Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соц полит концепции эпох Возрожд. и в Нов. Врем-и.




Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции и Риме, Средневековье.

Впервые зародились полит. идеи в Египте, Др. Востоке, Палестине, Индии, Китае. Наивысш. развития полит. мысль достигает в эпоху рабовладения. Осн. представители: Пифагор внес существ. вклад в разв-е полит.мысли. Разработал принцип воспитания чел-ка. «Следуй не мнению толпы, а мнению людей понимающих».Сократ считал, что жизнь есть движение, изменение. Гераклит. Наиболее богатой по содерж явл зап традиция полит мысли. Выдел-т 4 этапа в истории зап учений(античные и средневек-к учения+полит уч-я эпохи Возрож-я и Нового в.) Становление и развит полит мысли в древн мире идет || с развит-м гос-ва. Так, образцами рассвета полит мысли в Д.Гр. и Д.Риме явл-ся полит теории Платона,Арист,Цицерона. Они стали основой для развит полит науки. Древнегреческий философ Платон оставил в наследство свою теорию идеального государства, изложенную им в трактатах «Государство», «Законы». Все люди в этом государстве разделены на 3 группы: мудрецы – управление, воины – защита, ремесленники – обслуживают общество. Мечта Платона-создать гос-во, в кот-ом бы правили мудрость и торжеств. всегда истина. Взгляды Платона были направлены на общество. «Человек существует для общества и государства, а не государство, общество для человека». Политика, с точки зрения Платона, - это царское искусство. Указыв-т на взаимосвязь политики и соц.процессов.Наилучшей формой правления считает аристократию и монархию. К наихудшим – демократию и тиранию. Был автором идеи тоталит. режима. Гос-во по Платону явл. основн. Оно определ. поведение личности. Платон-противник моногамной семьи. Семья мешает деят-ти философа и воина.Аристотель в полит произвед-х «политика», «афинская политика», «этика» положил начало полит науке об обществ.жизни. По Арист. назначение чел-ка – «быть обществ животным». В отличие от Платона считал, что не человек сущ. для общества и государства, а государство и общество сущ. для человека. Критикует идеи Платона об общности жен и детей, защищает частн. собств-сть, защищ. моногамн. семью. Политика по Аристотелю – это управление обществом через государство, а также управл-е самим гос-вом. Гос-во подчинено интересам личности, оно раб личности, оно завис. от нее. Он выделяет три правильные формы: монархия, аристократия, политика(власть многих), но не демокр.. К неправильным формам: тирания, олигархия, демократия.критерий правильности-цель правления(преследуют обществ благо или личн пользу). Марк Тулий Цицерон-знаменит римск философ и полит деятель. В полит сочин-х «О гос-ве», «О законах», «Республика» естествен причины образ гос-ва находил,как и Арист, в «общежительной» природе чел-ка. Полит идеал Ц.-«смеш гос устр-во»-форма правл,сочет эл-ты монарх,демокр и аристокр. Первым проследил переход людей от естеств права к гос-му. Естест право по Ц-рзумные,постоян,вечные положения,соответ природе чел-ка,выполнение кот-х основ-сь на нравствен приказе и чувстве внутр долга. Заслуги древнеримских мыслителей в том, что они впервые высказали мысли о договорном характере государства. Важнейший вывод, к кот-му пришла античная и римская полит. мысль, - построение лучшего общ-ва возможно, и сделать это можно с помощью чел. знаний и воли. Уже в Др. мире возникло стремление осмыслить гос-во как результат чел. деят-ти, понять политику в связи с интересами людей и их объединений.

*В средневековье полит. мысль была сосредоточена в основном вокруг вопроса о происхождении гос. и духовной власти, их взаимоотношении, соподчинении и компетенции. Развитие науки вообще и пол.науки в частности было как-то приторможено. Все, что, не соотв. интер-м церкви, преследов. и наказыв. Церковь влиять на все стороны жизни, в т.ч. и на развитие полит. науки. Одним из выдающ «отцов церкви» Аврелий Августин (Блаженный) (работа «О граде Божием») говорит о приоритете церковн. власти. Власть государя должна подчиняться божьей власти, направляющ. вечную жизнь. Теория Августина нацелена на построение Царства Божьего, Града Божьего на земле, как модели соверш. общ-ва. Гос-во(земн) только тогда имеет право на на сущ-е и может быть названо именем гос-ва,елси оно признает Бога. Он заложил основы для учения о правомерности борьбы с гос-вом несправедл. и неправедн. властью. Фома Аквинский (работы «Сумма теологий», «О правлении государей»)создал теократическую концепцию власти: государственная власть является результатом воли Бога. Светская власть должна находиться под контролем церкви, подчиняться власти духовн. и следовать христианск.заповедям. Но при этом каждый отдельный правитель, наделенный этой властью, может быть ее лишен. Монарх лишается власти, если он не живет по божественным законам, т.е. не заботится о своих подданных и творит зло. Назначение гос-ва в том, чтобы устраивать жизнь земную, телесную. Светской власти принадлежат лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь. Фома Акв-один из отцов католицизма. В период средневековья появл. и альтернативные воззрения, в частности таким был ректор парижского университета падуанского, развивает идею о разделении церкви и государства, при этом он на первое место ставит государство. К концу средневековья завершается эволюция взглядов от божественных до человеческих, земных представлений о государстве, власти, соотношении разума и веры в области государственной жизни.

 

Соц полит концепции эпох Возрожд. и в Нов. Врем-и.

