Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как не вступать в игру «Спасение»




Очевидно, что некоторые люди, некоторые отношения и некоторые организации могут функционировать только в рамках треугольника спасения. В таких ситуациях че­ловек лишается свободы вести себя иначе, нежели в рамках одной из трех ролей. Общение с таким человеком или организацией почти всегда требует включения в игру. Например, трудно общаться с алкоголиком, который иг­рает Жертву в поисках Спасителя, не спасая и не пресле­дуя его. Иными словами, если собеседник не проявляет желания спасать или преследовать алкоголика, тот не испытает к нему интереса. То же верно для некоторых людей, которые стремятся всегда играть роль Жертвы или Спасителя в отношениях.

Существуют целые организации, где человек, если только он не играет роль Жертвы или Спасителя, не мо­жет участвовать ни в каких взаимо-действиях. Например, в психиатрической клинике все люди делятся на два клас­са: пациенты, или Жертвы, с которыми принято вести се­бя так, как если бы у них не было выбора и они были не в состоянии позаботиться о себе сами; Спасители, или пси­хиатры, которые должны обращаться с пациентами или как с хорошими беспомощными Жертвами (которым на­до помогать), или как с плохими беспомощными Жерт­вами (которых надо преследовать).

Отношения с такими людьми или организациями край­не напряжены в том случае, когда субъект не хочет играть в «Спасение». А так как его могут начать преследовать просто за то, что он не участвует в игре, то уже само на­хождение в ситуации становится участием в игре «Спа­сение».

В любом случае, когда один человек спасает другого человека, делая для него то, чего он не хочет делать, вы­полняя больше 50% их общей работы, или не прося о том, что ему нужно, в уме Спасителя имеется допущение, ко­торое гласит, что Жертва в определенном отношении бес­помощна, не может позаботиться о себе или в чем-то хуже Спасителя. Акт спасения поддерживает и усиливает не­равное соотношение сил, существующее между Спасите­лем и Жертвой, исключая принятие позиции «Люди в порядке и способны позаботиться о себе сами». Отказ от позиции превосходства и уверенности в том, что некото0ые люди беспомощны, — трудный поступок, но только он может вывести на путь сотрудничества.

Пример. Однажды вечером в группе встреч Центра ра­дикальной психиатрии (рис. 13) появилась взъерошен­ная молодая женщина. У нее был крайне изможденный вид и мертвенно-бледное лицо. Она прошла к свободно­му креслу в углу и с безнадежным видом упала в него. Все заметили ее и увидели, что она очень страдает. Она под­няла глаза и поздоровалась с парой людей в комнате. Как всегда, после знакомства терапевт спросил: «Кто хочет поработать? »

Сразу же откликнулись несколько человек, но Кэрол (так звали молодую женщину) ничего не сказала. Все это заметили, и кто-то (не терапевт) спросил ее: «Кэрол, а ты? »

Кэрол ответила: «Ну, я не знаю... »

Терапевт немного подождал, повернулся к другому участнику и сказал: «Я думаю, Фред, что ты хочешь по­работать. Давай начнем, а Кэрол пока разберется, не хо­чет ли и она поработать». Это было сознательным усили­ем, сделанным, чтобы не включиться в спасение Кэрол. Кэрол выглядела разочарованной, но ничего не сказала. Фред находился в центре внимания около двадцати минут, после чего сказал: «Спасибо, я получил то, что хо­тел». Тут же выскочила Мэри и стала рассказывать о ра­боте, которую она проделала в течение недели. Все участ­ники заметили, что Кэрол не проявила инициативы, и, ко­гда Мэри закончила, наступила тишина.

 

Терапевт повернулся к Кэрол и сказал ей: «Кэрол, У тебя такой вид, будто тебе что-то нужно. Я бы хотел, чтобы ты попросила об этом вслух, и тогда мы увидим, сможем ли мы помочь тебе». Кэрол в ответ разрыдалась. Джек, который сидел рядом с ней, попытался обнять ее за плечи, но Кэрол сжалась от его прикосновения, и он отдернул руку.

К этому моменту Кэрол уже начала раздражать не­которых участников, в то время как другие сочувство­вали ее горю, которое в этот момент было настоящим. Терапевт выждал немного, после чего добавил: «Кэрол, мне кажется, что ты чувствуешь себя беспомощной и что у тебя нет никакой надежды на то, что ты сможешь вы­браться. Я прав? »

Кэрол подняла глаза — ее зацепило слово «беспомощная» — и ответила: «Да. Именно так. Беспомощная. Я ни­чего не могу сделать. Я просто ничтожество».

Терапевт продолжил: «Мы готовы сделать для тебя все, что сможем, но нужно, чтобы ты тоже приложила усилия, иначе будет нечестно». Кэрол ответила: «Я же сказала, что ничего не могу сделать! » — «Ты можешь на­чать с того, что попросишь что-нибудь... » — «Просить не значит быть сильным, просят только слабые!.. » — «Я так не думаю, и я хотел бы помочь тебе попросить о том, о чем ты хочешь».

