Правительство-высший орган исполнительной и распорядительной власти
Исполнительную власть осуществляет правительство — высший орган государственного управления. Правительство (Совет или Кабинет Министров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председатель), а в отдельных странах — глава государства. Правительство формируется на партийной основе, в парламентских республиках — парламентом из той партии, которая победила на выборах в парламент, в президентских — президентом из той партии, которая победила на выборах президента. Главой правительства, как правило, становится руководитель победившей на выборах партии. Глава правительства избирается парламентом и назначается президентом (Германия, Ирландия, Япония) или назначается президентом с согласия парламента (Россия, Беларусь), или главой правительства становится сам президент (США, Бразилия, Мексика). В Республике Беларусь правительство (Совет Министров) формируется Президентом не на партийной основе. Членами Правительствамогут быть назначены и депутаты Палаты представителей с сохранением их депутатского мандата. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, пяти его заместителей (один из них - первый), функции которых специализированы по определенным сферам деятельности (социальная сфера, наука, торговля, промышленность, строительство, транспорт, энергетика; экономика; АПК); 24 министров и 12 председателей госкомитетов. Министры и председатели госкомитетов руководят конкретными центральными ведомствами государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед парламентом. В компетенцию Правительства входят: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация; разработка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обеспечение проведения единой государственной политики по определенным сферам деятельности; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности; организация управления госсобственностью; обеспечение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, указов, распоряжений Президента и другие полномочия.
В механизме сдержек и противовесов исполнительная власть, как правило, ограничена ответственностью перед парламентом и (или) Президентом, Конституционным Судом, подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов (постановлений, распоряжений), сохранением внутренней разделенности полномочий между Президентом и Правительством, центральной и региональной властью. Что касается парламента, то у него нет достаточно серьезных рычагов влияния на формирование, смещение или контроль за деятельностью Правительства. Согласие или отказ в даче согласия по кандидатуре Премьер-министра, одобрение или отклонение программы деятельности Правительства, выражение доверия или недоверия ему, утверждение или неутверждение бюджета и отчета по его исполнению — вот те механизмы, с помощью которых законодательная власть может повлиять на состав Правительства и его политику. Однако при принятии отрицательных решений по указанным вопросам полномочия парламента могут быть досрочно прекращены. Возникшие при этом политические конфликты разрешает Президент путем роспуска Правительства или парламента. Если Конституционный Суд дает заключение о несоответствии постановлений Правительства Конституции, законам парламента, декретам и указам Президента, они утрачивают силу. Местное управление и самоуправление
Местная власть является воплощением внутреннего разделения властей, ее территориального разграничения, связанного с распределением функций и компетенций между центром, местным управлением и самоуправлением. В Республике Беларусь местная власть подчинена Конституции и функционирует на основе Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Местное управление и самоуправление осуществляются гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления. Местные Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские) избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами. Структура президентской вертикали включает в себя следующие звенья: Президент — Администрация Президента —'областная администрация — районная (городская) администрация. К исключительной компетенции местных Советов, исполнительных и распорядительных органов относятся принятие и исполнение решений и распоряжений, касающихся жизнедеятельности соответствующих административно-территориальных единиц. Органы территориального общественного самоуправления включают в себя советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные (старосты). Самоуправление осуществляется гражданами также через местные референдумы, собрания и другие формы их прямого участия в государственных и общественных делах. Местное управление и самоуправление Республики Беларусь подлежит реформированию в направлении дальнейшей децентрализации государственной власти, совершенствования организационно-функциональной структуры, создания механизмов по обеспечению экономической самостоятельности органов местной власти. Страной, обладающей сильной традицией местного управления, является Великобритания.
Бюрократия и бюрократизм Термин «бюрократия» (буквально — власть конторских служащих) ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. французский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных организаций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, которая оторвана от его реальных властных функций по организации общественной жизни. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии - К. Маркса (1818-1883) и М. Вебера (1864-1920). Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы. Бюрократия — тип организации, для которой характерна четкая управленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; специализация и разделение труда; решение дел компетентными служащими обезличенно, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; оперативная координация деятельности госаппарата посредством системы коммуникаций, власти и организационной памяти.Социальная сторона бюрократии была исследована К. Марксом.Госслужащие используют в личных целях специфические работы органов власти, которые они обслуживают. Им доступна официальная информация и документация. Служебная информация-— очень дорогой товар, а те, кто ею обладает, становятся весьма обеспеченными людьми. Кроме того, широко используется в личных интересах «служебная тайна», переписка с населением.Бюрократия постоянно стремится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чистой инструментальной функции, а может и хорошо удовлетворять личные интересы служащих.Многие должности в аппарате власти и управления становятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собственность властелина, который обращается с нею по праву владения, пользования и распоряжения. Бюрократия лишена возможности прямо передавать по наследству монополизированную функцию управления и исполнения. Но постепенно складываются социально-экономические предпосылки для подобного наследования. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, позвоночного права (по связям и по протекциям), бытовой дружбы, землячества. Чиновничество стало прибыльной отраслью, и руководители высшего ранга имеют возможность торговать государственными должностями.Сложились существенные различия между чиновниками и политиками. Политики есть переменный состав государственных органов, назначение которых зависит от показаний политического барометра. Бюрократы — кадровый состав органов государственной власти. Данные «бюджетные единицы» (М. Вебер) формально поставлены вне политики, но и (формально же) оставлены у рычагов власти на постоянной основе. Это — часть неизбираемой политической элиты. В некоторых странах (например, Финляндия) несменяемость чиновничества установлена законом.Деформация системы управления и исполнения породила Бюрократизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие. Бюрократизм, по К. Марксу, заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей деятельности, когда формальное выдается за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские или канцелярские задачи — в государственные.Бюрократизм — профессиональная болезнь управленцев и всех управленческих органов. Бюрократизм — враг поистине страшный. И сегодня чиновничество порождает различные должностные преступления, способствует размыванию и ослаблению государственной власти.«Без применения экономических, социальных и политических методов вылечиться от бюрократизма нельзя», подчеркивал английский историк Дж. Актон.Основные средства борьбы с бюрократизмом:1.Дальнейшая демократизация и построение гражданского обществу, что будет способствовать развитию самоуправления, возрастанию активности масс, повышению их политической культуры, организации действенного контроля за аппаратом управления.2.Перестройка государственного аппарата в направлении ограничения роста государства (сокращение числа государственных органов, упразднения целых его структур), децентрализация и деконцентрация власти (в том числе и коллективной), введение контроля за самоуправлением. Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры.3.Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.
4.Перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за деятельностью, так и за профессиональной пригодностью государственных служащих. В этих целях в России утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих, принят Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции»; а в нашей стране — Государственная программа по борьбе с криминализацией управленческого аппарата, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». В 2003 г. наша республика присоединилась к европейской Конвенции «Об уголовной ответственностиза коррупцию».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|