Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высшего спортивного мастерства (ВСМ).




БИАТЛОН

Учебная программа

МБОУ ДОД

«СДЮСШОР по биатлону»

г.Нефтеюганска

 

 

2012 год

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ДОД

«СДЮСШОР по биатлону»

_______________ Черных К.С.

«____»_______________ 2012 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Учебная программа для МБОУ ДОД «СДЮСШОР по биатлону» отделения по биатлону составлена в соответствии с Законом «Об образовании». За основу взят Типовой план-конспект учебной программы для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, утвержденный приказом Государственного Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.07.2001г. № 390.

Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ.

В учебную программу заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

- содействие гармоничному развитию личности, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

- подготовка биатлонистов высокой квалификации, резерва сборной команды округа, области, России;

- воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности юных спортсменов;

- подготовка инструкторов-общественников и судей по спорту.

Основными показателями программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:

- выполнение контрольных и контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение знаниями теории биатлона

и практическими навыками проведения соревнований, успешное выступление в соревнованиях, выполнение спортивных юношеских и взрослых разрядов по лыжным гонкам и биатлону, званий «Кандидата в Мастера Спорта России» и «Мастера Спорта России», организация и проведение соревнований и спортивных мероприятий.

Программа является основным документом при проведении занятий в спортивной школе и рассчитана на непрерывное обучение учащихся в течение 11- 12 лет.

Принцип комплектности программы предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности программы определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности программы предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

 

 

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

 

Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ. Нормативная часть программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва в стране. На основании нормативной части программы в школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий.

Планы подготовки утверждаются директором школы на основании решения тренерско-педагогического совета. Результаты, показанные учащимися на приемно-переводных испытаниях оформляются протоколами.

Организация и планирование учебно-спортивной работы в школе осуществляются на основании следующих документов:

- годовой план работы школы;

- учебный план;

- месячный рабочий поурочный план, месячный план по ОФП и СФП;

- расписание занятий;

- тарификационный список;

- приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП и протоколы по ним;

- индивидуальные планы на каждого учащегося групп СС и ВСМ, дневники тренировок учащихся групп УТ, СС, ВСМ;

- текущий контроль за выполнением тренировочных нагрузок;

- журналы учета учебной работы тренеров-преподавателей;

- книга учета разрядников, судей по спорту и инструкторов-общественников, положения и протоколы соревнований, протоколы контрольных тренировок по лыжной и стрелковой подготовке;

- списки учащихся школы по группам, утвержденные приказом на начало учебного года, личные дела учащихся (регистрационные карточки от родителей, медицинские справки);

- протоколы тренерско-педагогических советов;

- статистические отчеты.

Весь период обучения в школе разделен на этапы:

Спортивно—оздоровительный этап (СОГ).

Группы на спортивно-оздоровительном этапе формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки (невыполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП, СФП, спортивного разряда, несоответствие результатов, показанных на официальных соревнованиях и другие), но желающих заниматься избранным видом спорта. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники избранного вида спорта.

Этап начальной подготовки (НП).

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие письменное разрешение врача и заявление от одного из родителей. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники лыжных гонок и стрельбы, выполнение контрольно-переводных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ).

Формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП.

Этап спортивного совершенствования (СС),

Высшего спортивного мастерства (ВСМ).

Этап спортивного совершенствования формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд 1 взрослый и к концу первого года не менее 50% от численности группы КМС. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены выполнившие норматив МС, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды: субъекта Российской Федерации, Федерального округа, России и показывающие стабильные высокие результаты во всероссийских и международных соревнованиях на уровне норматива мастера спорта России. Возраст обучающегося на этом этапе не может превышать молодежного возраста (26 лет), если спортсмен продолжает выступать за Учреждение на условиях письменного договора.

При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства необходимо согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культуры и спорта в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства в регионе.

Воспитанники Учреждения, переданные и зачисленные для повышения спортивного мастерства в школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры подготовки сборных команд, в школы-интернаты спортивного профиля не входят в численный состав школы, но могут выступать за сборную команду школы, их спортивные результаты учитываются для оплаты труда руководящим работникам и специалистам школы в течение олимпийского цикла.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

 

Учебный год в учреждении начинается с 01 сентября и заканчивается 31 августа. Учреждение организует работу с учащимися в течение всего календарного года, увеличивая объем в каникулярное время. В период каникул Учреждение организует разнообразную массовую работу с учащимися, предоставляя все возможности для полноценного досуга и отдыха. Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха обучающихся в период зимних и летних каникул Учреждение организует спортивно-оздоровительные лагеря, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Собственником и Учреждением, по согласованию с департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска.

