Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курсы разрешения. Марафон. Домашнее задание




Курсы разрешения

Групповые сессии как терапевтическое средство имеют определенные ограничения. Они предназначены для вер­бального общения десяти или менее человек в комнате ограниченных размеров. Кроме того, время занятия так­же ограничено, а этические принципы многих психоте­рапевтов серьезно ограни-чивают возможность физиче­ского контакта с клиентами.

Поэтому транзактные аналитики решили расширить возможности групповой терапии, прибавив к ней так на­зываемые курсы разрешения. Этот курс обычно рекомен­дуется клиентам, чьи родительские ограничения запре­щают им не только думать и говорить (с этой проблемой можно поработать и в обычной группе), но и прикасаться к другим людям, разрешать прикасаться к себе, актив­но красиво или уверенно двигаться, смеяться или пла­кать, танцевать или прыгать, выражать в движении сек­суальные или агрессивные чувства, расслабляться и т. д. Такие занятия лучше всего проводить в танцклассе, где много места и есть зеркала, а на пол можно положить мягкие маты. Каждый пациент направляется на курс со своим контрактом (целью), например: «Разрешение тан­цевать», «Разрешение прикасаться к другим», «Разреше­ние быть сексуальным(-ой)», «Разрешение вести себя уверенно» или «Разрешение вести, а не быть ведомым».

 

Марафон

Марафоны, или продленные во времени терапевтические встречи, которые длятся от восьми до тридцати шести часов, — еще одна техника, увеличивающая терапевти­ческий потенциал. Марафоны особенно полезны людям, которые, столкнувшись со своей центральной пробле­мой, не знают, как ее решить. Пациентам, которые, до­стигнув определенного улучшения, не могут двигаться дальше, равно как и пациентам, которым не удалось до­биться хоть какого-нибудь улучшения, также рекомен­дуется участие в марафоне.

Марафон может быть посвящен достижению различ­ных целей. Марафон разрешения — это продленная во времени разновидность курсов разрешения. Ходжи Викофф описывает марафон амазонок, разработанный ею, чтобы- познакомить женщин с их физическими возмож­ностями. Марафон поглажи-ваний посвящен исключи­тельно разрушению режима экономии поглаживаний. Телесный марафон помогает людям вступить в контакт со своей телесной сущностью. Марафон «Долой Большо­го Свина! » состоит из упражнений, с помощью которых люди избавляются от власти своего Критического Роди­теля. Как правило, работа на таких занятиях начинается с обсуждения целей, которые ставят перед собой участники. Цели записываются на большом листе бумаги, что­бы их было видно всем участникам, и работа по их до­стижению продол-жается в течение всего марафона. В кон­це занятия каждый участник оценивает свой прогресс в достижении поставленной цели и записывает свои дости­жения на листе против своей цели.

 

Результативность таких занятий бесспорна. После их окончания все участники испытывают сильный душев­ный подъем, удовлетворение от хорошо проделанной ра­боты и даже эйфорию, которая продолжается до двух не­дель. Положительный опыт марафона, как правило, де­лает более эффективной и дальнейшую групповую работу.

Домашнее задание

Домашнее задание — это работа, которая дается на дом участникам группы и которая помогает им в быстрейшем достижении их целей. Как правило, участники выполня­ют домашние задания без всякого понукания со стороны ведущего и других участников, и я не думаю, что им по­нравилась бы терапия психоаналитического толка, где главным считается то, что происходит во время терапев­тической сессии. Человек, который сам для себя приду­мывает домашнее задание, берет на себя ответственность за свою жизнь и признает, что именно он должен рабо­тать, чтобы изменить ее. Я не один раз повторял в этой книге, что все диагностические категории, разработан­ные моими коллегами, не имеют никакого смысла. Од­нако я думаю, что имеет смысл разделять клиентов на «работающих» и «неработающих». Последнюю катего­рию не следует смешивать с распространенным диагно­зом «отсутствие мотивации». Многие люди, которых можно с полным правом назвать высокомотивированны­ми, то есть люди, которые вовремя приходят на встречи, вовремя оплачивают занятия и т. д., — «неработающие». Понятие мотивации — это всего лишь гипотеза, зато «ра­бота» — объективно наблюдаемое поведенческое проявление. Человек, которому оно присуще, принимает и про­веряет предположения, высказанные терапевтом и чле­нами группы, отбрасывая неверные и оставляя те, что соответствуют его ситуации. От этого качества больше всего зависит прогресс клиента. Активный клиент, кото­рый терапевтам другой ориентации может показаться безнадежным психотиком, уже за год достигнет постав­ленных целей, а пассивный клиент с «легкими невроти­ческими нарушениями» даже за два года терапии не смо­жет решить свою проблему.

