Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карточка №7.   Стихи и загадки. Ниночка. В деревне. Внук и дед. Чайник. Разбитая чашка. индивидуального занятия. (краткий)




Карточка №7

    Ч

                        Стихи и загадки.

 

Что это у Галочки? Ниточка на палочке,

Палочка в руке, ниточка в реке. (удочка)

 

Чёрный, проворный, кричит: «крак! »

Червякам враг.                                (грач)

 

            Про бычка.

Увидел ёжика бычок и лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся: - В рот не суй, что попадётся!

 

            Бычок.

На лугу стоит бычок и жуёт свой язычок.

Плачет бедный: Му – му – му!

Надо сена дать ему. А не то свой язычок

Глупый скушает бычок.

 

           Грачи.

Во дворе журчит ручей, на берёзе сто грачей.

Строят гнёзда и кричат, скоро выведут грачат.

 

Карточка №8

Ч

Ниночка.

Нина нянчит маленькую Олечку. Она покачивает Олечкину коляску, чтобы девочка не плакала.

«Молодчина, Ниночка, - сказал папа. – Маме помочь – почётное дело. »

 

В деревне.

Олечка поехала в деревню к бабушке. У бабушки жили овечка Ночка, бычок – белый бочок, собачка Жучка, кошечка Манечка. Внучка помогала бабушке. Она пасла овечку Ночку и бычка – белого бочка. Наливала водичку Жучке и Манечке.

 

Внук и дед.

Сидел дед, пил чай. Подошёл внук; сказал: - И мне дай чаю!

Дед дал чаю и сказал:

- Чай пей, на землю не лей!

 

Чайник.

Ниночке купили синий чайник. На синем чайнике были белые горошины. Ниночка позвала девочек пить чай из новых чашек. Девочки наливали чай в новые чашки.

 

Разбитая чашка.

Вовочка дома кидал мяч в стенку и ловил его. Мяч отскочил от стенки и попал в чашку. Папа сказал: «Что случилось? »

«Я случайно попал по чашке мячом, » - отвечал Вовочка. «Почему ты кидал мяч дома? Ты меня очень удивил и не получишь ничего к чаю, » - заключил папа.


Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [щ]

I. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков (а-у-о-и-ы), (с-ш), (з-ж), (р-л) и других проблемных звуков, которые дети смешивают (по результатам диагностики).

 

II. Развитие органов артикуляционного аппарата (укрепление мышц языка, развитие силы и точности движения языка, увеличение объема движений языка); выработка направленной воздушной струи посередине языка.

III. Коррекция звукопроизношения.

1. Постановка звуков: ш, ж, ч, щ, л, л, , р, р, .

2. Автоматизация поставленных звуков в словах, фразах и самостоятельной речи.

3. Дифференциация звуков: (с-ш), (ш-ж), (з-ж), (л-р), (щ-с, ),

 (щ-ч) и других в самостоятельной речи.

 

    IV. Обработка слоговой структуры и звуконаполняемости сложных слов.

    V. Обогащение, уточнение и активизация словаря в самостоятельной речи по лексическим темам.

 

    VI. Развитие понимания речи.

 

    VII. Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, построение распространенного предложения с предлогами и т. д. )

 

VIII. Обучение связной речи (пересказу, составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, рассказу по серии сюжетных картинок).

IX. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

X. Обучение грамоте (в подготовительной группе).

XI. Воспитание интереса к знаниям, желания заниматься, развитие внимания, памяти, логического мышления.

XII. Развитие мелкой моторики пальцев рук.


План

индивидуального занятия

(краткий)

    I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков

 (ч-щ) в слогах, словах.

 

    II. Обработка артикуляционных упражнений для формирования произношения звука [ щ ].

1. «Приклей конфетку»- 4-5 раз.

2. «Рупор» - 4-5 раз.

3. «Киска слизывает сметану» - 4-5 раз.

4. «Чашечка» - 4-5 раз.

5. «Фокус» - 4-5 раз.

6. «Маляр» - 4-5 раз.

7. «Грибок» - 4-5 раз.

8. «Гармошка» - 4-5 раз.

 

III. Постановка звука щ (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях), от звука ш .

 

IV. Автоматизация поставленного звука щ изолированно, в слогах, в начале слова (со слогами ща, щу, ще, щё, щи), фразах (ответах на вопросы со словами: щавель, щи, щука, щёки, щупальца, щётка, щенок, угощу, щепка и т. д. )

 

V. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в этих словах.

