Карточка №7. Стихи и загадки. Ниночка. В деревне. Внук и дед. Чайник. Разбитая чашка. индивидуального занятия. (краткий)
Карточка №7 Ч Стихи и загадки.
Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, ниточка в реке. (удочка)
Чёрный, проворный, кричит: «крак! » Червякам враг. (грач)
Про бычка. Увидел ёжика бычок и лизнул его в бочок. И, лизнув его, бычок уколол свой язычок. А колючий ёж смеётся: - В рот не суй, что попадётся!
Бычок. На лугу стоит бычок и жуёт свой язычок. Плачет бедный: Му – му – му! Надо сена дать ему. А не то свой язычок Глупый скушает бычок.
Грачи. Во дворе журчит ручей, на берёзе сто грачей. Строят гнёзда и кричат, скоро выведут грачат.
Карточка №8 Ч Ниночка. Нина нянчит маленькую Олечку. Она покачивает Олечкину коляску, чтобы девочка не плакала. «Молодчина, Ниночка, - сказал папа. – Маме помочь – почётное дело. »
В деревне. Олечка поехала в деревню к бабушке. У бабушки жили овечка Ночка, бычок – белый бочок, собачка Жучка, кошечка Манечка. Внучка помогала бабушке. Она пасла овечку Ночку и бычка – белого бочка. Наливала водичку Жучке и Манечке.
Внук и дед. Сидел дед, пил чай. Подошёл внук; сказал: - И мне дай чаю! Дед дал чаю и сказал: - Чай пей, на землю не лей!
Чайник. Ниночке купили синий чайник. На синем чайнике были белые горошины. Ниночка позвала девочек пить чай из новых чашек. Девочки наливали чай в новые чашки.
Разбитая чашка. Вовочка дома кидал мяч в стенку и ловил его. Мяч отскочил от стенки и попал в чашку. Папа сказал: «Что случилось? » «Я случайно попал по чашке мячом, » - отвечал Вовочка. «Почему ты кидал мяч дома? Ты меня очень удивил и не получишь ничего к чаю, » - заключил папа.
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [щ] I. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков (а-у-о-и-ы), (с-ш), (з-ж), (р-л) и других проблемных звуков, которые дети смешивают (по результатам диагностики).
II. Развитие органов артикуляционного аппарата (укрепление мышц языка, развитие силы и точности движения языка, увеличение объема движений языка); выработка направленной воздушной струи посередине языка. III. Коррекция звукопроизношения. 1. Постановка звуков: ш, ж, ч, щ, л, л, , р, р, . 2. Автоматизация поставленных звуков в словах, фразах и самостоятельной речи. 3. Дифференциация звуков: (с-ш), (ш-ж), (з-ж), (л-р), (щ-с, ), (щ-ч) и других в самостоятельной речи.
IV. Обработка слоговой структуры и звуконаполняемости сложных слов. V. Обогащение, уточнение и активизация словаря в самостоятельной речи по лексическим темам.
VI. Развитие понимания речи.
VII. Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, построение распространенного предложения с предлогами и т. д. )
VIII. Обучение связной речи (пересказу, составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, рассказу по серии сюжетных картинок). IX. Развитие навыка звукового анализа и синтеза. X. Обучение грамоте (в подготовительной группе). XI. Воспитание интереса к знаниям, желания заниматься, развитие внимания, памяти, логического мышления. XII. Развитие мелкой моторики пальцев рук. План индивидуального занятия (краткий) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (ч-щ) в слогах, словах.
II. Обработка артикуляционных упражнений для формирования произношения звука [ щ ].
1. «Приклей конфетку»- 4-5 раз. 2. «Рупор» - 4-5 раз. 3. «Киска слизывает сметану» - 4-5 раз. 4. «Чашечка» - 4-5 раз. 5. «Фокус» - 4-5 раз. 6. «Маляр» - 4-5 раз. 7. «Грибок» - 4-5 раз. 8. «Гармошка» - 4-5 раз.
III. Постановка звука щ (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях), от звука ш .
IV. Автоматизация поставленного звука щ изолированно, в слогах, в начале слова (со слогами ща, щу, ще, щё, щи), фразах (ответах на вопросы со словами: щавель, щи, щука, щёки, щупальца, щётка, щенок, угощу, щепка и т. д. )
V. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отобранных) звуков (с-ш) в словах, фразах, играх; «Кто быстрее соберет вещи? », «Что подарим Маше, а что подарим Сане? », «Дополни предложения».
