Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Миф о душевных болезнях. и пользе медицинского подхода в терапии. Глава 19 Как не играть в спасение. Спасательный треугольник в терапии




Миф о душевных болезнях

и пользе медицинского подхода в терапии

Понятие о том, что эмоциональные нарушения по своей природе похожи на соматические заболевания, — еще один терапевтический миф. Я полагаю, что ни баналь­ная, ни трагическая форма сценариев, будь то депрессия, сумасшествие или наркомания, не имеют никакого от­ношения к физическим недугам. Течение сценария от­части напоминает течение болезни: у него есть начало, развитие и исход. Тем не менее ни один трагический сце­нарий не удовлетворяет определению соматического за­болевания («нарушение или искажение функционирова­ния любого органа, приобретенные болезненные измене­ния в любой ткани организма или в организме в целом, сопровождаемые характерными симптомами, вызванны­ми специфическими изменениями в микросреде орга­низма»). Так как ни для одной из так называемых душев­ных болезней не были выявлены такие микроорганичекие изменения, следова-тельно, ни одну из них нельзя рассматривать в качестве таковой (болезни) и, следова­тельно, не имеет смысла ожидать, что на ее течение мож­но будет воздействовать с помощью лекарств. До насто­ящего времени ни одно лекарство не продемонстрирова­ло эффективности в излечении депрессии, безумия или пристрастия к наркотическим веществам, так как данные трагические сценарии являются результатом не химиче­ских или микроорганических изменений среды организ­ма, а родительского программирования.

Читатель может возразить, что люди с крайними фор­мами трагических сценариев часто страдают от физиче­ских недугов и нуждаются в медицинской помощи, и бу­дет прав. Тем не менее важно отграничить истощение, болезнь печени, артрит или любую другую болезнь, от ко­торой страдает человек с крайней формой трагического сценария и которая развилась вследствие его пренебре­жения к потребностям тела или тревоги, от которой час­то страдают люди с трагическими сценариями, от самого сценария. Так, алкоголизм сам по себе не является болез­нью, хотя чрезмерное употребление алкоголя в течение долгого времени ведет к разрушению печени и другим соматическим нарушениям, которые требуют медицин­ской помощи. То же верно для крайних форм депрессии или безумия: с течением времени они могут привести к развитию физических недугов, но сами таковыми не яв­ляются.

Ни физические формы лечения, ни медикаменты не­применимы в лечении эмоциональных нарушений или несчастий, отсюда следует, что врачи неправомерно узур­пировали право работать психотерапевтами. Компетен­тность терапевта связана с его образованием и опытом в качестве терапевта, а медицина здесь ни при чем.

 

Глава 19 Как не играть в спасение

Люди, которым платят за то, что они помогают другим людям (священники, социальные работники, психологи, врачи, психиатры, психотерапевты), впрочем, как и те, кто делает это бесплатно, рано или поздно вместо удов­летворения от работы и энтузиазма начинают пережи­вать негативные чувства: бесконечную ответственность и разочарование, оттого что им не удается помочь.

Распространенность подобного негативного опыта за­ставляет их думать, что такие чувства естественны для представителей их профессии, и вскоре они уже готовят стажеров к тому, что те рано или поздно тоже будут вос­принимать свою работу как тяжкое бремя.

Вследствие этого люди, которым они помогают, начи­нают казаться им беспомощными и безнадежными, или ленивыми и не желающими меняться, или даже неизле­чимыми.

Так как клиенты кажутся им беспомощными, люди «помогающих профессий» берут на себя полную ответ­ственность за их состояние, решая каждую их проблему и не ожидая никаких усилий от другой стороны.

Когда человек вступает в ситуацию оказания помощи с установкой на то, что все эти страдальцы ничего не могут сделать для себя сами и он должен все делать за них, его ноша становится бесконечно тяжелой, и вскоре он тоже чувствует себя бессильной жертвой обстоятельств. Такое часто происходит со специалистами в области душевно­го здоровья, которые работают в государственных кли­никах, где им приходится нести ответственность за эмо­циональные проблемы целого города, округа или штата.

Описанная ситуация возникает в работе терапевтов как результат игры в спасение.

Спасательный треугольник в терапии

Как уже было указано, треугольник спасения постоянно фигурирует в терапев-тической работе. Например, алко­голик в процессе терапии представляется бес-помощной Жертвой. Терапевт, как правило, принимает его позицию и приступает к лечению, не требуя со стороны клиента никаких обязательств. В то время как клиент не прояв­ляет ни малейшего интереса и ни малейшего желания излечиться, терапевт вовсю разыгрывает роль благород­ного Спаси-теля, делая значительно больше половины всей работы, так как единственное обязательство, кото­рое берет на себя клиент, — являться на сеансы терапии. Алкоголик «демонстрирует прогресс» и, когда все уже думают, что он начал исцеляться, неожиданно возвраща­ется к своей привычке, что отчасти является местью те­рапевту за его доминирующее положение. Это уже зна­комый нам ход Жертвы, которая превращается в Пресле­дователя, в то время как Спаситель становится Жертвой. После того как клиент отыграет преследование (часто оно сочетается с полночными звонками терапевту домой и просьбами о помощи), роль Преследователя передает­ся терапевту. Терапевт объявляет своего клиента шизо­фреником, игнорирует его и злится на него за то, что он из доброй маленькой Жертвы превратился в злую ма­ленькую Жертву (клиент при этом возвращается в пер­воначальную позицию Жертвы).

У большинства терапевтов есть опыт активной рабо­ты по спасению клиента, который не только не был заин­тересован в их помощи, но и тяготился ею. Большинству из нас приходилось все больше и больше включаться в решение чьих-нибудь проблем, в то время как этот чело­век становился все пассивнее, и наконец его проблемы больше интересовали нас, чем его самого. Каждому тера­певту пришлось пережить шок падения с пьедестала, ког­да клиент, в которого мы вложили столько сил, вдруг напивался, пытался покончить с собой или был аресто­ван за кражу.

Большинству людей доводилось, вложив много энер­гии в помощь другому человеку, злиться на него и в той или иной форме преследовать его.

Такие ситуации тяжелы для терапевтов. Я надеюсь предложить несколько полезных идей относительно то­го, как не вступать в игру «Спасение» в терапии.

 

В терапевтической ситуации есть место для всех трех ролей треугольника, особенно для Жертвы и Спасителя, хотя работа организации «Анонимные алкоголики» по­казала, что возможна и позиция Преследователя.

Однако для успешной терапии необходимо, чтобы клиент воспринимался терапевтом как полноценное че­ловеческое существо, способное позаботиться о себе, что невозможно в том случае, если терапевт принимает роль Спасителя или Преследователя. Конечно, последняя по­могает избавиться от спасательных тенденций в группе, но сама по себе она не несет ничего ценного. На мой взгляд, агрессивный стиль психотерапии не является гу­манным. Кроме того, он часто ожесточает людей, вместо того чтобы сделать их лучше и счастливее.

Короче, чтобы не вступить в игру «Спасение», тера­певт должен придерживаться позиции «Я в порядке, Ты в порядке» и уважать клиента как личность (подробнее см. «Введение»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...