Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

✔️ 5 Причина и мудрость в порицании къысас и къуссас (рассказчиков историй).




 

Перечисляя причины, по которым саляфы порицали къуссасов, имам Ибн аль-Джаузи в начале своей книги «аль-Къуссас уаль-музаккирин» упомянул:

 

• 1. Когда саляфы видели то, чего не было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), они это порицали и считали нововведением!

• 2. Истории, в которых описывается то, что происходило с предшествовавшими людьми, редко оказываются правдивыми.

• 3. Эти рассказы (къысас) отвлекают от того, что важнее этого, как изучение и размышление над Кораном, хадисами, и обучение религии!

• 4. В Коране и Сунне достаточно историй, что избавляет от нужды опираться на то, в достоверности чего есть сомнение.

• 5. Къуссасы вносят в свои рассказы то, что портит сердца простого народа.

• 6. Къуссасы не заботятся о том, чтобы рассказанное ими было правильным и достоверным.

См. “Тахзир аль-хаууас” 82-83.

 

✏ ️ Также имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Проблема в том, что къуссасы обращаются в своих речах к невеждам из числа простого народа, которые по своему положению подобны животным, не порицающим то, что слышат. Они выходят (от къуссасов) и говорят: «Сказал ученый (‘алим)! » Ведь ученый для простого народа это тот, кто выступает на минбаре! ”

См. “Тахзир аль-хаууас” 85.

 

Сказавший это Ибн аль-Джаузи, жил 900 лет назад, и что удивительно, именно так говорят многие люди и в наши дни, которые не в состоянии отличить истинного ученого от мыслителя, проповедника и рассказчика, приводя в качестве довода учености кого-то то, что он пишет книги, выступает перед людьми и т. п.

 

И примером этому также является то, что на уроках больших ученых можно увидеть лишь десятки посетителей, тогда как на уроках къуссасов можно увидеть сотни и даже тысячи человек, среди которых, как и мужчины всех возрастов, так и женщины.

 

 

• (7) Также из причин опасности открытия дверей для рассказов и рассказчиков то, что это может привести к гибели самих къуссасов, которые будут обладать известностью и славой, по причине чего превознесутся обольщенные количеством последователей, однако при этом, не обладая знаниями, поведут своих последователей к заблуждению.

 

✏ ️ Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил:

“И было сказано, что непозволительно къуссасам и увещевателям рассказывать къысас и увещевать, кроме как с веления правителя мусульман, а иначе они впадут в высокомерие.

И также причина запрета в том, что правитель лучше знает о пользе для людей, и не поручает это (увещевание людей) тому, кто может принести вреда больше, чем пользы.

Иначе обстоит дело с тем, кто сам себя выдвинул для этого (увещевания людей), так как вреда от него может быть больше, и он может совершать это из-за высокомерия и проявляя показуху, поэтому необходимо обезопаситься от него! ” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 10/101.

 

(Подробнее о том, какой вред о рассказчиков для людей и для них самих упоминает ибн Джаузи в своей книги «Тальбис иблис», эта глава будет выставлена ниже в статье в пункте 8).

 

 

• (8) Также саляфы порицали къуссасов по той причине, что зачастую многие из них выдумывали хадисы, а умеренные из них даже если и не выдумывали хадисов, однако не разбирались в их достоверности, приводя все, что именовалось хадисами.

 

Поэтому многие имамы составляли отдельные труды, в которых разъясняли слабость и лживость хадисов, распространенных на устах людей по причине къуссасов.

 

Среди таких работ можно выделить труд «Ахадис аль-къуссас» (Хадисы рассказчиков), шейхуль-Ислама Ибн Таймии.

 

✏ ️ Имам Ибн аль-Джаузи говорил:

“К большинству бед, связанных с выдуманными хадисами, причастны къуссасы! ”

См. “аль-Мауду’ат” 1/44.

 

✏ ️ Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “Затем, поистине, они (къуссас) приводят от посланника (мир ему и благословение Аллаха) хадисы, не разбираясь в их достоверности и слабости”. См. “Тахзир аль-хаууас” 35.

