Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

( речевой материал ). Приемы постановки [р]. Автоматизация [р]. Автоматизация [р] в словах.. Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах.




( речевой материал )

Приемы постановки [р].

1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д: тд, тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум.

2). Постановка [р] в два этапа:

а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед ( т. к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами.

б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка.

3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ.

4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр].

В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки».

При постановке [р, ] чаще используется имитативный способ ( по подражанию), при условии четкого произнесения [р].

Одновременно [р] и [р, ] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].

 

-2-

Автоматизация [р].

Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др -, поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры.

Варианты заданий:

1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение:

              тра – тра – тра

              тра – тра – тра

              тра – тра – тра

Цепочки слогов с другими гласными 1го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично.

2). Отработать интонацию вопроса и утверждения:

              тра – тра – тра? /голос повышается/

              тра – тра – тра. /голос понижается/

3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру.

4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово.

              тра (ва)

              тро (пик)

              тру (ба)

 

 

-3-

Автоматизация [р] в словах.

В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др -, например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т. д.

Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т. д.

В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр.

В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах.

Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука:

а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова)

б) «Отгадай загадку»

Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например:

Поссорились два рака – в реке большая …(драка).

                      * * *

Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус).

                      * * *

Упряжка из трех лошадей (тройка).

                      * * *

Палочка для опоры при ходьбе (трость).

 

 

 в) С опорой на картинки ответить на вопросы:

      Кого (что? ) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т. д.

      Кому (чему? ) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т. д.

     О ком (чем? ) ты расскажешь дома? - о подростке, о завтраке, о тетради.

 

-4-

Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах.

После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности:

1) со звукосочетаниями - тр – др:

                                     Завтра мы идем в театр.

Трамвай везет нас по центру, и т. д.

2) в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д).

«Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/.

Пример:  

                  Федор метет двор. На стене карта.

             * * *

                  - Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!

 

3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса.

А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах. »

• На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.

 

 

Варианты заданий на автоматизацию [р]

в предложениях и текстах.

 

Задание. Составить предложения из слов.

Куртка, Федор, надевать;

Пожар, ферма, на;

Идти, дежурство, Егор, на;

Паркет, Федор, натер.

Составить схему последнего предложения.

Задание. Заучить двустишие.

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

                                            /Т. Кириллова/

- Как зовут отца Петра Петровича? ( - Петр).

- Назови имя и фамилию Петра Петровича.

- Какие города мы назвали?

- Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал)

Задание. Составить слово из звуков: б, о, р.

После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».

 

Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л, ].

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/.

  Задание. Выучить стихотворение.

 За окошком забор,

 За забором старый бор.

 Я забор уберу,

 Чтобы дом стоял в бору!

                                                                /А. Клюшев/

                - Что за окошком?

                - Что за забором?

                - Что находится между окошком и бором?

 

 

Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать

              слова со звуком [р].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...