«Я хочу попросить», — встрял Джек, и мы поработа­ли некоторое время с Джеком, дав Кэрол время подумать о том, чего она хочет.

Этот пример показывает, как не спасать активную Жертву. В конце концов Кэрол попросила о том, чего ей хотелось. Она хотела, чтобы ее обняли женщины, нахо­дившиеся в комнате, она поплакала у них на коленях и наконец рассказала о своих несчастьях. Ей дали несколь­ко полезных советов. Когда она уходила, она чувствова­ла себя лучше, меньше сутулилась, а на следующий день сказала, что ей придется много работать, но, когда она вспоминает вчерашний день, она чувствует себя хорошо, потому что поняла, что она не беспомощна.

Вот еще несколько пунктов, касающихся игры в спа­сение и того, как ее избежать.

1. Любая ситуация, в которой один человек нуждает­ся в помощи другого, является потенциальной ситуаци­ей спасения, где нуждающийся в помощи человек может превратиться в Жертву, а добровольный помощник — в Спасителя. Роль Спасителя предполагает доминирова­ние над Жертвой, отрицание или принижение ее способностей, принятие просьбы о помощи без требования рав­ного участия или навязывание своей помощи, когда о ней не просили. Следовательно:

♦ Не помогайте без договора.

♦ Не считайте, что человек, которому вы помогаете, бес­помощен.

♦ Человеку, который ощущает свою беспомощность помогите найти доступ-ный ему способ помочь себе.

♦ Не делайте больше половины работы в терапии; тре­буйте, чтобы пациент делал не меньше половины ра­боты.

♦ Не делайте того, чего вы не хотите делать.

2. Роль Спасителя предполагает его превосходство над Жертвой. Роль Жертвы предполагает приниженность по отношению к Спасителю. Играя и ту и другую роль, вы неизбежно накапливаете раздражение, которое превра­щает вас в Преследователя.

Преследование, неизбежный результат спасения или исполнения роли Жертвы, пропорционально по своей интенсивности роли, которая игралась до него. Следова­тельно:

♦ Избегайте любого поведения, которое может поста­вить вас в позицию превосходства перед пациентом:

— не берите себе стул, который отличается от стуль­ев участников;

— не говорите по телефону во время терапевтической сессии;

— не одевайтесь дороже, чем люди, с которыми вы ра­ботаете;

— не находитесь в центре внимания группы, если вы не делаете это с терапевтической целью;

— не перебивайте людей;

— не принимайте комплименты из подчиненной по­зиции от членов группы;

— поддерживайте равенство во всех сферах, если только ваше особое положение не оговорено специ­ально (эксперт). Даже в этом случае делайте все, чтобы минимизировать это неравенство, когда учи­те членов группы тому, что вы знаете о терапии;

— ваш номер телефона должен быть включен в теле­фонную книгу.

♦ Если вы злитесь на членов группы, значит, вы спаса­ли их:

— взяв на себя больше половины работы или;

—сделав что-то, чего вы не хотели, из страха обидеть клиента и в результате потерпев неудачу. Напри­мер: выслушали участника, когда вам на самом де­ле было скучно; продолжали терапию, когда она яв­но не была продуктивной; назначали сеансы, когда вам этого не хотелось, когда вам не нравился кли­ент или когда вы устали.

Чтобы ни произошло, вы несете ровно половину от­ветственности за то, что произошло. Чем сильнее вы сер­диты на участника, чем сильнее он сердит на вас, тем ве­роятнее, что вы его спасали или преследовали. Помните, участник не может играть с вами в спасение, если вы не принимаете в игре участия. А если вы злитесь на членов группы, с которыми вы заключали терапевтический кон­тракт чаще, чем один раз в шесть месяцев, вам пора самим поучаствовать в групповой терапии в качестве клиента, чтобы решить ваши собственные проблемы.

♦ Не допускайте, чтобы в вас или в участниках накапли­валось раздражение. Избавляйтесь от купонов и сдер­живаемого недовольства, поощряйте своих клиентов давать друг другу и вам объективную обратную связь с позиции Взрослого.

♦ Не позволяйте себе провоцировать участников спа­сать или преследовать вас. Некоторые терапевты, для того чтобы не принимать позицию превосходства,

принимают приниженную позицию. Они неряшливо одеваются, опаздывают на встречи, приходят на встре­чи больными или с похмелья, бесконечно курят, го­ворят о своих проблемах или просто позволяют себе быть недостаточно компетентными в своем деле, то и дело повторяя: «Не обращайте на меня внимания я всего лишь один из участников», — и забывая при этом, что, если бы это было правдой, они не имели бы права брать деньги за свою «работу».

Умение не включаться в игру «Спасение» — важный показатель эффективности работы терапевта.

Подводя итоги, напомню, что мы спасаем другого че­ловека, когда:

1. Делаем за него то, чего не хотим делать.

2. Делаем больше 50% работы, помогая ему.

Важным шагом на пути к избавлению от игры «Спа­сение» является заключение терапевтического контрак­та с каждым членом группы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...