Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Наказать непослушный язык». «Вкусное варенье». «Пароход идет». «Качели». «Лошадка». Постановка звука л. Автоматизация поставленного звука л.




«Наказать непослушный язык»

(вырабатывать умение расслаблять мышцы языка)

«Вкусное варенье»

(вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх)

«Пароход идет»

(вырабатывать подъем спинки языка вверх)

«Индюк»

(вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части)

«Качели»

(выработать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у)

«Лошадка»

(закреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх)

Постановка звука л

Вариант 1: Попросить ребенка поднять кончик языка к передней части неба (альвеолам). Включить голос. Произнести звук – ы (как гудит пароход? ).

Язык должен быть неподвижен. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Слышится длинный звук л. Воздух выдыхается умеренной струей; на ладони руки, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха.

Примечание: Нужно избегать следующего – язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит внос, и вместо звука л слышится звук н; это происходит потому что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.

Вариант 2: Логопед предлагает ребенку положить распластанный язычок (как «блинчик») между зубами, слегка прикусить его кончик и длительно произнести звук ы – послышится твердый л; по мере закрепления звучания л при таком положении языка межзубная артикуляция этого звука постепенно переходит в зазубную.

В тех случаях, когда ребенок заменяет звук л губно-зубным в, следует пальцами раздвинуть верхнюю и нижнюю губу, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми находится распластанный кончик языка. Это нужно проделывать до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед, произнося звук л в слоговых упражнениях и словах, содержащих звук л.

 

 

Автоматизация поставленного звука л.

1. Изолированно в игровой форме отрабатывается поставленный звук. Желательно использовать зрительные опорные символы, мелкие игрушки и различные игровые приемы.

а) «Самолет летит»

«Пароход гудит»

На карте 2 парохода и самолета разного размера: Как гудит пароход, когда он близко от берега? Далеко от берега? (Аналогично – самолет. ) Ребенок произносит звук л с различной силой голоса (громко, тихо).

б) На карте самолет и изображение дорожки самолета в воздухе. Ребенок ставит пальчик на начало маршрута. Длительно произнося звук л – провести по дорожке пальчиком.

в) Игра «Лесенка». Ребенок представляет, что пальчики – это ножки. Шагать, подниматься указательным и средним пальчиками по конструированной лесенке вверх- вниз, произнося длительно звук л.

г) «Змейка» Произносим звук и указательным пальцем проводим по спиралькам нарисованной улитки или пружинки.

2. Произнесение твердого звука л в прямых слогах: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу,

лы-лы-лы.

Игра «Балалаечка»: произносить слоги с имитацией игры на балалайке.

3. Вначале слова: В словах с ударением на первом слоге. ( Например: лак, лапа)

4. Произнесение звука л в словах, с ударением на слоге (пила, колодец, тулуп, малыш и т. д. )

5. Произнесение звука л в словах без ударения на слоге (лапша, читала, лукошко, пеналы и т. д. )

6. Произнесение звука л в словах со стечением согласных (глаза, пластинка, слон и т. д. )

7. Произнесение звука л в обратных слогах с ударением ан слоге (бал, палка, вокзал, стучал и т. д. )

8. Произнесение звука л в обратных слогах без ударения на слоге (балкон, халва и т. д. )

9. Произнесение звука л в прямых и обратных слогах (плыл, полол и т. д. )

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка возможны некоторые изменения последовательности автоматизации звука л. На каждом занятии отрабатывается слоговая структура слова, определяется позиция звука в слове. В дальнейшем осуществляется дифференциация звуков (Л-ЛЬ; Р-Л) в речи по схеме:

 

- изолированно;

- в слогах;

- в словах;

- фразах;

- чистоговорках, стихах; текстах;

- детских играх.

 

Карточка № 1

Звук л- согласный, ротовой, сонорный, смычково-проходной, переднеязычный, твердый.

Артикуляция: кончик языка поднят и соприкасается с передней частью неба (альвеолами), с включением голоса остается неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты; зубы разомкнуты; воздух выдыхается умеренной струей; на ладони руки, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха.

 

Ла-ла-ла

а) Лак – Что у мамы?                                          Лапа – У кого лапа?

Лавка – На чем сидит Лана?                              Лампа – Что светит?

Ласточка – Кто в гнезде?                                   Ландыш – Что (в вазе) у Ланы?

Ластик – Что купила Лана?                               Лайка – Кто лает?

Лама – Кто бежит?                                             Лазать – Кто лазит на шкаф?

Лакомство – Мед для медведя – Это что?       Лапти – Что на ногах у Вани?

 

б) Халат – Что у мамы?                                     Салат – Что готовит Лада?

Калач – Что покупает Лада?                             Скала – Это высокая скала?

Водолаз – Кто на дне?                                       Палатка – Что у папы?

Булавка – Что у лады?                                       Кулак – Что у Вовы?

Пила – Что у папы?                                            Мала – Мила мала?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...