Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита. Потенциал




Защита

Концепция терапевтической защиты была разработана Патрицией Кроссман и теперь стала необходимой час­тью транзактного анализа. Когда клиент под влиянием разрешения, данного терапевтом, предпринимает дейст­вия, которые противоречат его сценарным запретам, он, таким образом, лишается родительской поддержки, что выражается в сильных чувствах тревоги и одиночества, которые терапевт не имеет права проигнорировать. Если терапевт в такой момент не окажет клиенту помощь, тот вернется в свое первоначальное состояние, в котором он чувствовал себя безопаснее. Таким образом, происходит «возвращение сценария», так как клиент не верит, что терапевт достаточно силен, чтобы справиться со Злым колдуном, и потому ему нельзя довериться в трудной ситуации.

Так как разрешение требует предоставить клиенту за­щиту, не следует давать ему значимые разрешения перед отпуском или когда у вас много клиентов и мало време­ни. Потребность в защите может появиться в любой мо­мент, а не только во время групповых или индивидуаль­ных занятий, поэтому у клиента должна быть возмож­ность позвонить терапевту домой, когда он почувствует панику. Мой опыт показывает, что когда у терапевта око­ло сорока клиентов, ему в среднем приходится оказывать поддержку дважды в неделю. Я даю клиентам свой номер телефона, и обычно это не создает мне больших сложно­стей. Зная, что любой звонок с просьбой о помощи может быть или настоящей просьбой о защите, или предложе­нием сыграть в спасение, нетрудно отличить одно от дру­гого. Как правило, «настоящий» телефонный разговор занимает не больше пятнадцати минут и является поло­жительным опытом как для звонящего, так и для тера­певта. Приглашение к игре в спасение вызывает совер­шенно другие чувства, так как любые предложения тера­певта здесь встречаются словами «да, но... ». В этом случае терапевт должен свернуть беседу и напомнить клиенту о его ответственности за свои действия. Рассмотрим следу­ющий пример.

Джейн. Здравствуйте.

Терапевт. Здравствуйте.

Джейн (плачет). Мне страшно.

Терапевт. Что случилось?

Джейн. Я не знаю, мне очень страшно, и чувствую, как будто убиваю себя.

Терапевт. Я понимаю вас. Трудно поступать не так, как требует твой сценарий. Может быть, вам позвонить подруге и вместе пойти в кино?

  Джейн. Хорошая мысль. Думаю, я так и сделаю.

Терапевт. Вот и отлично. Держитесь и не стесняйтесь звонить мне в любое время, если опять почувствуете страх.

Джейн. Спасибо, мне уже лучше.

Терапевт. До свидания.

Джейн. До свидания.

Этот диалог — типичный пример транзакции защиты. Заметьте, что Джейн принимает на себя ответственность за свое эмоциональное состояние и готова принять реко­мендации психотерапевта по его изменению. Джейн по-настоящему напугана, но ее состояние изменяется к луч­шему за относительно короткое время. Теперь сравните этот разговор со следующим диалогом.

Джейн. Здравствуйте.

Терапевт. Здравствуйте.

Джейн (плачет). Мне страшно.

Терапевт. Что случилось?

Джейн. Я не спала уже десять ночей и чувствую, как буд­то убиваю себя.

Терапевт. Я понимаю вас. Трудно поступать не так, как требует твой сценарий. Может быть, вам позвонить подруге и вместе пойти в кино?

Джейн. Я не думаю, что у меня получится. У меня нет друзей. Вы не посоветуете мне что-нибудь другое? Если вы мне больше ничего не предложите, я приму все свои снотворные таблетки.

Терапевт. Что вы хотите, чтобы я сделал?

Джейн. Поговорите со мной или сделайте что-нибудь.

Терапевт. Я готов вам помочь, но что вы сами готовы сде­лать для себя?

Джейн. Я не знаю, я хочу покончить со всем этим.

Терапевт. Я надеюсь, что вы этого не сделаете, но я не понимаю, чего именно вы хотите от меня. Я предлагаю вам сходить в кино, чтобы развеяться.

Джейн. Да, но... и т. д.

В данном случае имела место попытка Джейн вовлечь терапевта в игру «Спасение». Если он откликнется на ее просьбу, разговор может продолжаться часами без види­мого результата. Если же он откажется играть, Джейн станет в меньшей степени воспринимать его как потен­циального игрока в спасение и, скорее всего, не станет повторять попытку в будущем, а вместо этого попросит о защите.

Транзакцию защиты не следует путать с «трансфером» в психоанализе, где улучшение состояния клиента дости­гается за счет усиливающейся привязанности к терапев­ту. Как правило, человеку бывает нужна защита только в течение трех месяцев с момента перехода через родитель­ский запрет. Если же за такой промежуток времени кли­ент не успевает избавиться от панических чувств, стоит предположить, что терапевт играет в игру «Спасение».

Защита — функция Заботливого Родителя. Если рас­ставить эго-состояния по их значимости, я поставил бы на первое место двоих Взрослых (Взрослого и Малень­кого Профессора), затем, с небольшим отрывом, Заботли­вого Родителя и Естественного Ребенка. Большой Свин, или Критический Родитель, не приносит никакой пользы терапевтическому процессу.

Поэтому части, необходимые сценарному аналити­ку, — это Взрослый, владеющий логикой в такой же мере, как и интуицией, Заботливый Родитель и радостный Ес­тественный Ребенок. Большого Свина ему придется оста­вить за дверью, а если тому все-таки удастся вклиниться в процесс, терапевту следует попросить помощи у своего терапевта.

 

Потенциал

Эти четыре «живых» взаимодействия (антитезис, разре­шение, веселье и защита) в дополнение к взаимодей­ствию Взрослый—Взрослый составляют инструмента­рий транзактного аналитика. Когда деятельность допол­няется всеми этими возможностями, они дают терапевту гибкость и широту возможностей и, следовательно, увели­чивают его терапевтический потенциал. Потенциал — это способность терапевта помочь клиенту быстро решить его проблему. Потенциал терапевта должен быть соизме­рим с силой родительских запретов его клиентов. Как го­ворил Эрик Берн: «У застенчивого терапевта столько же шансов укротить злобного Родителя, сколько у слабого ковбоя — оседлать взбесившегося жеребца. И если Роди­тель сбросит с себя терапевта, тот приземлится прямо на Ребенка своего клиента». Потенциал включает желание терапевта решить проблему, его внутреннее разрешение на то, чтобы это сделать, и способность объективно оце­нить время, необходимое для этого. Это значит, что тера­певт готов помочь пациенту встретиться со своей цент­ральной проблемой и готов создать давление, необходи­мое для того, чтобы клиент нашел выход, а также, что немаловажно, он готов предоставить клиенту защиту тог­да, когда она ему понадобится. Потенциал, однако, не следует путать со всесилием: многих терапевтов, кото­рым известны как их собственные ограничения, так и ограничения концепции потенциала, часто преследуют мечты о всесилии, которые соответствуют сильному же­ланию принять роль Спасителя.

Концепция потенциала предполагает, что транзактный аналитик с готовностью станет использовать в сво­ей работе любую технику, которая может ускорить исце­ление его клиентов. Среди этих техник назову курсы раз­решения, марафоны и домашние задания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...