Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы выражения авторской позиции в журналистском тексте

 

Анализ – ключевой процесс в создании аналитического произведения. Естественно, что у каждого журналиста свой метод и стиль его построения. Поэтому то, как автор строит доказательство своих доводов, в каком порядке он приводит аргументы и делает выводы – важнейший элемент авторской позиции. Например, он может использовать традиционную модель: гипотеза – аргументы – вывод; или же «обратную» – начать с вывода или аргументов – или вообще пропустить одно из звеньев такой цепи.

Позиция автора может выражаться и в способе, каким автор «физически» входит в текст.

М.И. Стюфляева в своем исследовании[9] выделяет три «ипостаси» присутствия автора в тексте: как отстраненная оценивающая и размышляющая сторона, как непосредственно герой (участник) и как отражение героя. Любой из трех вариантов может быть использован в аналитической журналистике, поэтому все они нам интересны.

Любые авторские оценки основаны на собственном жизненном и читательском опыте, мировоззрении, личных нравственных нормах автора. Поэтому, оценивая явление, журналист самовыражается рационально, показывает себя аудитории как читателя, слушателя, выпускника учебного заведения и т.д.

Журналист как действующее лицо (например, ставящий эксперимент для разработки программы действий в связи с явлением) может проявить свою точку зрения например, с помощью избирательного показа явлений. Кроме того, описывая подобный эксперимент, он может продемонстрировать свое поведение в определенных ситуациях, что тоже поможет читателю узнать журналиста «живым человеком».

В том же случае, если автор выступает в роли «зеркала»[10], он, реагируя на чувства и мысли своих героев, самовыражается эмоционально, что опять же влияет на его «живость» в глазах читателя.

Аналитик может выразить свое отношение к явлению напрямую, с помощью оценочных слов вроде «хорошо», «плохо», «справедливо», «правильно» и т.д. Кроме того, он может использовать обозначение – показ своего (или кого-то другого) поведения[11]. Таким образом он совершенно четко и однозначно дает читателю понять, как относится к описанному. Используя этот метод оценки журналисту нужно рассчитывать на высокий авторитет у аудитории и обоснованность своих доводов, чтобы читатель согласился его поддержать и принять его мнение.

С помощью метода избирательного показа оцениваемого явления – некоторые исследователи называют его «приём перетасовки»[12] – (упоминание отдельных фактов, цитат, свойств, отзывов о явлении и т.д.) комментатор может создать у аудитории определенное впечатление об описываемом явлении, не прибегая к оценочным словам. Это может вызвать не такое однозначное понимание, как использование оценочных слов. Для разных категорий граждан (например, пенсионеров и подростков, глобалистов и антиглобалистов и т.д.) одни и те же явления могут иметь разные значения. Таким образом, здесь журналисту нужно учитывать свойства аудитории, чтобы достичь нужного результата – а именно создать у читателя нужную оценку явления, мотивировать его к определенному поведению, что всегда является целью аналитического материала. Кроме того, очень важно выявить действительно общественно значимые качества предмета публикации. Такой метод высказывания позиции может несколько снизить ответственность автора за мнение, создавшееся у аудитории, так как при таком методе его сложнее предсказать. В связи с подобным (избирательно-фрагментарным) способом отображения реальности может возникнуть вопрос о его честности по отношению к читателю и моральной его допустимости. Считаем нужным отметить, что любой журналистский текст фактически избирателен. Отбор определенных фактов – как раз тот неотъемлемый элемент субъективности, возникающей при передачи информации от одного человека к другому. Кроме того, автор, как и любой человек, по Конституции РФ имеет право высказывать свое мнение. Между «честным» и «нечестным» отображением действительности нет четкой грани, и профессиональная этика требует, чтобы журналист в спорных ситуациях действовал в соответствии со своими нравственными принципами[13].

Последуем примеру А.А. Тертычного и приведем здесь неприемлемые по его мнению методы убеждения аудитории – это повысит практическую полезность данной работы.

· Домысел и «передержки»

· Апелляция к «личности»

· Апелляция к «публике»

· «Навешивание ярлыков»

· «Сплетня»[14]

Еще одним способом выражения авторской позиции является выбор лексических средств. Журналист может использовать эмоционально окрашенные слова для выражения оценок, профессиональные или слова определенных слоев общества для создания определенного эффекта, для подчеркивания определенных качеств явления. Каждый человек в силу воспитания, образования и общения в определенном кругу использует свой индивидуальный набор слов. Такой набор есть, разумеется, и у каждого журналиста и используется им в материалах. Особенности словарного запаса – также важная часть его индивидуальности, проявляющаяся на газетной полосе.

То же самое можно сказать и о стилистике, об авторской манере письма. Некоторые журналисты (например, В. Песков) в силу своей темы и собственного характера пишут трогательные лирические, «неспешные» материалы. Другие же, напротив, – создают атмосферу быстроты, оперативности, постоянного движения (например, Ю. Щекочихин)[15].

Упомянутая абзацем выше тема публикации – также важная часть проявления авторской позиции. У каждого состоявшегося публициста есть собственная тема, которую он разрабатывает иногда всю свою жизнь. Выбор этой темы связан с интересами, характером, жизненными обстоятельствами человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...