Сущность,структура политической культуры
Политич культура— это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, взглядов, знаний, убеждений, навыков, умений, моделей поведения, которыми руководствуются субъекты политики в своей политической деятельности. Политическая культура есть совокупность средств, предназначенных для обеспечения политической жизни общества, своеобразная форма ее организации. Политическая культура складывается в процессе взаимодействия политики с культурой, является продуктом естественноисторического развития общества, результатом коллективного политического творчества. Структуру политической культуры общества составляют следующие изменчивые элементы: уровень образования населения; гуманистическая направленность политической социализации; свобода в распространении и получении политической информации; идеалы и цели общества,; возможности граждан свободно участвовать в полит жизни; наличие конкурирующих политических партий, защищенность личности от произвола властей; соблюдение этики, морали субъектами политики, прежде всего — правительством. Г. Алмонд и С. Верба выделяют три типа полит культуры: патриархальную, подданническую и активистскую. В основу типологизации положены два критерия: полит осведомленность граждан; 2) взаимоотношения между властью и обществом. Отличительной чертой патриархальной политической культуры является полное отсутствие у граждан интереса к политической жизни. Большие группы людей не имеют представления о правительстве, не имеют отношения к управлению государством, у них нет широких прав. Подданническая политическая культура отличается высокой политической осведомленностью граждан, их сильной ориентацией на политическую систему и результаты ее деятельности. Граждане верят власти, верят в то, что она неспособна ни на какие необдуманные «перестройки» и «реформы», которые могли бы отрицательно сказаться на их социальном статусе. Активистская политическая культура характеризуется тем, что граждане хорошо политически осведомлены и активно вовлечены в определение государственной политики, активно участвуют в управлении государством, пытаются влиять на политику. Одни граждане верят власти и убеждены в эффективности политической системы, стремятся сами играть в ней активную роль. Другие, наоборот, не верят власти, находятся к ней в непримиримой оппозиции и стремятся заменить правящий режим. Из смешения элементов этих трех основных типов возникают еще три политические культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Другие политологи (Е. Вятр) в качестве «второстепенного типа» культуры выделяет автократическую, тоталитарную и и демократическую. Автократическая политическая культура характерна для милитаристских и фашистских режимов и складывается в условиях отсутствия демократических прав и свобод граждан, функционирования сильной и неконтролируемой власти. Для нее характерны политическая апатия, политическое бездействие, индифферентность граждан. Политическая культура тоталитарного режима, наоборот, стремится привлечь народ к активному участию в политической жизни. Но каждый «знал о политике только то, что, по разумению властей, обязан был знать». Упомянутый тип политической культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Демократический тип политической культуры формирует гражданина, осознающего и несущего свою долю ответственности за страну и себя. функции. Политическая культура выполняет в политической жизни общества познавательную функцию (вооружает субъектов политики знаниями, необходимыми им для успешной политической деятельности); информационную (распространяет и обеспечивает субъектов политики разнообразной политической информацией); воспитательную (побуждает граждан участвовать в политической жизни общества); нормативно-ценностную (разрабатывает нормы, ценности, модели политического поведения); регулятивную (регулирует отношения, обеспечивает стабильность и утверждает консенсус в обществе); интеграционную (приобщает индивидов к усвоению накопленных обществом традиций, норм, ценностей); прогностическую (дает возможность предвидеть реакцию субъектов политики на различные политические ситуации в зависимости от их уровня культуры); коммуникативную (обеспечивает культурную преемственность поколений); политической социализации.