Продолжительность учебного года составляет 46-ти недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях Учреждения и дополнительных 6-ти недель – в условиях спортивно-оздоровительных лагерей. В период активного отдыха учащиеся занимаются по индивидуальным планам.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия (академический час равен 45 минут), работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные (реабилитационные) мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях и судейская практика обучающихся.

Продолжительность одного занятия в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучения не должна превышать двух академических часов, в группах начальной подготовки второго, третьего года обучения и учебно-тренировочных группах – трех академических часов, в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день – трех академических часов.

Основными формами занятий в школе являются:

- групповые практические занятия;

- индивидуальные тренировки тренера с отдельными спортсменами;

- самостоятельные тренировки спортсменов по индивидуальным планам и по заданию тренера;

- лекции и беседы;

- инструкторско-методические занятия;

- просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов;

- участие в соревнованиях различного ранга.

Расписание учебно-тренировочных занятий составляется заместителем директора школы по учебно-спортивной работе по письменному представлению, установленной формы, тренерами-преподавателями до 10 сентября и утверждается директором учреждения до 15 сентября, в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха учащихся, обучения их в образовательных учреждениях, с учетом возрастных особенностей учащихся и установленных санитарно-гигиенических норм. На зимний период работы с 01 ноября по 30 апреля текущего учебного года составляется и утверждается по представлению тренеров-преподавателей расписание занятий с изменениями и дополнениями.

Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной, устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки. В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается уменьшение недельной нагрузки, но не более чем на два часа в неделю.

Утверждение контингента учащихся, количества групп, тарификационного списка и годового расчета учебных часов производится ежегодно до 15 сентября текущего учебного года по представлению рапортов соответствующей формы тренерами-преподавателями.

Все учебные группы по соответствующим этапам подготовки в отделениях по видам спорта комплектуются в зависимости от возраста обучающихся, от наличия определенного количества учащихся, достаточного для установленной минимальной наполняемости групп, имеющих спортивную подготовку на уровне выполненных программных требований, контрольных нормативов по определению спортивной направленности, соответствующих данной группе и не имеющие медицинских противопоказаний.

Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. При комплектовании учебных групп возраст учащихся не должен превышать более двух лет и разница в уровне спортивной подготовленности более двух разрядов.

Зачисление учащихся в спортивные группы производится на основании регистрационной карточки учащегося, заполняемой одним из родителей и медицинской справки соответствующего образца, которые представляются тренером-преподавателем заместителю директора по учебно-спортивной работе.

Спортивно-оздоровительные группы комплектуются как из вновь зачисляемых обучающихся, желающих заниматься избранным видом спорта, выполнивших приемные контрольные нормативы по общефизической подготовке и не имеющих медицинских противопоказаний, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжить занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта, выполняющих контрольные нормативы по общефизической подготовке. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Стабильность состава занимающихся (не менее 70% на конец учебного года от численного состава на начало учебного года), посещаемость ими тренировочных занятий (не менее 70% от зачисленных в группу).

2. Стабильная динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта.

3. Уровень освоения знаний в области гигиены и первой медицинской помощи,

а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Группы начальной подготовки первого года обучения комплектуются из всех желающих заниматься избранным видом спорта, выполнивших приемные контрольные нормативы по общефизической подготовке и не имеющих медицинских противопоказаний. Группы начальной подготовки второго (третьего) года обучения комплектуются из учащихся прошедших спортивную подготовку не менее одного года обучения и выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Численный состав группы начальной подготовки второго(третьего) года обучения должен составлять не менее 80% от минимального из учащихся выполнивших данные требования. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Стабильность состава обучающихся (не менее 70% на конец учебного года от численного состава на начало учебного года), посещаемость ими тренировочных занятий (не менее 70% от зачисленных в группу), уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта.

2. Динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся.

3. уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются здоровые и практически здоровые спортсмены: прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, выполняющие нормативы по ОФП и СФП согласно учебной программы. Учащиеся, не выполнившие контрольно-переводные нормативы в учебно-тренировочные группы не зачисляются, а остаются на повторное обучение в группах начальной подготовки или переводятся в спортивно-оздоровительные группы. В учебно-тренировочные группы соответствующего возраста и спортивной подготовленности могут быть зачислены учащиеся из других спортивных школ или переведены учащиеся из групп начальной подготовки, достигшие определенных спортивных результатов и выполняющие соответствующие нормативы по ОФП и СФП согласно учебной программы.

