Рекомендуемые темы курсовых работ
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 1. Население, его количественные и качественные характеристики. 2. Социальные и демографические характеристики, формирующие экономически активное население. 3. Экономически активное население: понятие и факторы, формирования. 4. Эволюция основных критериев анализа, оценки и учета трудовых ресурсов. 5. Половозрастная структура населения: динамика и тенденции изменения в современной России. 6. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как источник труда. 7. Оценка форм и разновидностей занятости в России на различных этапах развития экономики. 8. Классификация форм и разновидностей занятости населения. Оценка форм занятости в Иркутской области. 9. Методология расчета числа занятых и безработных, согласно Закона о занятости населения. Группировка занятых, по методологии МОТ. 10. Понятие и основные характеристики неактивного населения Оценка масштабов не экономически активного населения. 11. Понятие и основные характеристики экономически активного населения. Тенденции развития и динамика изменения ЭАН в России. 12. Понятие и развитие продуктивной занятости. 13. Занятость в реальном секторе экономики: Масштабы и принципы развития. 14. Занятость в неформальном секторе экономики. Оценки и суждения. 15. Вторичная занятость. Понятие, оценка и масштабы в современной России. 16. Особенности процессов воспроизводства ресурсов для труда в России. 17. Характеристика и особенности полной занятости. Социальные экономические системы, достигшие полной занятости. 18. Понятие трудовых ресурсов. Эволюция понятия трудового потенциала. 19. Человеческий капитал, как основа формирования эффективной занятости. 20. Теоретические основы формирования занятости населения. Основные экономические взгляды на занятость.
21. Активная политика занятости. Теория и практика реализации мер активной политики занятости. Отечественный и зарубежный опыт 22. Социально-экономическая сущность занятости населения. Система факторов, обеспечивающих занятость населения. 23. Тенденции и динамика масштабов вторичной занятости. 24. Достижение полной и продуктивной занятости – основная задача социального государства. 25. Частичная занятость – феномен российской модели обеспечения занятости. 26. Основные черты эффективной занятости. 27. Факторы, оказывающие воздействие на состояние занятости и развитие социально-трудовых процессов в регионе. 28. Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения. 29. МОТ как орган, регулирования процессов на мировом рынке труда. 30. Цели и задачи МОТ в регулировании социально-трудовых отношений занятости населения в отдельных странах. 31. Особенности учета и оценки показателей численности занятых и безработных в Российской Федерации. 32. Понятие «система рынка труда»: основные элементы и функции. 33. Классические взгляды на теорию рынка труда. Эволюция экономических взглядов от 16 века до сегодняшнего времени. 34. Оценка и основные модели рынка труда. Современные тенденции развития. 35. Основные направления трансформации японской модели рынка труда в современном мире. 36. Шведская модель рынка труда. Основные направления развития в 21 веке. 37. Социально-экономические факторы, формирования спроса и предложения на рынке труда. 38. Инфраструктура рынка труда. Понятие и основные принципы функционирования. 39. Конъюнктура рынка труда. Оценка, факторы, прогнозы. 40. Сегментация рынка труда: понятие и основные особенности отдельных сегментов рынка труда. 41. Факторы, влияющие на формирование и развитие региональных рынков рабочей силы.
42. Показатели и критерии оценки перспективного (до 2010-2020 г.г. уровня безработицы. 43. Маркетинг регионального рынка труда: сущность, методы проведения и оценка. 44. Внутрифирменный рынок труда: сущность и взаимодействие с региональными рынками труда. 45. Виды и формы безработицы: методы оценки, причины и факторы формирования. 46. Скрытая безработица понятия и основные особенности. 47. Теория и практика формирования стоимости рабочей силы на рынке труда. 48. Государственная и социальная поддержка лиц, оставшихся без работы. 49. Роль государственных органов занятости населения в регулировании регионального рынка труда. 50. Особенности регионального рынка труда (на примере Иркутской области). 51. Особенности безработицы в современной России. 52. Профессиональная подготовка как фактор повышения конкурентоспособности на рынке труда. 53. Понятие безработицы и ее социально-экономические последствия. 54. Межстрановые и межрегиональные сравнения уровней безработицы в современной России. 55. Повышение роли кадровых агентств в обеспечении занятости населения. 56. Прогнозные оценки развития рынка труда.
