Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти
Полномочия главы государства определяются структурой, правовым
положением и порядком формирования высших органов государственной власти.В монархиях источником законодательной, исполнительной, судебной власти и одновременно ее высшим выражением является одно лицо, получающее данные ему полномочия по наследству и потому не зависящее от избирателей или представительных органов власти. Если абсолютные монархии характеризуются всевластием главы государства, то конституционные — дуалистические или парламентские — эту власть значительно ограничивают. В последнем случае власть монарха освещена политической традицией, уважением граждан к власти и играет роль определенного национального символа.В республиках глава государства (президент) избирается на установленный конституцией срок всем населением посредством прямых (Франция, Беларусь, Панама, Парагвай, Колумбия, Коста-Рика, Боливия) или косвенных (США, Аргентина, Бразилия, Мексика) выборов либо парламентом (Италия, Германия, Испания, Турция, Япония, Индия, Молдова).В президентских республиках все ветви власти строго разделены. Президент обладает обширными полномочиями. Ему принадлежит верховная власть. Он соединяет в своем лице полномочия главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Глава государства обладает правом доминирующего участия в формировании правительства, контролирует его деятельность, обладает правом его отставки, правительство ответственно перед президентом и не подотчетно парламенту.Президент избирается всенародным голосованием и потому не несет ответственности перед парламентом, не подотчетен представительному органу, не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных конституцией.Республика Беларусь по новой редакции Конституции, принятой 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме, из парламентской стала президентской.Президент Республики Беларусь — глава государства с большими полномочиями. Он избирается на пять лет непосредственно народом. Президент обладает конституционным правом формирования правительства (только назначение на должность Премьер-министра осуществляется с согласия Палаты представителей). Правительство подотчетно Президенту, информирует его об основных направлениях своей деятельности и всех важнейших решениях, представляет проект республиканского бюджета. Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства, отменять его акты, отправлять правительство в отставку. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Он имеет право отменять решения этих органов.Глава государства обладает конституционным правом назначения вы-внеочередного созыва и роспуска парламента. Он — главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными полномочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и решения местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены; по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении вотума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Президента на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции палатами парламента.Все судьи и председатели Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Что касается Конституционного Суда, то он формируется на паритетных началах: шесть судей назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики.Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики, подотчетен Президенту и освобождается им от должности.Президент обладает высшей распорядительной властью. Глава государства назначает: председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (с согласия Совета Республики); председателя и членов Комитета государственного контроля; Государственного секретаря и членов Совета Безопасности; высшее командование Вооруженных Сил; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента; назначает руководителей и определяет статус других органов государственного управления. Наряду с назначением Президент освобождает от должности руководителей и всех членов указанных органов.В полномочия Президента входят также решение вопросов о гражданстве,помиловании, осуществление внешней политики, введение чрезвычайного и военного положения, объявление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Вооруженными Силами.В отношении полномочий Президента применяется определенный механизм сдержек и противовесов, которыми наделены судебная и законодательная власти. Парламент может ограничивать действия Президента с помощью законов, посредством утверждения представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные должности, утверждения указов Президента о введении чрезвычайного, военного поло-жения в стране, полной или частичной мобилизации. Только парламент делегирует Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона, рассматривает и может отменить временные декреты главы государства. Президент может быть досрочно освобожден от должности парламентом при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности, смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституционный Суд может признать отдельные декреты, указы Президента неконституционными.
20.Парламент: осн направления деятельности, структура и полномочия
Парламент— высший законодательный и представительный орган. Он впервые был образован в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира «матерью всех парламентов». Высший законодательный и представительный орган может иметь и другие названия (конгресс, сейм, бундестаг, народное собрание и др.).
В Республике Беларусь с 1996 г. парламент — Национальное собрание — стал двухпалатным. Избрание депутатов Палаты представителей (НО человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента — Совет Республики — является палатой территориального представительства, состоит из 64 членов, 56 из которых избираются тайным голосованием по 8 человек от каждой области и г. Минска на заседаниях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Президент.
Внутренними органами Совета Республики являются председатель, его заместитель, Президиум, Секретариат, Счетная комиссия и пять постоянных комиссий. Палата представителей включает одиннадцать постоянных комиссий и несколько депутатских групп. В белорусском парламенте фракций нет. Их образование не предусмотрено регламентом.
Законодательная власть в лице парламента наделена следующими основными полномочиями: законотворчество, экспертиза законопроектов, принятие законов; утверждение Госбюджета и отчета Правительства о его исполнении; осуществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, конституционного и судебного надзора; легитимация действий Президента, Правительства; контроль за ходом выполнения законов, деятельностью Правительства, других органов власти. В парламентских республиках (Германия, Италия, Молдова) в компетенцию парламента входит также формирование правительства и избрание президента.
В отличие от монопольного права издавать законы, имеющие высшую юридическую силу, законотворчество не является исключительной ком петенцией парламента. Во многих странах мира до 80 % и более всех законопроектов, рассматриваемых парламентами, инициируется исполнительной властью.
По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В наше время законодательная власть ограничивается, как правило, референдумом, президентским правом вето, правом роспуска парламента Президентом или Правительством, Конституционным Судом. Внутренними ее ограничителями являются двухпалатное построение парламента и наличие регламента, определяющегострогое соблюдение процедуры законотворчества. Конституционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого парламентом и подписанного Президентом закона, после чего он утрачивает силу.
Влияние парламентаризма на функционирование политической системы общества очень велико. Французский мыслитель Дестют де Траси (1754—1836) назвал представительную демократию «новым изобретением», а англичанин Джеймс Милль (1773 — 1836) сравнил представительную систему с «великим открытием современности».
Недостатками представительных законодательных органов власти являются длительные обсуждения, чересчур медленная реакция на вопросы, требующие быстрых решений, незамедлительного реагирования. Законодательные органы являются ареной, где позволены такие «игры» как «суварикоми», «бойкот», «гильотина», «флибустьерство», а сам парламент играет роль клапана, позволяющего «спускать пар,» и уменьшать в некоторой степени социальную напряженность. Бисмарк на этот счет сказал: «Есть две вещи, приготовление которых наблюдать не стоит, — это законы и колбаса».
Воспользуйтесь поиском по сайту: