Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антитезис, или команда. Нападение. Веселье




Игры

Нужно быть искусным ведущим, чтобы все время под­держивать группу в состоянии работы. Когда группа те­ряет ориентацию на работу, она может впасть в игру, на­пример в спасение (один из членов группы играет роль Жертвы, а другие бросаются его спасать). Такая группа может принять игру «Почему бы вам не... », «Сделайте для меня что-нибудь», «Если бы не они (он, она)». После игры как Жертва, так и Спасители оказываются во взвинченном и раздраженном состоянии. Очень часто, если группа поиграла в спасение, Спасатели могут превратиться в Преследователей и напасть на Жертву. Тог­да в качестве игр избираются «Скандал», «Бейте меня», «Ну что попался, негодяй! », «Дурачок» и т. д. Жертва также может принять роль Преследователя и сыграть в «Никто меня не любит» или «Посмотри, что я из-за тебя сделал». Роли будут меняться, время идти, а бесконеч­ная карусель спасения — бесконечно вращаться.

Роль Спасителя — ловушка, в которую часто попада­ют ведущие. За каждую минуту, в течение которой веду­щий спасал группу, ведущему придется столько же вре­мени преследовать ее. Ведущий должен вовремя заме­тить, что кто-то из участников перестал придерживаться заключенного договора, и тогда имеет смысл прервать ра­боту до того момента, когда будет заключен новый дого­вор. Стремление ведущего спасать включается чувством вины или преувеличенной ответственности за группу. Если ведущий будет придерживаться позиции «Я буду помогать тебе до тех пор, пока ты вкладываешь в работу столько же сил, сколько я», он сможет избежать ловуш­ки спасения. Не нужно говорить, что преследовать кого бы то ни было из членов группы еще вреднее, чем спасать. Я понял, что в терапии нет места садистским версиям игры «Я всего лишь пытаюсь помочь вам»: крикам, напа­дению или любым другим формам агрессии, и я заметил, что потребность в этих маневрах проходит, когда тера­певт приобретает навыки гуманного и искреннего обще­ния с клиентами.

 

Антитезис, или команда

Это транзакция Родитель—Ребенок, которая использу­ется в исключительных случаях для того, чтобы прекра­тить опасную для клиента или других людей поведенче­скую последовательность (см. рис. 14Б).

Например, если девушка-подросток, имеющая в про­шлом неудачные сексуальные отношения, и женатый мужчина значительно старше ее принимаются флирто­вать друг с другом в группе, терапевт имеет право сказать от лица своего Родителя их Ребенку: «Не общайтесь на­едине вне группы». Когда один из членов группы словес­но нападает на другого, терапевт имеет право потребо­вать, чтобы он прекратил. Когда участник, который при­шел на занятие нетрезвым, постоянно прерывает работу, терапевт имеет право потребовать, чтобы он замолчал. Терапевт должен иметь в своем распоряжении такую транзакцию, чтобы воздействовать на людей с самораз­рушительными сценариями, так как их поведение быва­ет опасно для них самих и окружающих и они нуждаются в прямом приказе, чтобы остановиться. При эффектив­ном антитезисе люди с суицидальными наклонностями или привыкшие бить своих детей, получив приказ (анти­тезис) «Не убивай себя» или «Не бей своих детей», при попытке совершить указанное действие слышат в своей голове голос терапевта, произносящий слова приказа. Как правило, потом они выражают благодарность тера­певту за запрет, так как без него они не смогли бы удер­жаться от совершения разрушительного акта.

 

Нападение

Антитезис, или команду, не следует путать с нападени­ем — транзакцией, в которой терапевт также использует свою родительскую часть, но только для критики и авто­ритарного поведения.

Я против использования нападения в терапевтичес­кой работе, так как, во-первых, это жестокий прием, во-вторых, он укрепляет позиции Большого Свина в чело­веке и, в-третьих, — ничем не помогает клиенту.

 

Мне приходилось видеть много клиентов, «раненных» терапевтом во время нападения. Некоторые из них ста­ли бояться групповой работы, и для них было большим облегчением узнать, что я не использую в своей работе этот прием. Другие научились «справляться» с такой ситуацией, ожесточившись, замкнувшись в себе, став на­пряженными и нечувствительными к обратной связи. Я слышал о злоупотреблениях этим приемом в тюрем­ных «терапев-тических» группах, где терапевтическая ра­бота превращалась в кошмар, сравнимый разве что с до­просом третьей степени в полиции. Терапия, использую­щая прием нападения, особенно вредна в ситуации, когда члены группы не могут покинуть ее в любой момент.

Некоторые мои коллеги возражают мне, говоря, что лично видели людей, которым помогло нападение, и что этот прием можно использовать по-разному. Возможно, да, но я считаю, что терапия, которая использует нападе­ние, пусть и с благими целями, не может называться транзактной.

 

Веселье

Веселье — это транзакция, происходящая между детской частью терапевта и детскими частями участников, ко­торая сопровождается чувством радости (см. рис. 14В). Иногда эту транзакцию бывает трудно отличить от так называемой транзакции висельника, и долг терапевта — избегать последней, так как она содержит в себе ряд опас­ностей. Наличие взаимодействия Ребенок—Ребенок яв­ляется одним из основных требований к эффективной транзактной терапии. Конечно, терапевтическая помощь возможна и без смеха и веселья, но со смехом и весельем работа идет быстрее, да и сам терапевт получает от нее больше удовольствия и потому меньше болеет и реже страдает от депрессии, чем тот, кто избегает веселья в своей работе.

Самое прямое выражение веселья — смех. Поэтому участник группы или ее ведущий, который не смеется от всего сердца по крайней мере один раз в течение встречи, Должен разобраться, почему он так мрачен и не спасает ли он кого-нибудь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...