Условно весь перечень тем курсовых работ можно разделить на 8 разделов. Несомненно, вся тематика тесным образом взаимосвязана, но автор предлагаемых методических указаний позволил сгруппировать список рекомендуемой литературы именно по 8 основным разделам. Технические средства обучения и контроля Проведение лекционных и семинарских занятий проводится с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования. Имеется в наличии полная электронная библиотека курса. Разработаны презентации по основным темам курса. Инновационные методы обучения В процессе обучения возможно проведение деловых игр в форме дебатов, организация работы студентов в микро-группах, решение проблемных ситуаций по проблемам обеспечения занятости и снижения уровня безработицы методом «мозгового штурма». В целях реализации инновационных методов обучения предполагается проведение конференций и круглых столов по основным темам курса. 1. Во-первых, по итогам изучения тем 3-7 изучаемого курса, проводится научно-практическая конференция по старым и новым профессиям, которые востребованы на рынке труда. В данном случае, формируется группа студентов, которые информируют о старых профессиях, которые ушли с рынка труда. Дается характеристика и факторы, воздействующие на процесс ухода данных профессий с рынка труда. Вторая группа студентов определяет профессии, которые имеют первостепенное значение и востребованы на современном рынке труда. Подготовленные сообщения обсуждаются на конференции.
2. По результатам изучения 1-3 темы курса запланировано проведение круглого стола «Проблемы и перспективы мирового рынка труда». Каждая учебная группа определяет основную концепцию перспективного развития рынка труда на 5-10-25 лет вперед. В презентации группы должны быть учтены основные направления развития по сферам деятельности. Профессии – Работа – Труд – формирование спроса на труд – предложение труда. Список рекомендуемой литературы 6.1. Основная литература 1. Ильина Л. О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: Учебник /Л. О. Ильина.‑ Ростов н/Д.:Феникс, 2008. ‑ 415 с. 2. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Международные отношения, 1991. – 181 с. 3. Рощин С. Ю. Разумова Т. О. Теория рынка труда: Учеб.-метод. пособие / МГУ. – М.: ТЕИС, 1998. –191 с.. 4. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Лунева Н. К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник. ‑ М.: Альфа-Пресс 2007. ‑ 900с. 5. Рынок труда: учебник / под ред. В. С. Буланова, Н. А. Волгина. ‑ М.: Экзамен, 2007. ‑ 479 с. 6.2. Дополнительная литература 1. Аверьянов Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Ю. Аверьянов, И. Калашникова // Человек и труд. – 2005. – № 5. – С. 45-49. 2. Авраамова Е. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Авраамова, Ю. Б. Верпаховская // Социс. – 2006. – № 4. – С. 37-46. 3. Активная политика на рынке труда в России: Европейский подход / под ред. И. А. Малаха – М.: Эпикон, 2002. – 307 с. 4. Алонкина Л. И. Занятость в трансформируемой экономике / Л. И. Алонкина // Труд и социальные отношения. – 2007. – № 3. – С. 10-17.
5. Баринова М. Причина глобального кризиса занятости – экономический рост, не ориентированный на создание рабочих мест / М. Баринова // Человек и труд. – 2007. – № 1. – С. 4-8. 6. Баркалов С. А. Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика. / С. А. Баркалов; Ин-т проблем упр. им. В. А. Трапезникова, Рос. акад. образования, Ин-т упр. образованием. – М.: ИПУ, 2002. – 109 с. 7. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2005 – 271 с. 8. Былков В. Г. Компонентный подход исследования рынка труда / За достойный труд в ХХ1 веке: материалы междунар. науч - практ. конф. / под ред. Е. К. Самраиловой. – М.: АТиСО. 2007. – Ч. 2. – 192 с. 9. Былков В. Г. Маркетинговая стратегия регулирования регионального рынка труда. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. – 121 с. 10. Былков В. Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда: / В.Г. Былков. – моногр. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. – 208 с. 11. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и Российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников // Вопросы экономики.- 2006.- № 1.- С.122-143. 12. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамик / Р. Капелюшников // Вопросы экономики.-2006.-№10.-С.19-40 13. Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг / А.. Кузьмина // Вопросы экономики.- 2007.- № 1.- С.144-146. 14. Ксенофонтова Л., Мангутова Ю. Мониторинг, анализ, и прогнозирование востребованности специалистов СПО на рынке труда / Л. Ксенофонтова, Ю. Мангутова // Служба занятости.-2008.-№8.-С.21-28 15. Мумладзе Р. Г., Гужина Г. Н. Экономика и социология труда: учебник / под ред. Р. Г. Мумладзе. - Москва: «Кронус», 2007. – 328 с. 16. Нестандартная занятость в российской экономике Ред. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.