Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Обучение студентов специальности «Экономика труда» по дисциплине «Рынок труда» предполагает использование такого инструмента итогового контроля знаний, как выполнение и защита курсовой работы по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития страны и региона. Поэтому целью предлагаемых методических указаний является оказание помощи студентам в успешной реализации данного вида учебной работы. Подготовка и защита курсовой работы должно соответствовать стандартным требованиям, изложению которых посвящен первый раздел методических указаний. В данном разделе рассмотрена типовая структура курсовой работы и содержание ее структурных элементов, общие требования к процедуре защиты и оценки курсовой работы. Выполнение курсовых работ характеризуется не только общими, но и специфическими требованиями, которые зависят от содержания учебной дисциплины, в рамках изучения которой выполняется курсовая работа. Поэтому второй раздел методических указаний содержит информацию об особенных требованиях, предъявляемых к содержанию и защите курсовых работ по отдельным дисциплинам. Кроме того, во втором разделе содержится тематика курсовых работ по каждой дисциплине. В приложениях даются примерные варианты оформления титульного листа, списка использованной литературы, форма оценочной ведомости. Цели и задачи курсовой работы Курсовая работа по дисциплине: «Рынок труда» является завершающим и наиболее важным элементом изучения учебного курса. В процессе написания курсовой работы студент должен показать умение осуществлять самостоятельное исследование одной из социально-экономических проблем формирования эффективной занятости населения и развития рыночных отношений в социально-трудовой сфере, как на уровне региона, так и на общенациональном уровне.
Цели курсовой работы: n Оценка полученных знаний студентов по важнейшим разделам курса, выявление степень усвоения основных теоретических, методических и практических основ изучаемого курса; n приобретение студентами практических навыков социально-экономического анализа исследуемой области, грамотного использования статистических и сводно-аналитических данных; n проверка самостоятельности, творческого подхода студентов к исследованию, способности личной интерпретации дискуссионных моментов; n научить студентов самостоятельно осуществлять анализ и оценку социально-экономических показателей развития занятости и рынка труда страны и отдельного региона с формированием обоснованных выводов; n оценка профессиональных возможностей студентов как будущих специалистов, умения проводить конкретные исследования и формулировать предложения по выбранной теме; n подготовка студентов к написанию дипломной работы. Основными задачами подготовки, написания и защиты курсовой работы являются: · умение работы с научной, методической литературой, литературными и информационными источниками по курсу с целью углубления знаний или самостоятельного изучения нового вопроса; · умение выбора наиболее эффективных и объективных методов анализа социально-экономических критериев развития занятости и рынка труда страны и региона; · выбор наиболее приемлемых показателей, характеризующих развитие, тенденции рынка труда страны и региона; · умение сбора, систематизации, группировки и обработки с элементами интерпретации имеющейся социально-экономической статистической информации по проблемам занятости и рынка труда; · закрепление навыков использования современными методами проведения исследований;
· умение четко формулировать основные положения курсовой работы; · формирование навыков проведения социально-экономического анализа и оценки тенденций в социально-трудовой сфере; · умение четко формулировать основные положения курсовой работы. Порядок выполнения курсовой работы Выбор темы курсовой работы При выборе темы курсовой работы следует исходить из ряда следующих предпосылок: - актуальность темы с учетом современных социально-экономических тенденций - возможность сбора достаточного аналитического материала по проблеме - интерес самого студента к исследуемой проблеме. Студентам предлагается возможный перечень тем курсовых работ. В рамках изучаемого материала студенты могут самостоятельно сформулировать проблему и предложить свою тему курсовой работы, которая должна быть согласована с преподавателем. Возможно также более узкая или более широкая интерпретация темы из предложенного перечня, если у студента имеется практический материал по данной теме. Выбрав тему, студент подбирает и изучает научную и методическую литературу, оценивает возможности получения реальных данных по конкретным регионам (странам), и лишь затем утверждает тему у руководителя. Для студентов очной формы обучения преподавателем выдается задание на выполнение курсовой работы, которое студент должен согласовать. Типовая структура работы Курсовая работа содержит следующие структурные элементы: 1) титульный лист; 2) оглавление; 3) перечень условных обозначений, сокращений, символов и терминов (при необходимости); 4) введение; 5) основная часть с выделением разделов и глав; 6) заключение; 7) список использованной литературы; 8) приложения. Курсовая работа должна быть выполнена по установленной форме и состоять из следующих частей: введения, теоретической главы (1 глава), аналитической главы (2 глава), рекомендательной главы (3 глава), заключения, списка используемой литературы, приложений. Во введении (2- 3 стр.) в сжатой форме обосновывается выбор темы, ее актуальность, цель и задачи исследования. Здесь можно указать, на использовании какого материала (статистического, социологического, аналитического и проч.) выполнена курсовая работа.
