Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие автора и читателя

 

Аналитический материал предполагает наиболее активное взаимодействие журналиста с аудиторией. Обезличенные тексты более свойственны журналистике информационной – в новостной заметке, где изложен «голый» факт, личность автора не так важна. Это меняется, стоит только в материале появиться доле анализа – лицо размышляющее уже интересно. Кроме того, аналитический материал именно преследует цель повлиять на формирование мнения и поведения человека.

Журналистика в отличие от художественной литературы очень четко направлена на читателя – именно к нему, прямо и непосредственно обращается сотрудник газеты. Часто он как бы призывает читателя к солидарности, к совместной деятельности, предлагая ему свои размышления, приводящие к определенному выводу. Таким образом аудитория вовлекается в совместный с журналистом поиск истины, а здесь важно доверие.

Читая аналитику, мы доверяем не кому-нибудь, а реально существующему человеку, часто уже давно нам известному, со своими взглядами и мировоззрением. Со временем журналист зарабатывает себе авторитет, который крайне важен, ибо от него напрямую зависит эффективность его работы. Важно уметь представить себя не как представителя другого мира, находящегося «по другую сторону газетного листа», а «обычным человеком», «одним из вас (читателей)». Для этого можно использовать какие-то элементы совместного опыта (факты истории, произведения искусства). Если читатель узнает, что они с журналистом, например, читали одну и ту же книгу в одинаковом возрасте или жили напротив одной стройки, он почувствует свою с журналистом принадлежность к одной действительности. Кроме того в этих автобиографических вставках снова проглядывает личность журналиста, мировоззрение, воспитание.[16]

Также, чтобы наладить связи с аудиторией, автор может ставить перед ней вопросы, предложить ей поразмышлять над отдельными нюансами ситуации, выразить сомнение в какой-либо точке зрения, выдвинуть какие-либо предположения. Сомнение в своих доводах может способствовать сближению с читателем – тот поймет, что журналист не претендует на истину в последней инстанции и уважает мнение других.

Однако, это приглашение автора к сотрудничеству, пошаговому следованию своей логике есть ни что иное как отстаивание своей точки зрения в споре с читателем. Ведь материал ориентирован на аудиторию, не придерживающуюся данного мнения. Он призван ее переубедить – это цель его существования. Следующее высказывание М.И. Стюфляевой о публицистических жанрах справедливо и применительно к аналитике: «Именно полемическое противостояние мнений – та жизненная сила, которая питает публицистику»[17].

Черты полемизма можно разыскать в любом аналитическом материале. Здесь они гораздо более чистые и открытые, чем в художественной публицистике и литературе.

М.И. Стюфляева выделяет следующие проявления полемизма в тексте:

· разговорность (например, естественное для разговорной речи соединение лексических противоположностей)

· возможный расчет на произнесение вслух (это касается способа построения предложений – они просты для восприятия на слух)

· градация

· введение вопросов-тезисов (необходимы для наметки направлений разработки темы)

· вопрос, адресованный читателю (серьезная, глобальная тема, которая должна занимать его все время прочтения материала, а может, и после)

· риторические вопросы (не стоит путать с вопросами из предыдущих пунктов, эти лишь привносят экспрессию, оживляют беседу)

Тенденции полемизма могут выявляться в несогласии автора с другим носителем позиции, не являющимся читателем (например, автором другой статьи, выдержки из которой он и приводит, чтобы их оспорить). Иногда, заявляет исследовательница, полемизм может выражаться во внутримонологовой диалогизации – журналист «спорит сам с собой».

В ходе такого спора публицисту необходимо приводить четкие и весомые аргументы в пользу своих высказываний, то есть доказывать их достоверность. Такое определение этого термина дает словарь Брокгауза и Ефрона: «достоверность – сознание истинности того, что с необходимостью вытекает из общечеловеческой природы и ее законов познания, или из очевидных, тщательно проверенных фактов»[18].

Наиболее подходящее нам определение этого понятия дает П.А. Романов: «достоверность можно рассматривать как наиболее приближенный к истине вид компенсации истинного знания, в котором наряду с объективным содержанием (объективной истиной) имеется и форма определенного субъективного принятия этого содержания, представляющая собой некоторую систему обоснований».[19]

Снова обратимся к исследованиям А.А. Тертычного. Он выделяет семь методов доказательства достоверности суждений в аналитических публикациях:

1. «Привязка» к опыту аудитории

2. «Привязка» к возможности проверки сообщений аудиторией

3. «Привязка» к авторитетному источнику информации

4. Метод «перевеса» однозначных мнений

5. Опора на «плюрализм мнений»

6. Создание предпосылок «соучастия» аудитории в поисках автором истины

7. Демонстрация правильного мышления[20]

Когда автор высказал свою точку зрения на явление, привлек к ней внимание читателя, продемонстрировал достоверность своих суждений и убедил его в своей правоте, на его плечи ложится ответственность за сформированное у читателя мнение. Хотя конституционно точка зрения автора и равна точке зрения любого другого гражданина России, фактически ее «вес» гораздо больше, соответственно, возрастает и ответственность. И автор должен четко осознавать степень этой ответственности, что и записано в кодексах профессиональной этики журналиста.

В Международных принципах профессиональной этики журналиста о социальной ответственности автора публикации сказано: «Социальная ответственность журналиста. В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответственен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием»[21].

Американские исследователи, в частности, Т. Питерсон, выделяют 4 теории прессы, одна из которых – «теория социальной ответственности». Её сущность заключается в следующем: свобода прессы несёт с собой сопутствующие обязательства, поэтому СМИ, находясь в привилегированном положении, обязаны нести ответственность перед обществом, выполняя определённые важные функции массовой коммуникации в современном мире.

Как видим, главная ответственность за информацию возлагается на журналиста, при этом определяющим фактором являются собственные нравственные установки пишущего.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...