Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.
Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.
«Мечта таракана». У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карманы едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана. /Алифанова/ - Как назвать карман Ромы? – драный
Логопед: Драный – порванный, дырявый . - Мы скажем какое слово с [р] твердым? – драный - Как скажем про платье? – драное - Как скажем про шапку? – драная - Как скажем про шорты? – драные - Что нужно сделать с дыркой? – зашить
Дифференциация твердого и мягкого звуков [р] - [р, ]. Дифференциацию можно представить «такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение (чтение) слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек, дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам» / «Нарушение произношения у детей», стр. 7, А. И. Богомолова/. Приведем примеры заданий на дифференциацию [р] - [р, ]. 1). Произнесение слогов. Ра-ря ру –рю Ро- ре ры – ри и т. д. 2). Произнесение слов. Рад – ряд круг – крюк Роза – береза коровка – Буренка Руки – брюки парад – наряд и т. д. 3). Дополнение предложений по картинкам.
Логопед показывает две картинки - ряд – парад (ребенок их называет), затем просит ребёнка дополнить предложения по картинкам. Идут полки за рядом … (ряд) – на Красной площади … (парад). Аналогично: березы – морозы Осторожные … (березы) прячут листья от … (морозов). Рита – корыто Рита наливает воду в … (корыто). руки – брюки У тебя такие (руки), что сбежали даже (брюки). 4). Дифференциация [р] - [р, ] в стихотворных и прозаических текстах, загадках.
Задание. Выбрать из текста, произнести слова со звуками [р], [р, ]; выучить стихотворение. Береза. /И. Токмакова/ Если б дали березе расческу, Изменила б береза прическу: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала бы кудрявые пряди, И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку. Задание. Отгадать загадки, выучить тексты. Без рук, без топоренка Построена избенка. /Гнездо/. Рано утром в октябре Дворник ходит во дворе. Подобрал он все иголки, Что упали возле елки. /Ёж/. Задание. Прослушать стихотворение Н. Сидельникова.
Прозрачный красный шарик На нитке я держу. Через прозрачный шарик На все вокруг гляжу. Я вижу речку красную И красный солнца шар, И много, много красного, Как будто всё – пожар. Логопед предлагает игру: он называет предмет, а ребенок, как бы глядя через красный шар, говорит, какой предмет. Пример: ведро – ведро красное дорога – дорога красная рябина - рябина красная а ромашка -? (ромашка красная) брюки – брюки красные
Задание. Проговаривать текст стихотворения:
Спускался я с пригорка и ведра нёс в руках – Бренчали два ведерка о всяких пустяках. Когда же шел я бодро от речки до ворот – Помалкивали ведра, воды набравши в рот. /А. Шлыгин/.
- Какие ведра бренчат? – пустые.
Логопед просит ребенка показать, как носят ведра и сказать о себе. Я несу два ведра с водой. /или пустые ведра/.
Задание. Учить детей использовать в речи отрицательную частицу -не. Вся деревня, весь народ Мчится к Тане в огород, Бежит через дорожку Смотреть не на картошку, Не на брюкву крепкую, Не на свеклу с репкою, А на маковы цветы Небывалой красоты! На цветы прекрасные! Алые да красные!
/П. Позднеева/. - Как назвать маковы цветы одним словом? – маки - Какие вы услышали названия овощей со звуком [р], [р, ]?
Логопед предлагает поиграть в игру «Приусадебный участок» («Азбуковедение», стр. 225). У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Какие овощи имеют в названии [р], [р, ]? /горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель, редис, репа, редька, сельдерей/. Какие растения имеют [р] в названии? /береза, рябина, крыжовник, смородина/. Какие грибы имеют [р] в названии? /боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки, подберезовики/.
Задание. Пересказать рассказ «На огороде». Мама работала на огороде. Прибежали ребята. Ребята помогали маме. Вера поливала морковь. Боря полол репу. Кира сажала помидоры. Хорошо помогали дети. -Где работала мама? - Кто помогал маме? - У кого из помощников в имени [р], у кого - [р, ]?
Задание. Пересказать рассказ «Хвастливый медвежонок».
Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка орех и говорит ему: «У тебя один орех, а у меня много…» Чего? «орехов» - говорит бельчонок. Встретил он зайчика, который нес морковку зайчатам. Он ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего? Логопед предлагает пофантазировать, кого и с чем встретил медвежонок. Например: Встретил ежика, который нес гриб. Что сказал медвежонок? Дифференциация [р] - [л]. а) в слогах: ра - ла ря – ля ял – яр ро – ло ро – лё ёл – ёр ру – лу рю – лю юл – юр и т. д. б) в словах: рак – лак рос – колос рама – лама роза – лоза игра – игла крот – плот рис – лис Марина – малина горит – болит серенький – беленький
Литр, люстра, тарелка, прялка, маляр, столяр, горло, леопард, Лариса, вертолёт, глухарь, словарь, журнал и т. д.
б) в предложениях: Брат надел халат. Мыло серо, да моет бело. Прилетели голуби, сели возле проруби. У Веры ручка лучше, чем у меня.
Варианты заданий надифференциацию [р] - [л].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|