✔️ 1 Что такое «аль-къысса», «ат-тазкир» и «аль-уа’з».
✔ ️ 1 Что такое «аль-къысса», «ат-тазкир» и «аль-уа’з».
В языковом значении слово «къасс» означает: последовательность, переход по следам.
В терминологическом значении это слово означает: Увещевание людей при помощи рассказов (къысас).
Имам Ибн аль-Джаузи говорил, что «къас» – это тот, кто опирается на предшествовавшую историю, рассказывая ее и давая ей пояснения.
Слово «ат-тазкир» означает: разъяснить людям милости Всевышнего Аллаха, оказанные им, побуждать их благодарить за это и предостерегать их от ослушания.
Слово «аль-уа’з», что часто пишется в русском языке, как «вагаз», означает: устрашение рабов Аллаха, от которого смягчаются сердца.
Что же касается термина «къас» (рассказчик), то оно может включать в себя все три вида увещевания.
См. “аль-Къуссас уаль-музаккирин” 157-159, “Тарих аль-къуссас” 13. Шейх Ан-Наджми говорил: «Под «къуссас» или «къассасун» подразумеваются те, кто в своих увещеваниях опираются на рассказы. Это сейчас присутствует и окружает нас. Увещеватели наших дней, которые опираются на къысас (рассказы), и являются къуссасами! » (Полностью слова шейха придут в 4 разделе статьи). ✔ ️ 2 Положение «къысас» и «къуссас» в Исламе.
☑ ️ От аль-Хаббаба ибн аль-Арата сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, когда сыны Исраиля были погублены, они стали рассказывать истории». Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1681, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3705. Имам аль-Баззар, имам ад-Дыя аль-Макъдиси и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
✏ ️ Шейх аль-Альбани в отношении этого хадиса сказал:
“В книге «ан-Нихая» (Ибн аль-Асира) сказано: «Т. е. они (сыны Исраиля) стали полагаться только на слова, оставив деяния, что и стало причиной их гибели. Или же наоборот, когда они были погублены по причине оставления деяний, они предались рассказам». Я (аль-Альбани) говорю: Можно сказать, что причиной их гибели стало увлечение их увещевателей рассказами и историями, а не изучение фикъха и полезного знания, которое помогает человеку познать его религию и побуждает к совершению праведных деяний. Таково положение многих рассказчиков (къуссас) в наше время, чьи слова крутятся вокруг исраилиятов (сообщений от сынов Исраиля), рассказов и суфийских историй! ” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/247-248.
☑ ️ От ‘Ауфа ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не рассказывает людям истории никто, кроме правителя мусульман (амир), того, кому повелел правитель, или выставляющего себя напоказ! » Ахмад 6661, Абу Дауд 3665, Ибн Маджах 3753. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут.
✏ ️ Имам аль-Мунауи сказал: “Слова: «Не рассказывает людям истории никто» означают: никто не обращается к людям с увещеванием и не дает им фатауа. Ат-Тыби говорил: «Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не увещевает» не указывают на запрет, а указывают на отрицание того, что так поступает кто-либо, кроме упомянутых людей»”. См. “Файдуль-Къадир” 6/587.
☑ ️ Другая версия этого хадиса прекрасным образом поясняет смысл данных слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): От Касира ибн Мурры передается, что однажды ‘Ауф ибн Малик зашел в мечеть Хумс в то время, когда люди собрались вокруг одного человека. Он спросил: “Что это за джама’ат? ” Ему ответили: “Ка’б (ибн ‘Ийяд) рассказывает рассказы”. Тогда ‘Ауф сказал: “Горе ему! Разве не слышал он слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не рассказывает людям истории никто, кроме правителя мусульман (амир), того, кому повелел правитель, или выставляющего себя напоказ! » ” И когда это дошло до Ка’ба, никто не видел, чтобы он после этого рассказывал къыссас”. Ахмад 4/233. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/190.
Аль-А’маш рассказывал: “Однажды жители Басры стали разногласить относительно къысас, и когда пришел Анас, они спросили его: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал къысас?! ” Он ответил: “Нет! ”. аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб аль-иман” 409, аз-Захаби в “ас-Сияр” 9/424. Иснад хороший.
☑ ️ Ибн ‘Умар говорил: “Не рассказывали рассказов ни во время пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни во время Абу Бакра, ни во время ‘Умара, ни во время ‘Усмана. Впервые появились рассказы тогда, когда произошла смута (фитна)”. Ибн Абу Шайба 5/290, Абу Ну’айм 164. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Тахзир аль-хаууас” 60, “Сахих аль-Мауарид” 97-111.
✏ ️ Имам Ибн Абу ‘Асым сказал: “В словах Ибн ‘Умара о том, что не рассказывали къыссы (истории, рассказы) во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, да будет доволен ими Аллах, доказательство на то, что подобное является новоизобретенным деянием, появившимся после них, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Остерегайтесь новоизобретенных деяний! Поистине, каждое новоизобретенное деяние – является нововведением! » ” См. “аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр” 46.
Что же касается смуты, о которой говорит Ибн ‘Умар, после которой в общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) появились къысас, то речь идет о смуте хариджитов, первой секты в Исламе, появление которых послужило причиной появления всех заблуждений!
Когда Мухаммада ибн Сирина спросили о къысас, он сказал:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|