-399с. 17. Павленков В.А. Рынок труда: Занятость. Безработица. – М.: МГУ, 2004. – 368 с. 18. Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) / В. И. Плакся. – М.: РАГС, 2007. – 381 с. 19. Политика занятости как составная часть социальной политики в Иркутской области / под ред. М. А. Винокурова, В. Г. Былкова – Иркутск: Ангарск. гор. тип., 2000. – 122 с. 20. Руденко Г. Г., Муртозаев Б. Ч. Формирование рынков труда: Учеб. пособие/ Г. Г. Руденко, Б. Ч. Муртозаев. – М.: Экзамен. 2004. – 416 с. 21. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. В 2. Ч. 1: учеб. пособие / под ред. Н. А. Горелова, Л. О. Ильиной. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2005. – 326 с. 22. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. В 2. Ч. 2: учеб. пособие / под ред. Н. А. Горелова, Л. О. Ильиной. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2006. – 239. 23. Экономика труда: учебник. / под ред. Н. А. Винокурова., Н. А. Горелова. -СПб.:Питер, 2004.- 656 с.
24. Экономика труда: учебник / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: ЭКЗАМЕН, 2006. ‑ 736 с. 25. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007.- 567 с. Интернет-ресурсы · httр://www.gks/ru · httр://www.irkzan.ru · http://www.lenta.ru · httр://www.rantek.max.ru Глоссарий К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки). К трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относится постоянное население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях. Кроме постоянного населения при расчете численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте учитываются иностранные граждане, занятые в экономике региона. К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. В численность занятых в экономике включаются также лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, участия в забастовках, других подобных причин. К занятым в экономике относятся лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая работающих в личном подсобном сельском хозяйстве, для которых эта работа являлась основной (независимо от количества отработанного времени). К населению, не занятому в экономике, относятся лица в трудоспособном возрасте - учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать. Баланс трудовых ресурсов – соотношение взаимосвязанных показателей, определяет наличие трудоспособного населения, его распределение и трудовое участие в экономике. Б.т.р. состоит из двух разделов. В первом дается характеристика численности и состава трудовых ресурсов, во второе - их распределение. Трудовые ресурсы, отраженные в Б.т.р., подразделяются на трудоспособное население в трудоспособном возрасте и лиц старших возрастов и подростков, занятых в общественном производстве. Анализ Б.т.р. дает возможность определить уровень занятости трудовых ресурсов и всего населения, структуру распределения трудовых ресурсов между отраслями и сферами деятельности, социальный состав занятых в народном хозяйстве и др. Рынок труда (син. рынок рабочей силы, англ. Labor market). Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. - спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы; - цена рабочей силы; - конкуренция и взаимоотношения между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками; - инфраструктура рынка труда. Субъектами рынка труда выступают: - работодатели и их представители (союзы); - работники и их представители (профсоюзы); - государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д. Внешний рынок труда – рынок, ориентирующийся на географическое или профессиональное перемещение рабочей силы. В рамках внешнего рынка труда организации комплектуются кадрами со стороны, выбирая уже подготовленных вне организации работников нужной профессии и квалификации. Внутренний рынок труда – рынок труда, основанный на движении персонала внутри предприятия: - либо по горизонтали, когда работник переходит на новое рабочее место, сходное прежнему по выполняемым функциям и характеру работы; Вторичный рынок труда (Secondary labour market) – рынок труда, который характеризуется временной или нестабильной занятостью, невысокой заработной платой, низкой квалификацией работников. Гибкий рынок труда – институт предоставления стандартных и гибких форм занятости. Ифраструктура рынка труда (Labour market infrastructure) – нормативно-правовая среда, обеспечивающая наиболее эффективное функционирование рынка труда. Инфраструктура рынка труда включает: - негосударственные структуры содействия занятости; - кадровые службы управления персоналом предприятий и фирм; Конкурентный рынок труда – рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза. Кривая с предложения на рынке труда (Labor supply curve) –кривая, отражающая возрастающее количество пожертвованных часов отдыха, компенсированных возрастающим количеством потребительских благ, которые можно приобретать на возрастающую зарплату.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|