( речевой материал ). Приемы постановки [р]. Автоматизация [р]. Автоматизация [р] в словах.. Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах.
( речевой материал ) Приемы постановки [р]. 1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д: тд, тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум. 2). Постановка [р] в два этапа: а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед ( т. к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами. б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка. 3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ. 4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр]. В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки».
При постановке [р, ] чаще используется имитативный способ ( по подражанию), при условии четкого произнесения [р]. Одновременно [р] и [р, ] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].
-2- Автоматизация [р]. Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др -, поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры. Варианты заданий: 1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение: тра – тра – тра тра – тра – тра тра – тра – тра Цепочки слогов с другими гласными 1го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично. 2). Отработать интонацию вопроса и утверждения: тра – тра – тра? /голос повышается/ тра – тра – тра. /голос понижается/ 3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру. 4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово. тра (ва) тро (пик) тру (ба)
-3- Автоматизация [р] в словах. В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др -, например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т. д. Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т. д. В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр. В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах. Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука:
а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова) б) «Отгадай загадку» Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например: Поссорились два рака – в реке большая …(драка). * * * Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус). * * * Упряжка из трех лошадей (тройка). * * * Палочка для опоры при ходьбе (трость).
в) С опорой на картинки ответить на вопросы: Кого (что? ) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т. д. Кому (чему? ) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т. д. О ком (чем? ) ты расскажешь дома? - о подростке, о завтраке, о тетради.
-4- Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах. После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности: 1) со звукосочетаниями - тр – др: Завтра мы идем в театр. Трамвай везет нас по центру, и т. д. 2) в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д). «Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/. Пример: Федор метет двор. На стене карта. * * * - Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!
3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса. А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах. » • На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.
Варианты заданий на автоматизацию [р] в предложениях и текстах.
Задание. Составить предложения из слов. Куртка, Федор, надевать; Пожар, ферма, на; Идти, дежурство, Егор, на; Паркет, Федор, натер. Составить схему последнего предложения. Задание. Заучить двустишие. Петр Петрович Прыгунов Прибыл из Перми в Ростов. /Т. Кириллова/ - Как зовут отца Петра Петровича? ( - Петр). - Назови имя и фамилию Петра Петровича. - Какие города мы назвали? - Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал) Задание. Составить слово из звуков: б, о, р. После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».
Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л, ]. Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/. Задание. Выучить стихотворение. За окошком забор, За забором старый бор. Я забор уберу, Чтобы дом стоял в бору! /А. Клюшев/ - Что за окошком? - Что за забором? - Что находится между окошком и бором?
Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать слова со звуком [р].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|