В эпоху Возрожд. продолж. процесс разл. феодализма и зарожд. бурж.отн-ий. Набл.разв.техники,науки, искусства, лит-ры, рост гор-ов, соц-полит и гуманитарных наук. Идеи гуманизма, свободы чел-ка, личности, ее прав. Одним из основоположн. полит. идей эпохи Возрождения по праву считается итальянец Н. Макиавелли (Италия). Его главная работа – «Государь». В своих трудах, особ. в ней излагает свои полит. взгляды, считает, что гос-во возник. не по воле Божьей, а вызв. потребн. развития, необходим. обуздания эгоистич. натуры чел-ка.Заслуги Макиавелли: 1. впервые обращает внимание на народ как субъекта политики, способного влиять на эту политику2.впервые использ. новый метод исследования (эмпирический метод) или опыт истории. 3. обоснование светского хар-ра происхождения гос-ва. 4. Разграничил или разделил сферу политики со сферой морали. 5. Создание теории республиканского правления. Наилучшей формой правления Макиавелли считал смеш-.,кот видел в республике, в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, а также сочетание общих и частных интересов. Народ must be готов к такому строю, такой форме правления, воспитан в республ. духе. Для достиж. цели все ср-ва хороши. Основоп. аморальной политики. По праву счит-ся родоначальн-м полит науки.Новое время.(16-19вв.) Жан Боден (16в.) – ему принадлежит идея гос. суверенитета. Суверенитет – высшая абсолютная власть над подданными, кот. явл. неделимой. Голландский мыслитель – Альтузий развивал идею государственного суверенитета. Разв. утопический социализм – основоп. Томас Мор. «Утопия» - место, которое не существует. Сущность данной концепции: создание общества, в кот. отсутствует частная собственность(только обществ.), действует уравниловка, регламентация общественной и частной жизни, а также аскетизм. Др. представители – Кампанелла, Мелье, Морелли, Мабли).Важное место занимала теория естесв. прав чел-ка. Люди должны быть равны, т.к.: - = им дано природой, никто не может нарушить это =;-свобода убеждений, слова, действий, вероисповед; -все must be узаконено; –в об-ве must be обеспеч. глав-во закона, осужд. беззаконие и произвол; - обеспеч-е гарантий от произвола.Ж.Боден-сформ-л теорию влияния климата на тип гос-ва.,полит повед и т.д.;защищал идею наследственной монарх,огрнич народом.Томас Гоббс - родоначальник теории о договорном происхождении государства.Появл-ю гос-ва по Г.предшеств. первобыт.,естествен. Состояние общ-ва,кот он характериз-т в своей работе «Левиафан». Гос-во есть результат общественного договора. Общ дог-р – переход от естествен состоян общ-ва с его естест законами к цивилизов-му,т.е. к гос-оргинованному правовому сущ-ю.Г.-сторонник сильной,ничем не огранич. Гос власти.Наиболее приемлем-я форма гос-ва- абсолют монархия.Развивал концепцию договорную Локк. Он высказал идею естественных прав человека, является родоначальником либерализма. Высказал мысль о необход-ти подчинения праву нетолько индивидов, но и самого гос-ва. Идеи Л.об обществен порядке были положены в основу концепц о правов.гос-ве и гражд общ-ве. Авторами теории разделения властей явл. Локк и Монтескье. Для того, чтобы гарантировать гражданам реализацию их прав в гос-ве должно сущ. разделение властей. Локк называет законодательную, исполнительную и федеративную власть. А Монтескье заменяет федеративную власть на судебную. М. основал натуралистич.теорию решающего влияния на общ-во,гос и право геогрфич.среды. Лучшей формой правлен-я считал арист республику-власть монарха,уравновеш-я правлением представителей народа. Теория раздел властей М. и Локка стала доктринальной основой ряда конституц-х актов США, Фр. и др.стран. Заметный след – Вольтер, Руссо. Пострадали за критику тогдашних порядков. Вольтер отстаивает принцип рав-ва, свободу слова, печати, частной собств. Руссо – крупнейший идеолог. Настаивал на мелкой собств, к-ая не треб. эксплуатации труда, сторонник прямой демократии. Подготовил Великую бурж. фр. рев.Ярый сторонник полит рав-ва. Создал концепцию всеобщ воли. (всеоб воля-это выражение всего того,чего требует общест польза) Кант и Гегель – концепция правового государства и гражданского общества. Сущность взглядов Канта: в любом обществе должен доминировать нравственный закон. К.-противник применения начилия для реш-я соц.проблем.Назначение гос-ва- охрана прав и сторое соблюд-е законов. Один из главн.создателей соврем теории прав-го гос-ва. Гегель считал, что общество делится на 2 полюса: гос-во и гражданское общество.Основатель теории гражд общ-ва. Гос-во – полюс, кот. призван реализовывать общественные интересы. Гражданское общество – полюс, в рамках кот. мы реализуем частные интересы. Общ-во подчин-ся гос-ву.Сторонник мира, добрососедства, развития связей м/у гос-ми. Только так можно построить норм. демокр. об-во. Идеи гражданского общества разрабатывал Э. Берк., один из ярких предтавит-й консерватизма.(затища традиц устоев) По его мнению, парламент – гос-ный орган, в задачу которого входит принятие решений, способст. Общему благу. Выводы: 1. в период Нового времени произошло освобождение полит. мысли от теологии или религиозного влияния. 2. самым актуальными проблемами этого периода стали проблемы прав и свобод человека и функционирования гос-ва. 3. в этот период были заложены основы концепции и теорий общественного договора, естественных прав человека, разделение властей, гражданского общества и правового гос-ва.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...