Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. «Назови животных, в названии которых есть звук Ж»




6. «Назови животных, в названии которых есть звук Ж»

Задание:  определи количество слогов в слове, позицию звука Ж; скажи, кто как передвигается.

Ж аба, у ж и, ё ж ик, ж ираф, мор ж и.

Жаба прыгает, ужи ползают, жираф бегает и т. д.

7. «Назови детёнышей животных, в названии которых есть звук Ж»

У лошади – ж еребёнок,  у медведя – медве ж онок, у ужа - у ж онок, у ежа – е ж онок, у моржа - мор ж онок.

8. Назвать птиц, в названии которых есть звук Ж»

Задание: определить количество слогов и позицию звука Ж в слове, ( ж уравль, ж аворонок, чи ж и, стри ж и).

9. «Назвать продукты питания, в названии которых есть звук Ж»

Задание: определить количество слогов, позицию звука Ж в слове и придумать с этим словом предложение, ( ж ир, ж еле, пиро ж ное, моро ж еное, пиро ж ок, творо ж ок и т. д. )

10. «Назвать насекомых, в названии которых есть звук Ж»

Задание: придумать с этими словами предложения, ( ж ук, ж у ж елица, бо ж ья коровка).

11. «Назвать ягоды, в названии которых есть звук Ж»

Задание: определить количество слогов и позицию звука Ж в слове (кры ж овник, е ж евика, ж имолость)

12. «Назови лишний предмет»

Задание: объяснить, почему этот предмет лишний, (ё ж ик, ж уравль, ж ираф; ж ук, ж уравль, ж аворонок; ж еребёнок, медве ж онок, е ж онок; ж ук, ж аворонок, бо ж ья коровка и т. д. )

13. «Назови цвета, в названии которых есть звук Ж»

Задание: подбери к цвету предмет, ( ж ёлтый, бе ж евая, оран ж евое; ж еле, ж ир, ко ж а; ж ёлтый ж ир, бе ж евая ко ж а, оран ж евое ж еле).

14. «Назови слова, которые обозначают живые (неживые) предметы, действия, признаки предмета. »

Задание: 1) Назвать слово, поставить к нему вопрос: Кто? Что? Что делает? Какой?

Ж аба, ж ираф, ж ивет, ж уёт, Ж анна, ж ивот, ж ирный, лу ж а, ж ёлтый, ж алеет, оран ж евый, ж ивой, лы ж и, Ж еня, ж акет.

2) Придумать с этим словом предложение.

15. «Сказать, какой бывает человек по характеру»

Задание: 1) Подобрать слова со звуком Ж, обозначающие признаки предмета (черты характера человека).

2) Объяснить, какой человек хороший, а какой плохой.

3) Каким бы ты хотел быть?

( Ж адный, ж алостливый, ж естокий, му ж ественный, не ж ный, отва ж ный, у ж асный, ве ж ливый, добро ж елательный и т. д. )

16. «Отгадай, какие слова – признаки относятся к девочке Жанне, а какие к мальчику Жене?

Кто му ж ественный? – Ж еня му ж ественный.

Кто ж алостливая? – Ж анна ж алостливая.

Кто не ж ная, ве ж ливая? – Ж анна не ж ная, ве ж ливая.

Кто отва ж ный? – Ж еня отва ж ный и т. д.

 

Потешки на звук Ж.

- В живом уголке жили ежи да ужи,

- А в летке сидели чижи, да стрижи.

      *         *           *

У ежа – ежата, у ужа – ужата,

У чижа – чижата, у стрижа – стрижата.

      *         *            *

Подарил ежатам ёжик,

Восемь кожаных сапожек.

       *         *           *

        Ёжик.                                                                      Ёжик.

Ходит ёжик без сапожек,                                      Идёт ёжик,

Не бежит ни от кого.                                                    Спешит ёжик.

С головы до ножек                                                              - Ёжик, ёж,

Весь в иголках ёжик,                                                      Куда идёшь?

Как же взять его?                                                 - Где ты, ёжичек,

                                                                                            Живешь?

      Рыжий кот.                                                 Отвечает детям ёж:

Лежебока рыжий кот                                           - Меня под ёлочкой, Отлежал себе живот.                                                                     найдешь.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот:

- Может миска подползёт.                                   На лыжах.

                                                                        Вышла девочка на лыжах,

А за ней котёнок рыжий,

От неё не отстаёт,

Добежал до горки, ждёт.

- Прикати, Алёнка,

                                                  Рыжего котёнка!

