Выражение авторской позиции в современной журналистике
Введение
Аналитический журналистский материал, в отличие от информационного, дает своему автору возможность не просто проинформировать читателя о явлении, но и высказать связанные с ним оценки, выводы, прогнозы. Таким образом, обращаясь к газетной аналитике (а именно о печатной журналистике пойдет речь в данной работе), аудитория имеет дело не с одним только фактом, но и с определенным мнением – авторской позицией. На изучение способов ее выражения и направлена данная работа. Основной целью работы стало рассмотрение авторской позиции как отражения личности конкретного журналиста на фоне политики издания. Поэтому большое внимание предполагается уделить стилевым приемам и особенностям мировоззрения журналистов, сквозным образом встречающимся во множестве их публикаций, которые будут рассмотрены в практической части исследования. Проводя исследование, автор курсовой ставит перед собой следующие задачи: · уточнить понятие авторской позиции · изучить жанровые особенности аналитической журналистики · рассмотреть конкретные приемы выражения авторской позиции · выявить различия в работе журналиста-комментатора в сравнении с журналистом-информатором. Изучение этих вопросов предполагается вести не только в аспекте создания и подачи материала сотрудником издания, но и с точки зрения восприятия его читателем. В качестве объекта исследования автор выбрал аналитическую составляющую всероссийской ежедневной общественно-политической газеты «Известия», а именно материалы рубрики «Мнения&Комментарии». Выбор обусловлен тем, что журналисты-аналитики «Известий» давно зарекомендовали себя как опытные и авторитетные специалисты, а выбранная постоянная аналитическая рубрика очень удобна для детального изучения в рамках данной темы.
Предмет исследования – проявление авторской позиции журналистов «Известий» в аналитических материалах газеты. Аналитические жанры журналистики, наряду с информационными и в отличие от литературных, до сих пор востребованы и популярны. Доказательство этому мы видим в том, что крупнейшие федеральные издания до сих пор от них не отказались (опять же, в отличие от литературных жанров, которые практически исчезли с их страниц). Темп жизни ускоряется, поток информации увеличивается, и люди стали отводить на чтение газет гораздо меньше времени. Массовая аудитория довольствуется информационными сообщениями, из которых можно узнать основные новости, а часто даже ограничивается прочтением заголовков. Этим можно объяснить печальный факт «вымирания» художественных жанров журналистики. Однако, даже в ситуации нехватки времени многие люди не перестают нуждаться в постоянном участии в поиске истины. Например, такими «жаждущими пищи для ума» являются люди с довольно высоким уровнем образования, интеллигенция – целевая аудитория газеты «Известия»[1]. Такую «пищу» им и дает аналитическая журналистика. Читая аналитический материал, человек может подумать, соглашаться или не соглашаться ему с мнением автора, разработать свое решение поставленной проблемы и так далее. Но даже мышление в наши дни стало быстрее, оперативнее – прочитав газету, человек садится в метро или автомобиль и обдумывает прочитанное по дороге на работу. При этом ему не пришлось тратить очень много времени на чтение художественно-публицистического произведения, в котором проблемы и позиция автора (если они есть) могут быть выражены лишь в подтексте и где большее внимание уделено художественной ценности текста. Таким образом можно объяснить своеобразное «промежуточное» положение аналитического направления журналистики между художественным и информационным, а также факт его вполне успешного существования и даже некоторой экспансии в информационные жанры. Позиция аналитика – одна из важнейших, составляющих аналитического материала, если не сказать важнейшая. Ввиду вышесказанного автор считает данную работу достаточно актуальной.
Данная тема сравнительно мало изучена. Возможно, это связано с общим мнением о том, что журналистика должна быть объективной. Однако насколько вообще возможна объективность, в то время как произведение создано человеком, личностью, индивидом? Это вопрос для отдельного исследования. В этой работе за основное принято мнение о том, что объективность в журналистском произведении (тем более, в аналитическом) практически невозможна. И в связи с этим считает, что субъективное начало в текстах нужно всегда иметь в виду и крайне важно исследовать, чтобы знать, как с ним обращаться. Данная тема дает широкий простор для научных изысканий: она интересна не только с точки зрения теории журналистики и творческой деятельности, но и русского языка, риторики и психологии. Изучение способов подачи авторского мнения, установления диалога (даже полемики) с читателем может повысить эффективность журналистских материалов. Знание конкретных стилевых приемов, используемых для выражения своей позиции поможет выявить и избежать в дальнейшем основных ошибок в будущей практической деятельности. В этом автор видит научно-практическую значимость изысканий в данном направлении. При поиске литературы по данной теме как уже упоминалось, автор столкнулся с ее относительно слабой исследованностью. Под этой «слабостью» подразумевалось сравнительно небольшое количество специальных исследований по этой теме. Авторская позиция журналиста многократно затрагивалась в рамках научных работ по теории журналистики, по социальной психологии печати, литературных критических статьях, исследованиях по риторике и так далее. В рамках работы будет сделана попытка собрать воедино и систематизировать отдельные выводы и гипотезы, выдвинутые ранее, а также проверить их на практике путем изучения газеты. В качестве основной же выбрана литература по теории журналистики: в ней достаточно подробно рассматриваются лексические и стилистические средства проявления концепции автора, на что здесь и будет сделан упор. Особенно полезными для работы оказались книги М.Н. Кима, М.И. Стюфляевой и А.А. Тертычного.
Работа будет разделена на две основные части (главы). В первой будет проанализирована теоретическая база исследования: рассмотрена литература, проведен ее анализ, обобщение и сделаны выводы. Вторая глава – практическая. В ней на предмете публикаций «Известий» будут проверяться положения, указанные в первой части. Будут проанализированы публикации разных журналистов издания и выявлены особенности их позиции. Структура работы объясняется тем, что рассмотрение теории и практики в таком порядке проще для восприятия. К тому же, практика менее предсказуема, чем теория. Наука исходит из практики, а не наоборот. Поэтому скорее в реальной жизни можно найти что-то, не учтенное наукой, нежели теория будет рассматривать больше, чем существует на самом деле.
Выражение авторской позиции в современной журналистике
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|