Теоретическая глава (10-15 стр.) основана на обобщении теоретических и нормативно-законодательных источников, выявлении дискуссионных и спорных аспектов изучаемой проблемы, оценке зарубежного и отечественного опыта в этой области. В данной главе должны быть поставлены основные социально-экономические проблемы развития рынка труда. В данной главе могут быть представлены классификации и группировки основных теоретических положений по выбранной проблеме. Глава разбивается на параграфы. Деление материалов главы на параграфы должно преследовать цель – дифференциация отдельных проблем, социально-экономических категорий и понятий. Аналитическая глава (10-15 стр.) основывается на анализе данных социально-экономического развития Российской Федерации, либо отдельного региона (Иркутской области, г.Иркутска или населенных пунктов. Эта глава должна содержать таблицы, графики, рисунки, иллюстрирующие анализируемый вопрос. В качестве периода анализа можно рекомендовать 2-3 летний период предшествующий срокам написания работы. В основе материалов анализа могут быть использованы данные Госкомстата РФ, органов статистики в регионах, данные Органов по труду, Федеральной службы занятости населения, обследования населения по проблемам занятости, балансы трудовых ресурсов, выборочные обследования проводимые Госкомстатом РФ, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой теме. Допускается использование примеров из экономической литературы, периодической печати, если эти примеры содержат достаточно подробную информацию по теме. В случае использования данных представленных в официальной статистике, или проведенных исследований, следует сделать ссылки на используемый источник информации, или информационный ресурс. Студенту, тем не менее, следует дать свои комментарии к представленным примерам, выявить положительные и отрицательные моменты данного опыта. Целесообразно использовать методы расчета показателей, предусмотренные изучением в рамках курса социально-экономической статистики. Итогом данной главы должны быть четко сформулированные выводы о динамике изменения социально-трудовых, социально-экономических показателей за анализируемый период, определены причины и выявлена причинно-следственная связь между анализируемыми показателями.
Глава разбивается на параграфы. В основе деления главы на параграфы лежит логическая схема проведения анализа и оценки социально-экономических показателей. Рекомендательная глава (7-10стр.) предполагает формулировку общих выводов по работе и разработку предложений по решению поставленной проблемы. Эта глава может не разбиваться на параграфы. Главное требование данной главы - рекомендации должны носить вполне конкретный характер. Необходимо более подробно остановиться на одном-двух конкретных рекомендациях по совершенствованию либо методов учета социально-трудовых показателей, методах сбора оценки и анализа приведенных показателей, направления совершенствования социально-трудового мониторинга в частности. Целесообразно использовать материалы и проекты Федеральных государственных программ, концепций действий Правительства РФ на рынке труда, рекомендаций МОТ, и других Международных организаций с целью определения наиболее перспективных направлений развития рынка труда. В данной главе могут быть предложены, положительно зарекомендовавшие себя критерии и опыт социально-экономического развития, которые используются в зарубежной практике. В этой связи желательно определить условия и возможные социально-экономические, организационно-правовые, предпосылки внедрения зарубежной практики. По отдельным вопросам может быть предложены варианты решения проблем, которые имеются в зарубежной практике. Важным является, оценить возможности адаптации тех или иных методик к российским условиям. Заключение (2-3 стр.) отражает основные выводы курсовой работы. В этой части курсовой можно сформулировать краткие обобщения по каждой главе. Список используемой литературы должен включать всю проработанную учебную, методическую, нормативно-правовую литературу по теме независимо от того, сделаны на нее ссылки или нет. В список следует внести названия статей, публикаций, статистических выкладок, которые были использованы при написании курсовой работы. Важным является включение в список статистических и аналитических сборников, которые использовались в работе. Список должен включать не менее 15 источников. В списке литературы должны найти отражение наименование основных сайтов по исследуемой теме. В Приложения могут быть включены дополнительные таблицы, графики, прочий статистический и вспомогательный материал, алгоритмы решения задач на ЭВМ, другой социологический и практический вспомогательный материал, на который имеется ссылки в тексте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|