может некоторое время «держаться, все более скудея и выхолащиваясь, романтика гелертерства (нем. книжной ученос- ти). Но так как «истинные сущностные силы современной науки достигают действенности непосредственно... в производстве», то университетская наука как бы выпадает из времени своего истинного бытия. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности проходило во взаимодействии когнитивной и социальной ин-ституционализации, и его можно представить в виде следующих этапов: (1) появление отдельных ученых, специализирующихся по данной отрасли, как это было во времена Галилея и Ньютона; (2) «любительская наука», когда ученые объединяются в неформальные сообщества по типу «невидимого колледжа» (вне организационных университетских структур) на основе взаимного знакомства и психологической совместимости. Эти формы институционализа-ции науки не зависят от государственной политики и государственных заказов. Г.Салмон считает, что в европейских «невидимых колледжах» «духовные ценности так называемых розенкрейцеров были заменены на сугубо практические, способствовавшие развитию капиталистического общества. В то самое время, когда розенкрей-церовский Манифест пропагандировал наступление новой эры — эры духовности, в обществе стали появляться «жрецы науки», которые вверили себя основным принципам материалистической метафизики»; (3) академическая (университетская) наука (начиная со второй половины XVII в.), когда образуется уже некое научное сообщество, не предполагающее, в отличие от «невидимого колледжа», взаимной психологической совместимости, хотя исследовательская работа остается еще в основном деятельностью отдельных лиц. В университетах формируются научные школы, организационная структура которых не носит еще формального характера: ученых объединяют единый стиль мышления, общая исследовательская программа, они работают под руководством признанного ими талантливого ученого-лидера, генератора идей, и активно участвуют в процессе обучения студентов; (4) специализированные научно-исследовательские лаборатории и институты, ставшие в середине XX века (особенно после второй мировой войны) ведущей формой организации научного труда и занимающиеся разра-
боткой научных программ, содержание которых определяется, в основном, правительственными заказами. Такая форма институ-ционализации науки изменила и статус научных школ: они превратились в научные коллективы, которые характеризуются тем, что их научно-исследовательская деятельность организовывалась не изнутри самого коллектива, а извне. Теперь руководитель научного коллектива назначался «свыше», и им не всегда был выдающийся ученый в связи с тем, что деятельность этого коллектива ориентировалась в основном на решение плановых научных программ, заданных извне (государством, военными ведомствами и т.д.); (5) крупные технически хорошо оснащенные научные центры, промышленные лаборатории, синтезирующие фундаментальные и прикладные направления исследования, объединяющие несколько научных коллективов на междисциплинарной основе. Ученых, входящих в эти центры, трудно назвать единомышленниками, так как многие из них имеют разные исследовательские установки, по-разному относятся к той или иной теории и даже научному этосу. Для эффективного решения поставленной научной задачи члены междисциплинарного коллектива подразделяются на проблемные группы, в которые входят специалисты разного профиля, призванные решать общую задачу. В настоящее время научная деятельность ученых осуществляется только в рамках науки в ее статусе социального института (университет, научно-исследовательская лаборатория и институт, научный центр). Это, с одной стороны, порождает ограничения свободы исследовательского поиска отдельного ученого, который выполняет конкретную задачу в рамках общей исследовательской программы, а с другой, способствует сохранению принципов научного исследования, не позволяет паранаучным, оккультно-мистическим и иным видам ненаучного и вненаучного познания расшатать основу научной методологии. Наука как социальный институт выполняет следующие функции: (а) становится непосредственной производительной силой, обеспечивающей и стимулирующей непрерывный процесс формиро- вания и развития нового знания, а также его технического применения; (б) осуществляет объективную оценку значимости того или иного открытия, сделанного как отдельными учеными, так и исследовательскими коллективами, распределяя соответственно вознаграждения; одним из критериев, позволяющих осуществить эту оценку, является индекс цитирования (Science Citation Index, — SCI) - созданная Филадельфийским институтом в начале 1960-х гг. система научной информации, в основу которой положены связи между документами по прямым, обратным и перекрестным ссылкам (цитированию). В настоящее время индекс цитирования, несмотря на дискуссии по поводу адекватности оценок публикаций с помощью данного метода, признан одним из самых эффективных при ранжировании ученых по степени значимости их открытий; (в) переводит личные достижения того или иного ученого в коллективное достояние; (г) систематизирует с помощью вербальных текстов (монографий, статей, обзоров, учебников, словарей и т.д.) полученные теоретические и технологические знания, выступая в роли централизованной социальной научной памяти, не зависящей от сроков жизни отдельных ученых; (д) осуществляет трансляцию полученных знаний на все этажи социальной жизни (содержание этой функции рассмотрим в следующем параграфе); (е) осуществляет контроль за подготовкой научных кадров в соответствии с принципами научной этики; (ж) выполняет образовательную функцию. Необходимо отметить, что сейчас в нашей стране формируется тенденция к трансформации (а иногда и разрушению) существующих форм научных институтов, чему будут в немалой степени способствовать намечающиеся реформы науки и высшей школы. Кроме того, в условиях коммерциализации науки произойдут изменения в содержании научного этоса. Так, вынужденный совмещать профессиональную исследовательскую деятельность с предпринимательством, ученый не сможет выполнять требования научного этоса, и, прежде всего, требование бескорыстного служения единственной цели - постижению истины, что предполагает отказ от всех соображений престижного порядка, включая и обогащение. Наука как социальный институт претендует на определенную автономию в системе общественного разделения труда, видя свою социальную функцию в производстве теоретического и прикладного знания. Но автономизация не может быть полной: наука как социальный институт взаимодействует с другими социальными институтами, зависит от некоторых из них, например, в финансовом плане. В итоге возникают конфликты между желанием науки укрепить свою автономию в качестве социального института и необходимостью выполнять социальные и государственные заказы, считаться с общественным мнением и выполнять соответствующие социальные функции. Так, сегодня общественность требует введения моратория на те направления научных исследований и их техническое применение, которые представляют опасность для общества и жизни человека, что, несомненно, вступает в противоречие с интересами науки. Противоречие между интересами чистой науки и интересами общества породило необходимость обсуждения в самой науке проблем безопасности для общества научных экспериментов и открытий, социальной ответственности научного сообщества. Все больше осознается необходимость этической регуляции научной деятельности, особенно в тех областях, которые представляют откровенную угрозу для человека. Этим объясняется целый ряд запретов на проведение экспериментов в ядерной физике, генетике, геномике и т.д. Углубляется понимание этических требований науки, о чем свидетельствуют появившиеся новые области знания, такие как этика науки, экологическая этика, биоэтика. Обсуждается проблема введения в научный этос юридических норм. Следует отметить, что институциональные напряжения и конфликты между наукой и обществом нельзя переводить в ситуацию открытой и непримиримой вражды между общественными и научными системами норм и ценностей: в таких условиях, когда фундаментальные ценности общества несовместимы со специфическими ценностями науки, социальный институт науки просто не сможет функционировать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|