 

 


 

Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ч]

(подробный)

 

I. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков(ч-ц) в слогах, в конце слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто поёт песенку синичка или поезд? »

(ч, ц, ач, оч, ац, оц, уц, ич, еч, боец, конец, мяч, печь, молодец, леденец, врач, меч, дочь, палец, танец, ночь, ключ, луч).

 

II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ч.

1. «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта (4-5 раз).

2. «Качели» - рот открыт, попеременное поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).

3. «Почистить зубки» - водить кончиком языка то за верхними, то за нижними зубами (4-5 раз).

4. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна подниматься вверх от дутья (4 раза).

5. «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу (5-6 раз).

 

III. Постановка звука Ч. Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению упражнений.

Звук Ч можно поставить от мягкого т', произносимого в прямом слоге (т'и) или обратном (а т'). Ребёнок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда слегка отодвигает назад кончик языка. Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно слегка отодвигает кончик языка назад. При этом логопед слегка нажимает пальцами на углы его рта, выдвигая губы вперёд.

Звук Ч легче вызывается в обратных слогах.

 

IV. Автоматизация поставленного звука Ч.

1. Изолированно в игре «Песенка поезда».

Спеть эту песенку: «Ч-ч-ч-ч» - несколько раз с показом картинки поезда.

2. В обратных слогах: ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ич-ич-ич, еч-еч-еч, ыч-ыч-ыч.

3. В конце слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам; звук Ч в слогах и словах произносится утрированно.

Например:

· Калач – Что жуёт Дима? – Дима жуёт калач.

· Богач – Кто Вова? – Вова богач.

· Мяч – Что купили Оле? – Оле купили мяч.

· Дочь – Кто у мамы? – У мамы дочь.

· Ночь – Что наступило? – Наступила ночь.

4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ч в слове.

Например: ка-лач – 2 части (слога), звук Ч в конце слова; дочь – одна часть (слог), звук Ч в конце слова.

5. Автоматизация звука Ч на последующих занятиях в середине слова (в обратных слогах) в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

· Качка – Что на море? – На море качка.

· Бочка – Что стоит? – Стоит бочка.

· Боч-ка – 2 части (слога). Звук Ч в середине слова.

И так делается разбор с каждым изучаемым словом.

6. Затем на последующих занятиях звук Ч отрабатывается в словах с прямым слогом в начале и середине слова.

Например:

· Чай – Что пьёт Нина? – Нина пьёт чай.

· Чайка – Кто летает над водой? – Над водой летает чайка.

· Бычок – Кто бежит? – Бежит бычок.

· Туча – Что плывёт по небу? – По небу плывёт туча.

7. Далее звук Ч автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадок, пересказе рассказов и т. д.

Ач-ач-ач – испеку калач

Оч-оч-оч – наступила ночь

Ча-ча-ча – у меня нет ключа

 

Наступила ночка,

Ты устала дочка.

Дочку ждёт кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

8. Далее, на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ч-с), (ч-с'), (ч-т), (ч-т'), (ч-щ) по той же схеме: изолированно, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, дидактических играх.

Например: «Закончи предложение – мяч или мять».

· Петя купил красивый… мяч.

· Я буду картошку… мять.

Игра «Два щенка».

Картинки на звук Ч подарим Чимке, а картинки на звук Т ' подарим Тимке.

Чимке – чемодан, обруч, чайник, т. д.

Тимке – тёрка, ботинок, телефон, т. д.

 

V. Дифференциация звуков (с-ш) в речи.

1. В игре: «Замени звук С на звук Ш».

Сайка – шайка

Сутки – шутки

Сок – шок

Каска – кашка

Миска – мишка

Вас – ваш

Нас – наш

Мыс – мышь

Кусок – пушок

2. Игра «Вставь нужное слово в предложение»

Машка – маска

· На лицо надета… маска.

· Кличка нашей кошки… Машка.

Миска – мишка

· Сладко спит в берлоге… мишка.

· На столе стоит с салатом… миска.

Сок – шок

· Маша пила… сок.

· У Сони от боли был… шок.

Нос – нож

· На столе… нож.

· На лице… нос.

Пошла – пасла

· Летом Луша козу… пасла.

· А осенью Луша в школу… пошла.

Шалила – солила

· Мама суп… солила.

·  А Соня на улице… шалила.

 

 

VI. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например, предлоги – ВИЗ в играх «Где находится предмет? »,

«Откуда достали предмет? »

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...