Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демократический режим. Пол система и пол режим РБ




Термин демократия переводится как «власть народа».Демократия – полит режим, при кот установлены и осуществляются на практике способы и формы участия народа управлении гос. Его принципы: реализация власти в интер народа; равные права граждан; систематичная выборность, сменяемость власти; принцип разделения властей в системе гос власти; наличие у граждан прав и свобод;верховенство закона во всех сферах жизни общества; полит плюрализм и конкуренция мнений.

Для утверждения и норм функционирования демократии необходимы след предпосылки: экон-ие,соц-ые,полит,внешнеполит предпосылки.

Экон предпосылки: высокий уровень экономики в целом,базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Такая эк-ка гарантирует автономию личности и среду без тотального гос контроля.

Соц предпосылки:тесно связаны с экон-ми; это высокий уровень благосостояния граждан, что сглаживает соц неравенство(богатые и бедные);развитое гражданское общество(основа демократии); многочисленность среднего класса; грамотность населения и уровень его образования.

Пол предпосылки: сочетание прав и свобод граждан с их ответственностью перед гос и обществом; наличие элиты для гос должностей; структурные, процедурные, национальные, полит факторы и процессы.

Внешнеполит предпосылки: полит, эконом, информационные и военные факторы.

В наст время переход к демократии происходит эволюционным путем.

Современная полит система Беларуси сформировалась под воздействием объективных и субъективных факторов, сложившихся в сер 80х гг. 20в.Замена старой полит системы осуществилась радикальным путем. Произошло резкое изменение ядра системы, ее рациональный переход из одного состояния в др, что привело к качественно новой полит системе. Юридическое оформление новая пол сист материализовалась в конституции РБ 1994г.,также она охарактер-лась изменениями ее структуры и функций. Появились новые полит институты власти и управления: президенство, двухпалатный парламент, констит суд и др. Изменились цели и задачи органов власти и управления. Теперь основу полит сист Беларуси составляют новые соц слои общества и новые полит партии, общ движения. В РБ взято направление на усовершенствование демократии. Это осуществляется путем сочетания гражданских и полит отношений, прав и обязанностей. Гос власть осуществляется на принципах разделения властей, верховенства права, плюрализма и гласности, решительного преодоления бюрократических извращений

РБ из парламентской превратилась в президентскую.

 


Понятие «полит. институт» Государство:сущность, признаки и функции

Пол.институт-важн.структурн.образования в обществе. Институты гос-ва-властн.органы, привод. власть в действие и поддержив. её функционир-я. Институты в обществе-самодеят.соц.образ-я, кот. способств.регулир-ю отн-ий между людьми.Гос-во выступ. в кач-ве осн.института пол.системы. Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Основными теориями происхождения государства явл.:

- Аристотель, произошло из естеств.причин. Гос-во-разросшаяся семья

-патриархальная теория рассматривает госвласть как институт опеки, появившейся в результате естественного и органического соединения родов в племена, племен- в более крупные общности

-теократическая концепция связывает возникновение гос-а с божьими установлениями.(Фома Аквинский)

-договорная концепция выводит гос-о из добровольного соглашения между правителями и подданными, заключенного в целях организации общественной жизни.(Гоббс, Локк)

-теория завоевания- гос-о возникло как результат порабощения одних народов другими, более организованными и сильными. для упр-ния побежденными созд.гос-во и также в целях защиты

-психологическая т. считает гос-о плодом человеческого разума, т.е. наличием в чел-ой психике особых стремлений к власти и подчинения

-соц-эк т.: гос-во возникает из разделения труда, накопления богатства в руках бедных людей.

Государство- это исторически сложившийся полит. институт, реализующий властные полномочия по рук-ву и управлению основными сферами обществ. жизни в пределах опред. территории.

Основными атрибутами (признаками) государства являются территория(физ. и мат.основа, земля, водн.и воздушн.прост-во), население(сообщество, кот демонстрирует единство через язык,культуру), суверенитет(гос-во-высш ист-к власти).Доп. признаки: наличие инстит-ов, исключит право на издание законов, наличие легитимности, эмиссия, регулир-е соц.сферы и др.

Функции отражают основные направления деятельности гос-а,. Выделят внутренние и внешние. К внутренним относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно - воспитательная, экологическая, информационная, идеологическая. Внешние составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защита интересов на международной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем человечества.

 


Формы гос правления

Форма правления – организация верховной гос власти,кот определяет структуры высших гос органов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между собой и др субъектами политики. Все гос по форме правления делятся на монархии и республики.

Монархия-способ правления, при котором верховная власть юрид принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном престолонаследии.

Две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная- всевластие монарха и неограниченность его полномочий(Саудавская Аравия,ОАЭ). Конституционная-ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени ограничения бывают дуалистические (полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и широки в исполнительно,причина вызвана появлением парламента.Марокко, Кувейт) и парламентские монархии (полномочия монарха ограничены и в исполнит власти,монарх обладает только представительскими функциями.Англия,Япония,Дания).

Республика-источник власти народное большинство, высшие органы избираются гражданами. Три основные разновидности республики парламентская, президентская и смешанная(отличаются друг от друга распределением функций и полномочий между президентом и парламентом) Парламентская - основные властные полномочия у парламета(Италия,ФРГ,Австрия).Достоинства:законы,решения парлам-та никто не может отменить, привлекает в правительство наиболее влиятельных депутатов и лидеров партий, коллективность парламента. Недостатки: нестабильность прав-ств и непрочность многопарт коалиций. Президентская - президент глава правительства и гос-ва. Избирается народом или коллегией выборщиков. У него сосредоточены основные властные полномочия. Он формирует правительство, руководит его деятельностью и обладает правом его отставки. В презид респ существует жесткое разделение законодат и исполнит ветвей власти, их значительная самостоятельность. Для норм выполнения своих обязанностей президент и парламент должны сотрудничать.Преимущества президент несет ответственность за все в стране,быстрое и эффективное решение проблем, гарантии против злоупотребления властей.Недост-ки: сосредоточение власти у одного человек может повлечь единоличную диктатуру. Смешанная- двойная ответственность и перед презид-ом и перед парламентом(Ирландия). Президент и парламент избираютс народом.Глава правит-ва президент, он формирует прав-во,учитывая расклад пол сил в парламенте. Ответственный за деят-сть прав-ва премьер-министр. Парламент контролирует прав-во путем утверждения ежегодного бюджета страны и вынесением вотума недоверия.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...