 

VI. Дифференциация (ранее отобранных) звуков (с-ш) в словах, фразах, играх; «Кто быстрее соберет вещи? », «Что подарим Маше, а что подарим Сане? », «Дополни предложения».

 

VII. Доработка материала, который ребенок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например: отработка предлога на в игре «Где находится предмет? » (с игрушками и предметами).

 

Этот план пишется в индивидуальной тетради ребенка на 1-5 дней. Когда звук поставлен и автоматизируется, в тетради записываются слоги, слова, фразы, чистоговорки с этим звуком для дальнейшей автоматизации его воспитателями и родителями в выходные дни дома. Можно предложить родителям нарисовать картинки к записанным логопедом словам, загадкам, чистоговоркам. Например:

-Щеткой чищу я щенка,

_Щекочу ему бока.


Индивидуальный план работы

(подробный)

 

I. Развитие фонематическрго восприятия:

различение на слух звуков (ч-щ) в слогах, словах.

Задание 1: хлопни в ладоши если услышишь звук щ (ч, щ, щ, ч, ча, ща, чу, щу, че, ще, ащ, ач, ущ, ещ, еч и т. д. )

Задание 2: разложить картинки в две стопки (на «бочку» - картинки со звуком ч, в «ящик» - картинки со звуком щ ).

 

II. Обработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука щ.

1. «Приклей конфетку» - положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. (4-5 раз).

2. «Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (4-5раз).

3. «Киска слизывает сметану» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. (4-5 раз).

4. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подтянуты, но не касаются зубов. (4-5 раз).

5. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не поджимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх. (4-5 раз).

6. «Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). (4-5 раз).

7. «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке, прижеть широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

8. «Гармошка» - язык присосать к нёбу, не отпуская язык, раскрывать и закрывать рот.

III. Постановка звука щ от ш: боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух с силой выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

IV. Автоматизация поставленного звука щ.

1. Изолированно: щ-щ-щ.

2. В слогах: ща-ща-ща, щу-щу-щу, що-що-що, ще-ще-ще, щи-щи-щи.

3. Вначале слова, фразах: щавель, щука, щупальца, щи, щит, щипцы, щётка, щёки, щегол, щепка, щетина.

 

Закончить предложения по картинкам:

    Алёша поймал (щегла).

Папа вытащил на берег большую (щуку).

Мама варит (щи) из (щавеля).

Паше купили (щенка).

У мальчика (щётка).

У кальмара (щупальца).

4. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в слове.

                   Например: щи – 1 часть (слог), звук щ в начале слова, щука – 2 части (слога), звук щ в начале слова.

5. Автоматизация звука щ на последующих занятиях в середине и конце слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

Ящик, вещи – Где лежат вещи? – Вещи лежат в ящике.

Плащ – Что висит на вешалке? – На вешалке висит плащ.

Лещ – Что поймал Лёша? – Лёша поймал леща.

Ве-щи – 2 части (слога). Звука щ в середине слова.

И так делается разбор с каждым изучаемым словом.

6. Затем на последующих занятиях звук щ обрабатывается в словах со стечением согласных. Например:

Тщедушный – Какой был щенок? – Щенок был тщедушный.

Обувщик – Кто делает обувь? – Обувь делает обувщик.

Хищный – Кто хищный? – Волк хищный.

7. Далее звук щ автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадках, пересказе рассказов.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

 

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

 

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку и уголке.

 

Усищи когтищи, а моется всех чище.

                                           (Кашка).

8. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков (ч-щ), (с, -щ), (ш-щ) по той же схеме: изолированно, в словах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.

 

 

V. Дифференциация звуков (с-ш) в речи.

1. В игре « Кто быстрее соберет вещи? » Нужно разложить вещи (предметные картинки) по двум чемоданам: один чемодан со звуком [ш], другой чемодан со звуком [c].

Набор картинок для игры: шапка, сумка, шлёпанцы, рубашка, шорты, сандалии, сарафан.

2. Игра «Что подарим Маше, а что подарим Сане? »

Надо отобрать картинки, например:

Сане подарим санки,

Маше подарим шубу и т. д.

3. Игра «Договорим предложения».

             

У Миши на голове … шапка.

У мамы в сумке … сайка.

 

В лесу живет бурый … мишка.

На столе стоит железная … миска.

 

У солдата на голове … каска.

На завтрак вкусная … кашка.

VI. Доработка материала, который ребенок не усвоил на занятии.

Например: предлог на в игре «Где находится предмет? »

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...