 

✏ ️ Имам Ибн Къутайба говорил: “Поистине, къуссасы обращают лица простых людей в свою сторону, и те начинают распространять от них отвергаемые и ложные хадисы. Ведь из числа поступков простого народа то, что они сидят у къуссасов (слушая их), так как их хадисы очень странные и интересные, или же они смягчают сердца и вызывают слезу из глаз”. См. “Тауиль мухталиф аль-хадис” 357.

 

В качестве примера невежества рассказчиков и посвящением себя тому, в чем нет пользы можно привести историю о том, как пользовавшийся популярностью рассказчик своего времени по имени Абу Ка’б однажды сказал: “Имя волка, который съел пророка Юсуфа, было Хаджун! ” Когда же ему сказали: “Поистине, пророка Юсуфа волк не съедал! ” Он сказал: “И все же, это имя волка, который не съел Юсуфа”. См. “Ахбаруль-хамкъа” 116.

 

Обратите внимание на невежество и отсутствие знаний у этого рассказчика, не знавшего толком Книгу Аллаха, по причине чего выдумавшего то, что противоречило действительности!

 

И именно по причине того, что къуссасы зачастую выдумывают различные события и даже хадисы, имам Ахмад говорил: “Самые лживые из людей, это къуссасы и попрошайки! ” ат-Туртуши в “аль-Хауадис” 112.

 

 

• (9) - И нам становится ясно, что къуссасы подвергают смуте и искушению в первую очередь самих себя. Ведь шайтан наущает проповедника, у которого большая аудитория, и он не может уже остановиться и делает свои увещевания более интересными, снабжая их различными рассказами, так как ему кажется, что лишь Кораном и Сунной не удержать такую аудиторию, и он начинает опасаться уменьшения количества слушающих его.

 

Шайтан наущает ему, что если он будет читать им аяты Корана и рассказы, содержащиеся в Коране, то люди могут сказать, что они Коран могут прочитать и сами, после чего им наскучит его увещевание. Также дело обстоит и с Сунной, которую такой проповедник считает недостаточной, поэтому прибегает к рассказам, которые люди не слышали, чтобы их заинтересовать.

 

 

• (10) Также нам стало ясно, что увлечение с помощью къысас отдаляет от полезного знания, от изучения Корана и Сунны!

 

Имам аш-Шафи’и говорил: “Приверженцы нововведений внесли в религию ересь, которая называется «тагъбир» (вид стихов). С помощью этого они отвращают от Корана”. Абу Ну’айм 9/136.

 

Точно также и къуссасы своими рассказами отдаляют от полезного знания, как понимание религии, вопросы дозволенного и запретного, вопросы с вязанные у вероубеждением, с обрядами поклонения и т. п.

 

Следует усвоить, что истинные знания религии приобретаются с трудом, и нет в них легкости. И сущность большинства людей такова, что им не хочется утруждать себя получением шариатских знаний. Люди могут часами слушать истории, и это не наскучит им, тогда как чтобы получить истинные знания необходимо усердие, и эти знания требуют от человека большего, чем обычное удивление, восхищение, слезы и т. п. Они требуют от человека подчинения и поклонения на основе знаний и твердых убеждений, а не на основе чувств и эмоций.

 

 

• (11) Также зачастую современные къуссасы затрагивают серьезные политические вопросы, касающиеся исламской общины, упоминая вместе со своими рассказами о том или ином важном событии, которое им не следовало бы изначально упоминать и вносить это в массу людей.

 

Ведь Всевышний Аллах запретил это мусульманам, сказав: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это»

(ан-Ниса 4: 83).

 

Что же касается «обладающих влиянием среди мусульман», которым Аллах доверил решение важных вопросов общины, то это ученые и правители мусульман! См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5688, “Тафсир аль-Багъауи” 2/255, “Тафсир Ибн ‘Адиль” 6/522, “Тафсир Ибн ‘Атыйя” 2/85.

 

Но, к сожалению, в наши дни решают всеобщие дела не правители мусульман и ученые, а къуссасы!

 

 

• (12) И наконец, такой метод в призыве, как использование къысас, является противоречащим тому, на чем были пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники! (Как было приведено выше в словах сподвижников и тех, кто пришел за ними).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...