Отдельные учащиеся, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие программные требования предыдущего года, могут переводиться раньше срока на следующий этап подготовки решениемтренерско-педагогического совета школы при персональном разрешении врача. Перевод оформляется приказом директора школы.

По решению тренерско-педагогического совета, учащиеся не выполнившие программные требования по ОФП и СФП предыдущего года в учебно-тренировочных группах, не отчисляются, а остаются на повторное обучение в соответствующей учебно-тренировочной группе, но не более двух лет. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Стабильность состава обучающихся (не менее 70% на конец учебного года от численного состава на начало учебного года), посещаемость ими тренировочных занятий (не менее 70% от зачисленных в группу).

2. Состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся.

3. Динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями.

4. Уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта.

5. Выполнение нормативов спортивных разрядов.

На этап спортивного совершенствования первого года обучения зачисляются спортсмены, выполнившие соответствующие требования по спортивной подготовке 1 спортивный разряд и к концу учебного года выполнившие (50% от численности группы) норматив КМС. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Возраст спортсмена на этом этапе не ограничивается (но не старше юниорского или молодежного возраста по виду спорта), если его спортивные достижения стабильны и соответствуют этапу подготовки. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся.

2. динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях.

3. Зачисление в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры подготовки сборных команд.

При соблюдении организационно-методических и медицинских требований в Учреждение может осуществляться набор детей более раннего возраста (начиная с четырехлетнего возраста). Условиями данного набора являются:

- наличие письменного заявления одного из родителей(законного представителя) ребенка;

- наличие разработанной и утвержденной учебной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

- сохранение набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном учебной программой;

- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста высшего педагогического образования или квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации;

- ходотайство дошкольного учреждения о проведении учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта с детьми раннего возраста.

Занимающиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть отчислены: в случае ухудшения состояния здоровья на основании заключения ВФД или врачей-специалистов; не освоения минимальных объемов тренировочных нагрузок, утвержденных учебным планом; прекращения занятий по собственной инициативе; грубых и неоднократных нарушениях дисциплины или положений Устава школы (о чем спортивная школа информирует родителей). Отчисление из школы оформляется приказом директора школы. В случае выбытия учащегося (учащихся) из спортивной группы тренер-преподаватель обязан доукомплектовать ее в месячный срок.

Выпускниками Учреждения являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие контрольные нормативы. Выпускникам, выполнившим 1 взрослый разряд, норматив Кандидат в Мастера спорта, Мастер спорта Учреждением выдается зачетная классификационная книжка спортсмена, установленного образца; выпускникам, выполнившим массовые разряды по избранному виду спорта выдается справка, подтверждающая выполнение разряда.

Воспитанники Учреждения, переданные и зачисленные для повышения спортивного мастерства в школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры подготовки сборных команд, в школы-интернаты спортивного профиля не входят в численный состав Учреждения, но могут выступать за сборную команду Учреждения.

По состоянию на 01 июня текущего учебного года проводится предварительное комплектование учебных групп на новый учебный год для годового расчета учебных часов и составления учебного плана. Предварительное комплектование составляется на основании представления тренерами-преподавателями бланков соответствующей формы, в которых отражаются выполнение учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.

При комплектовании учебных групп необходимо руководствовать­ся возрастом учащихся, а при планировании объема выполняемой нагрузки в год - количеством часов в неделю, выделяемых на каждую возрастную группу (таблицы 1,2).

На основании учебного плана (таблица 3) составляются графики учебного процесса. Общее количество часов, отводимых на каждый вид за­нятия в графике, распределяется по месяцам. Кроме того, необходимо учитывать соотношение различных сторон подготовки лыжников по годам обучения (таблица 4).

На основании учебного плана и программы тренер разрабатывает рабочие поурочные планы (для каждой учебной группы). В поурочном плане записываются: порядковый номер занятия, основные задачи и краткое их содержание, указываются дозировка и интенсивность нагрузки. Немаловажное значение имеет количество соревнований, в которых участвует спортсмен в течение учебного года и их уровень (таблица 5).

В штате учреждения предусматривается наличие тренеров-преподавателей по лыжным гонкам и по стрельбе. При этом расчет составляет: на одну группу - 1 тренер-преподаватель по лыжным гонкам и 0,5 ставки тренера-преподавателя по стрельбе.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...