38. Политическая социализация личности Формирование политической культуры, позволяющей личности адаптироваться к данной политической системе и включиться в политическую жизнь общества, называется политической социализацией. Политическая социализация — непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, норм, привычек, ценностей, ориентиров, формирующим его политическое сознание и политическую культуру. Политическая социализация есть побуждение граждан участвовать в политической жизни общества. Это — процесс становления личности. Понятия «политическая культура» и «политическая социализация» тесно взаимосвязаны. Чем выше политическая культура в обществе, тем больше внимания оно уделяет процессу политической социализации. И наоборот. Итогом политической социализации является формир полит купьтуры личности. Первичная социализация, по мнению Дж. Денниса, начинается с 3;Х лет_и,дродолжается до 13-летнего возраста. За указанный период осуществляется процесс усвоения индивидом соц ролей и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики.В стадии первичной социализации особая роль принадлежит семье. Вторичная политическая социализация личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную и политическую зрелость индивида, но и время завершения его активного участия в общественно-политической жизни. Большое влияние на личность на вторичном этапе оказывают государство, политические лидеры, литература, искусство, наука, трудовые коллективы, общественные организации и движения, политические партии, церковь.Показателем эффективности политической социализации личности является наличие у нее высокого уровня трех составляющих: политической информированности (устойчивых политических воззрений, сформированных на основе свободного выбора политических ориентиров, первоисточников информации);.политической компетентности (совокупности имеющихся у личности знаний с тем, чтобы она имела возможность реализовать свои потребности и устремления); полит активности (непосредственной вовлеченности человека в сферу политтпш7~характера его институционального взаимодействия с властью, направленного или на поддержание и укрепление существующего общественно-политического порядка, или наоборот). Политически социализированный человек есть ответственный гражданин, обладающий развитым политическим сознанием и высокой политической культурой.
39 Политическая культура Беларуси: история и современное состояние /Политическая культура Беларуси уходит глубокими корнями в традиции народа, особенности национального менталитета. Представления о свободе, социальной справедливости, нравственных ценностях, создаваемые на протяжении всей истории, кристаллизировались в белорусской политической культуре и передавались из поколения в поколение.Белорусы — народ спокойный, уравновешенный, рассудительный, совестливый, терпеливый. Люди постоянно демонстрируют свое умение адаптироваться к условиям и обстоятельствам, умеют приспособить их цод себя. Высокое трудолюбие, укоренившаяся сознательность, любовь к природе, малой родине, консерватизм, нелюбовь к переменам, осторожность не могли не отразиться на политической культуре нации.Самое ценное качество белорусов — толерантность. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов любого общества.Развитие политической культуры белорусского народа было осложнено военно-политическими противоречиями, войнами, церковными распрями. В Беларуси всегда было столкновение двух культур: активистской и подданнической. В период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой и Российской империи здесь преобладала патриархально-подданническая политическая культура.Государственное самоопределение белорусов в январе 1919 г., начавшиеся демократические преобразования оказали воздействие полит культуру. В этот период политическая культура Беларуси характеризуется как активистская.На рубеже 20 —30-х гг. XX в. с переходом к командным методам управления, огосударствлением всех сторон общественной жизни в Беларуси складывается патриархально-авторитарный тип политической культуры. С образованием Республики Беларусь, принятием Конституции в, 1994 г. началось качественное изменение содержания политической культуры белорусского народа. Наличие прочных установок на демократические принципы и нормы жизни, утверждение политического плюрализма, многопартийности, создали предпосылки для формирования культуры плюралистического типа.
Большинство населения республики проявляет довольно живой интерес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочитая подчиняться ей, Для них характерна подданническая политическая культура.Вторая часть граждан республики, пытается активно демонстрировать свои политические взгляды и отстаивать их, Эти люди являются носителями активистской политической культуры. Третья часть населения, представляющая цатриархальную культуру, вообще мало интересуется политикой, не обладает должной информированностью, компетентностью в вопросах управления делами общества и государства. Современная политическая культура сориентирована на возрождение исчезающих принципов социалистического общества. К их числу можно отнести: порядок и стабильность общественной жизни; ориентацию на социальную справедливость и равенство; социальную защищенность и уважительные отношения государства и народа; ориентацию на коллективистские формы профессиональной деятельности; осторожное отношение к индивидуальному и частному предпринимательству; невосприятие абсолютизации частной собственности, особенно на землю; способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей; потребность в идеалах и высоких целях; взаимопомощь, коллективизм, интернационализм; приоритетную ориентацию внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на традиционные направления; неприятие инакомыслия и оппозиции. Политические элиты республики ориентированы на либерально-демократические идеалы и ценности: неприятие авторитаризма, политический и партийный плюрализм; защищенность личности от произвола властей; наличие легальных возможностей регулярно контролировать и сменять власти через выборы; соблюдение этики, морали субъектами политики, прежде всего — правительством; свободу частного предпринимательства, конкуренцию; приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на европейский Запад.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|