Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 15 Наиболее распространенные




Глава 15 Наиболее распространенные

            мужские сценарии

У мужчин, как и у женщин, есть набор стереотипных сце­нариев, один (или несколько) из которых они выбирают в детстве в качестве сценария своей жизни;

Такой жизненный стиль часто имеет свою «пару» сре­ди женских сценариев. «Большой и сильный папочка» и «Я бедняжечка», встретив друг друга на вечеринке, мо­гут влюбиться с первого взгляда, несмотря на то что они еще ничего не знают друг о друге, потому что их сцена­рии дополняют друг друга. Они были «сделаны друг для друга» на фабрике банальных жизненных стилей, то есть в нуклеарной семье. Родители «Непривлекательной кра­савицы», семейство Смит, знали, что она должна подхо­дить сыну Джонсов, Плейбою. Когда они встретятся, они влюбятся друг в друга с первого взгляда, потому что их сценарии, разработанные на базе национальных стандар­тов мужского и женского поведения, идеально соответ­ствуют один другому. Вследствие того что их судьбу ре­шили за них, они теряют самостоятельность, а их способ­ность к близости, спонтанности и познанию значительно нарушается.

Брайан Аллен первым назвал некоторые наиболее рас­пространенные запреты и предписания, которые даются мальчикам. Чаще всего им прямо или косвенно сообща­ют: «Не теряй контроль», «Никогда не будь доволен», «Не проси помощи», «Будь выше женщин». Некоторые из сценариев, описанных ниже («Большой и сильный па­почка» и «Простой парень»), были впервые намечены Алленом на заре исследования банальных сценариев.

Большой и сильный папочка

Жизненный план. Большой и сильный папочка — это пре­увеличенная версия ответственного отца и мужа. Он женится на Матушке Хаббард или на Бедняжечке. В лю­бом случае его жизнь состоит из одной ответственности. Он не только содержит семью, но и беспокоится о благо­получии каждого из своих близких, планирует их буду­щее, решает их проблемы и т. д. Так как он отвечает по­чти за все в доме, он же является единоличным правите­лем. Он всегда прав, все «знает лучше» и не допускает никаких сомнений на этот счет. Он разрешает домашним что-нибудь сделать самостоятельно только для того, что­бы они лишний раз убедились, что не способны справить­ся без его помощи, а не потому, что он верит в их способ­ности. Так как он перегружен ответственностью, он не может наслаждаться жизнью и получает удовольствие только от верноподданности домашних. Он много рабо­тает, много сил отдает конкурентной борьбе и добивает­ся определенного профессионального успеха. Когда в его голову закрадывается хотя бы малейшая мысль о том, чтобы предоставить близких самим себе, сильнейшее чувство вины тут же встает на пути ее реализации. По мере того как его возраст приближается к пенсионному, он превращается в семейного тирана, требуя все больше и больше верноподданнических поглаживаний и безу­словного подчинения, потому что в нем усиливается чув­ство, что жизнь была прожита впустую. Он сопротивля­ется, снова и снова запуская треугольник спасения. Чаще всего он умирает вскоре после выхода на пенсию. Ему приходится расстаться с работой, его дети отворачива­ются от него, его жена, в меньшей степени пострадавшая от ответственности, начинает преследовать его за то, что он ее спасал, и, пережив его, пожинает плоды их совмес­тного труда. Разновидность Большого и сильного папочки — Доктор Спасение, профессиональный целитель, который, помимо своих домашних обязанностей, пере­гружен работой с пациентами.

Контрсценарий. Он решает «относиться к жизни про­ще», взять отпуск, нанять секретаря, меньше работать Он может даже развестись и вступить в новый брак или стать холостяком, чтобы избежать ответственности. Но в сердце он остается Спасителем и поэтому скоро снова втягивается в исполнение привычной роли.

Запреты и предписания:

♦ ты всегда прав;

♦ заботься обо всех;

♦ слабость недопустима.

Мифический герой. Папочка Ворбакс, «Жизнь с отцом», Доктор Маркус Уэлби.

Телесный компонент. Энергичный, у него большая грудная клетка. Он держится так, как будто у него на пле­чах лежит тяжелый груз. Как правило, он напряжен и чувствует себя тревожно.

Игры:

♦ «Спасение»;

♦ «Судебное разбирательство»;

♦ «Если бы не ты (не они)».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Тера­певт сочувствует ему и выписывает ему седативные и снотворные препараты. Он симпатизирует своему па­циенту, потому что сам находится в такой же ситуации, и говорит ему, чтобы он держался.

Антитезис. Он осознает, что спасает всех подряд и что награда за это — Преследование. Он понимает, что чув­ство вины — это транзактный рэкет, и учится делить от­ветственность с другими. Он бросает играть в спасение и учится заботиться, в первую очередь, о себе. Он решает, что иногда ошибаться — это нормально, так как он не обязан отвечать за каждую деталь каждого принятого ре­шения.

 

Мужчина перед женщиной

Жизненный план. Мужчина перед женщиной, как указы­вает Викофф (гл. 14), менее компетентен, чем его супру­га, Женщина позади мужчины. Он знает, что его успех был бы невозможен без вклада его жены или другой жен­щины. Однако он чувствует необходимость делать вид, что его вклад в общее дело значительнее. Даже если он знает, что его жена компетентнее, организованнее и, воз­можно, умнее, он все равно держится за ложь о ее второ­степенной роли. Он пользуется ее компетентностью, но постоянно дает ей понять, что он здесь главный. На по­чтовой бумаге они оба указывают свои имена, но его имя всегда идет первым. Если они вместе написали книгу, ее имя может фигурировать на обложке, но только после его имени. Таинственным образом создается впечатле­ние, что от него исходит замысел, дух, движущая сила их совместного творчества, в то время как она делает меха­ническую работу, имеющую второстепенное значение, так как на этом месте ее могла бы заменить любая умная женщина. Он ощущает вину за узурпацию ее авторского права и не может по-настоящему наслаждаться достиг­нутым успехом, так как знает, что успех по праву при­надлежит ей. Тем не менее сексистские социальные стан­дарты вынуждают его продолжать лгать, даже если ему самому хочется быть равноправным партнером своей супруги.

Антитезис. Он понимает, что способности его партне­ра получили бы большее выражение, если бы они обща­лись и представлялись публике на равных, и это принес­ло бы пользу им обоим. Он получает возможность изба­вься от чувства вины за свою нечестность и стать собой, вместо того чтобы играть Голого короля.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...