VII. Доработка материала, который ребенок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например: отработка предлога на в игре «Где находится предмет? » (с игрушками и предметами).
Этот план пишется в индивидуальной тетради ребенка на 1-5 дней. Когда звук поставлен и автоматизируется, в тетради записываются слоги, слова, фразы, чистоговорки с этим звуком для дальнейшей автоматизации его воспитателями и родителями в выходные дни дома. Можно предложить родителям нарисовать картинки к записанным логопедом словам, загадкам, чистоговоркам. Например: -Щеткой чищу я щенка, _Щекочу ему бока. Индивидуальный план работы (подробный)
I. Развитие фонематическрго восприятия: различение на слух звуков (ч-щ) в слогах, словах. Задание 1: хлопни в ладоши если услышишь звук щ (ч, щ, щ, ч, ча, ща, чу, щу, че, ще, ащ, ач, ущ, ещ, еч и т. д. ) Задание 2: разложить картинки в две стопки (на «бочку» - картинки со звуком ч, в «ящик» - картинки со звуком щ ).
II. Обработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука щ. 1. «Приклей конфетку» - положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. (4-5 раз). 2. «Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (4-5раз). 3. «Киска слизывает сметану» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. (4-5 раз). 4. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подтянуты, но не касаются зубов. (4-5 раз).
5. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не поджимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх. (4-5 раз). 6. «Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). (4-5 раз). 7. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке, прижеть широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. 8. «Гармошка» - язык присосать к нёбу, не отпуская язык, раскрывать и закрывать рот. III. Постановка звука щ от ш: боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух с силой выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением. IV. Автоматизация поставленного звука щ. 1. Изолированно: щ-щ-щ. 2. В слогах: ща-ща-ща, щу-щу-щу, що-що-що, ще-ще-ще, щи-щи-щи. 3. Вначале слова, фразах: щавель, щука, щупальца, щи, щит, щипцы, щётка, щёки, щегол, щепка, щетина.
Закончить предложения по картинкам: Алёша поймал (щегла). Папа вытащил на берег большую (щуку). Мама варит (щи) из (щавеля). Паше купили (щенка). У мальчика (щётка). У кальмара (щупальца). 4. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в слове. Например: щи – 1 часть (слог), звук щ в начале слова, щука – 2 части (слога), звук щ в начале слова. 5. Автоматизация звука щ на последующих занятиях в середине и конце слова в словах и фразах по картинкам и карточкам. Например: Ящик, вещи – Где лежат вещи? – Вещи лежат в ящике. Плащ – Что висит на вешалке? – На вешалке висит плащ. Лещ – Что поймал Лёша? – Лёша поймал леща. Ве-щи – 2 части (слога). Звука щ в середине слова. И так делается разбор с каждым изучаемым словом. 6. Затем на последующих занятиях звук щ обрабатывается в словах со стечением согласных. Например:
Тщедушный – Какой был щенок? – Щенок был тщедушный. Обувщик – Кто делает обувь? – Обувь делает обувщик. Хищный – Кто хищный? – Волк хищный. 7. Далее звук щ автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадках, пересказе рассказов. Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.
Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
Два щенка щека к щеке Щиплют щётку и уголке.
Усищи когтищи, а моется всех чище. (Кашка). 8. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков (ч-щ), (с, -щ), (ш-щ) по той же схеме: изолированно, в словах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.
V. Дифференциация звуков (с-ш) в речи. 1. В игре « Кто быстрее соберет вещи? » Нужно разложить вещи (предметные картинки) по двум чемоданам: один чемодан со звуком [ш], другой чемодан со звуком [c]. Набор картинок для игры: шапка, сумка, шлёпанцы, рубашка, шорты, сандалии, сарафан. 2. Игра «Что подарим Маше, а что подарим Сане? » Надо отобрать картинки, например: Сане подарим санки, Маше подарим шубу и т. д. 3. Игра «Договорим предложения».
У Миши на голове … шапка. У мамы в сумке … сайка.
В лесу живет бурый … мишка. На столе стоит железная … миска.
У солдата на голове … каска. На завтрак вкусная … кашка. VI. Доработка материала, который ребенок не усвоил на занятии. Например: предлог на в игре «Где находится предмет? »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|