6. «Назови животных, в названии которых есть звук Ж»
6. «Назови животных, в названии которых есть звук Ж» Задание: определи количество слогов в слове, позицию звука Ж; скажи, кто как передвигается. Ж аба, у ж и, ё ж ик, ж ираф, мор ж и. Жаба прыгает, ужи ползают, жираф бегает и т. д. 7. «Назови детёнышей животных, в названии которых есть звук Ж» У лошади – ж еребёнок, у медведя – медве ж онок, у ужа - у ж онок, у ежа – е ж онок, у моржа - мор ж онок. 8. Назвать птиц, в названии которых есть звук Ж» Задание: определить количество слогов и позицию звука Ж в слове, ( ж уравль, ж аворонок, чи ж и, стри ж и). 9. «Назвать продукты питания, в названии которых есть звук Ж» Задание: определить количество слогов, позицию звука Ж в слове и придумать с этим словом предложение, ( ж ир, ж еле, пиро ж ное, моро ж еное, пиро ж ок, творо ж ок и т. д. ) 10. «Назвать насекомых, в названии которых есть звук Ж» Задание: придумать с этими словами предложения, ( ж ук, ж у ж елица, бо ж ья коровка). 11. «Назвать ягоды, в названии которых есть звук Ж» Задание: определить количество слогов и позицию звука Ж в слове (кры ж овник, е ж евика, ж имолость) 12. «Назови лишний предмет» Задание: объяснить, почему этот предмет лишний, (ё ж ик, ж уравль, ж ираф; ж ук, ж уравль, ж аворонок; ж еребёнок, медве ж онок, е ж онок; ж ук, ж аворонок, бо ж ья коровка и т. д. ) 13. «Назови цвета, в названии которых есть звук Ж» Задание: подбери к цвету предмет, ( ж ёлтый, бе ж евая, оран ж евое; ж еле, ж ир, ко ж а; ж ёлтый ж ир, бе ж евая ко ж а, оран ж евое ж еле). 14. «Назови слова, которые обозначают живые (неживые) предметы, действия, признаки предмета. » Задание: 1) Назвать слово, поставить к нему вопрос: Кто? Что? Что делает? Какой?
Ж аба, ж ираф, ж ивет, ж уёт, Ж анна, ж ивот, ж ирный, лу ж а, ж ёлтый, ж алеет, оран ж евый, ж ивой, лы ж и, Ж еня, ж акет. 2) Придумать с этим словом предложение. 15. «Сказать, какой бывает человек по характеру» Задание: 1) Подобрать слова со звуком Ж, обозначающие признаки предмета (черты характера человека). 2) Объяснить, какой человек хороший, а какой плохой. 3) Каким бы ты хотел быть? ( Ж адный, ж алостливый, ж естокий, му ж ественный, не ж ный, отва ж ный, у ж асный, ве ж ливый, добро ж елательный и т. д. ) 16. «Отгадай, какие слова – признаки относятся к девочке Жанне, а какие к мальчику Жене? Кто му ж ественный? – Ж еня му ж ественный. Кто ж алостливая? – Ж анна ж алостливая. Кто не ж ная, ве ж ливая? – Ж анна не ж ная, ве ж ливая. Кто отва ж ный? – Ж еня отва ж ный и т. д.
Потешки на звук Ж. - В живом уголке жили ежи да ужи, - А в летке сидели чижи, да стрижи. * * * У ежа – ежата, у ужа – ужата, У чижа – чижата, у стрижа – стрижата. * * * Подарил ежатам ёжик, Восемь кожаных сапожек. * * * Ёжик. Ёжик. Ходит ёжик без сапожек, Идёт ёжик, Не бежит ни от кого. Спешит ёжик. С головы до ножек - Ёжик, ёж, Весь в иголках ёжик, Куда идёшь? Как же взять его? - Где ты, ёжичек, Живешь? Рыжий кот. Отвечает детям ёж:
Лежебока рыжий кот - Меня под ёлочкой, Отлежал себе живот. найдешь. Кушать хочется, Да лень ворочаться. Вот и ждёт рыжий кот: - Может миска подползёт. На лыжах. Вышла девочка на лыжах, А за ней котёнок рыжий, От неё не отстаёт, Добежал до горки, ждёт. - Прикати, Алёнка, Рыжего котёнка!