 

Я не имею в виду, что клиенты делятся на плохих (пас­сивных) и хороших (активных). Это лишь значит, что активный клиент обладает сценарным разрешением дей­ствовать, чтобы улучшить свою жизнь, а пассивный — нет. Разрешение действовать в данном случае включает разрешение использовать своего Взрослого для поиска решений, принимать обратную связь, эксперимен-тиро­вать с предположениями и т. д. Человеку, который обла­дает таким разрешением, значительно легче избавиться от давления своего сценария, чем человеку, который им не обладает; поэтому первая (и самая трудная) задача те­рапевта в работе с пассивным клиентом — дать ему Раз­решение работать над тем, чтобы добиться улучшения в своей жизни. При этом особенно важно заключить каче­ственный контракт и не играть в спасение.

Домашние задания различаются между собой так же сильно, как и проблемы, для решения которых они ис­пользуются. Некоторые задания направ-лены на ослабле­ние социальной тревожности методом систематической десен-сибилизации, заимствованным из поведенческой терапии. Человеку, страдаю-щему от застенчивости, пред­лагается выполнить ряд социальных действий, начиная с самых простых (например спросить у незнакомого че­ловека, который час). Каждое задание выполняется не­однократно, до тех пор, пока оно не перестанет вызывать тревогу. Каждое следующее задание немного сложнее, чем предыдущее: если первое задание требует спросить который час, второе — как пройти куда-либо, третье — улыбаться людям на улице, другие — сказать кому-ни­будь комплимент относительно его внешности, завести разговор и т. д. Цель этой работы — научиться самостоя­тельно получать поглаживания. Другое домашнее зада­ние может быть направлено на выработку уверенности в обще-нии с вышестоящими лицами. Оно может включать просьбу о повышении, обращенную к боссу; (для женщи­ны) сказать мужу, что отныне она один вечер будет про­водить вне дома; попросить свекровь переехать из их дома в другое место; позвонить мужчине, который ей нра­вится, и предложить ему встре-титься. О том, как разво­рачивался диалог, участники часто рассказывают в груп­пе, да и вся процедура разработки и назначения домаш­него задания, как правило, проходит под непрерывный смех и шутки.

Человеку, чей Взрослый придерживается необъектив­ных взглядов — «Я плохой», «Когда кто-то говорит, что я ему нравлюсь, он лжет, чтобы сделать мне приятное», «Все участники группы — шпионы СССР», — можно пред­ложить написать эссе, где бы аргументировалась проти­воположная точка зре-ния: «Я хороший», «Я нравлюсь другим людям», «Участники группы — такие же люди, как и я». Одна женщина, которая называла себя чудови­щем и даже не могла описать свою чудовищность слова­ми, получила задание нарисовать себя. Сделав это, она осознала, как до сих пор был искажен ее образ Я.

Такие домашние задания, как загрузить себя делами, развлекаться, повидать старых друзей, даются людям, чувствующим необходимость запол-нить время, раньше занимаемое игрой, от которой они недавно отказались. Домашние задания такие же разные, как люди. Они мо­гут потребовать: написать стихи о любви, мастурбиро­вать, потратить тысячу долларов, пого-лодать, провести ночь без сна и т. д.

Когда участнику дается домашнее задание, через неде­лю следует назначить отчет о том, как идет работа. Если задание не было выполнено, оно назначается снова, если это повторяется, значит, оно слишком трудное и его нуж­но переформулировать, сделав легче.

Эти дополнительные техники повышают потенциал транзактного терапевта. Естественно, это далеко не все методы, которые могут сделать групповую работу инте­реснее и эффективнее, и каждый имеет полное право придумывать свои.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...