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ч] (подробный)
I. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков(ч-ц) в слогах, в конце слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто поёт песенку синичка или поезд? » (ч, ц, ач, оч, ац, оц, уц, ич, еч, боец, конец, мяч, печь, молодец, леденец, врач, меч, дочь, палец, танец, ночь, ключ, луч).
II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ч. 1. «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта (4-5 раз). 2. «Качели» - рот открыт, попеременное поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз). 3. «Почистить зубки» - водить кончиком языка то за верхними, то за нижними зубами (4-5 раз). 4. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна подниматься вверх от дутья (4 раза). 5. «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу (5-6 раз).
III. Постановка звука Ч. Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению упражнений. Звук Ч можно поставить от мягкого т', произносимого в прямом слоге (т'и) или обратном (а т'). Ребёнок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда слегка отодвигает назад кончик языка. Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно слегка отодвигает кончик языка назад. При этом логопед слегка нажимает пальцами на углы его рта, выдвигая губы вперёд.
Звук Ч легче вызывается в обратных слогах.
IV. Автоматизация поставленного звука Ч. 1. Изолированно в игре «Песенка поезда». Спеть эту песенку: «Ч-ч-ч-ч» - несколько раз с показом картинки поезда. 2. В обратных слогах: ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ич-ич-ич, еч-еч-еч, ыч-ыч-ыч. 3. В конце слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам; звук Ч в слогах и словах произносится утрированно. Например: · Калач – Что жуёт Дима? – Дима жуёт калач. · Богач – Кто Вова? – Вова богач. · Мяч – Что купили Оле? – Оле купили мяч. · Дочь – Кто у мамы? – У мамы дочь. · Ночь – Что наступило? – Наступила ночь. 4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ч в слове. Например: ка-лач – 2 части (слога), звук Ч в конце слова; дочь – одна часть (слог), звук Ч в конце слова. 5. Автоматизация звука Ч на последующих занятиях в середине слова (в обратных слогах) в словах и фразах по картинкам и карточкам. Например: · Качка – Что на море? – На море качка. · Бочка – Что стоит? – Стоит бочка. · Боч-ка – 2 части (слога). Звук Ч в середине слова. И так делается разбор с каждым изучаемым словом. 6. Затем на последующих занятиях звук Ч отрабатывается в словах с прямым слогом в начале и середине слова. Например: · Чай – Что пьёт Нина? – Нина пьёт чай. · Чайка – Кто летает над водой? – Над водой летает чайка. · Бычок – Кто бежит? – Бежит бычок. · Туча – Что плывёт по небу? – По небу плывёт туча. 7. Далее звук Ч автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадок, пересказе рассказов и т. д. Ач-ач-ач – испеку калач Оч-оч-оч – наступила ночь Ча-ча-ча – у меня нет ключа
Наступила ночка, Ты устала дочка. Дочку ждёт кроватка, Спи, дочурка, сладко.
8. Далее, на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ч-с), (ч-с'), (ч-т), (ч-т'), (ч-щ) по той же схеме: изолированно, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, дидактических играх. Например: «Закончи предложение – мяч или мять». · Петя купил красивый… мяч. · Я буду картошку… мять. Игра «Два щенка». Картинки на звук Ч подарим Чимке, а картинки на звук Т ' подарим Тимке. Чимке – чемодан, обруч, чайник, т. д. Тимке – тёрка, ботинок, телефон, т. д.
V. Дифференциация звуков (с-ш) в речи. 1. В игре: «Замени звук С на звук Ш». Сайка – шайка Сутки – шутки Сок – шок Каска – кашка Миска – мишка Вас – ваш Нас – наш Мыс – мышь Кусок – пушок 2. Игра «Вставь нужное слово в предложение» Машка – маска · На лицо надета… маска. · Кличка нашей кошки… Машка. Миска – мишка · Сладко спит в берлоге… мишка. · На столе стоит с салатом… миска. Сок – шок · Маша пила… сок. · У Сони от боли был… шок. Нос – нож · На столе… нож. · На лице… нос. Пошла – пасла · Летом Луша козу… пасла. · А осенью Луша в школу… пошла. Шалила – солила · Мама суп… солила. · А Соня на улице… шалила.
VI. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например, предлоги – В – ИЗ в играх «Где находится предмет? », «Откуда достали предмет? »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|