Концепция национальной безопасности
Основные направления и принципы защиты суверенитета и независимости государства определяются концепцией национальной безопасности. Она представляет собой производное от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения лидерами государства, ведущими политическими силами места и роли своей страны в мировом сообществе. Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, так или иначе оказывающих влияние на пути, формы и средства реализации национальных целей. Она разрабатывается с учетом, как внешнеполитического фактора, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества, экономики страны-, уровня развития социальной и информационной инфраструктуры. Понятие национальной безопасности, по определению К.С. Гаджиева [22, с.86], включает следующие параметры: · способность обеспечить физическое существование населения; · территориальную неприкосновенность и целостность государства перед лицом внешних и внутренних угроз; · гарантии невмешательства во внутренние дела; · возможность своевременно предотвращать потенциальные и непредвиденные угрозы; · опасность разрушения самого образа жизни страны и народа.
Концепция национальной безопасности имеет, прежде всего, внешнюю направленность и в этом смысле главными ее несущими конструкциями остаются внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и ее военно-силовое обеспечение. Что касается внутриполитического аспекта — борьбы с подрывными элементами, разведки, — то он обычно занимает подчиненное к внешним задачам положение. К главным целям государства в системе мирового сообщества, в контексте его национальных интересов, относится безопасность страны, стабильность политической системы, благополучие общества. Каждое государство по-своему оценивает относительную важность преследуемых им целей. Значимость для государства каждой из них и его способность реализовывать их зависят от многих факторов: его геополитического положения, историй, культуры, типа политической системы, стиля руководства, характера взаимоотношений с другими государствами.
Национальная безопасность тесно связана с защитой общественно-политической системы страны. В этом случае речь идет о способности государства защищать и отстаивать свои внутренние интересы, принимая меры по сохранению единства сообщества, целостности национального государства как носителя общих ценностей, характеризующих образ жизни данного парода. Очевидно, что область исследования национальной безопасности охватывает средства, формы и методы, с помощью которых то или иное государство планирует и разрабатывает внешнеполитическую стратегию, обеспечивает свою безопасность. Государство располагает разными средствами защиты своих интересов. Одним из самых радикальных является применение или угроза применения насилия. Нация не может жертвовать своими законными интересами и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаивать их с помощью войны. Главная ответственность за реализацию этой функции возлагается на вооруженные силы. В начале XIX в. известный немецкий военный теоретик Клаузевиц [46] (1780-1831) сформулировал свой знаменитый афоризм: «Война есть продолжение политики иными средствами». Но и задолго до Клаузевица государственные деятели действовали в духе данного афоризма. Это вполне естественно, если учесть, что отношения между государствами характеризуются взаимными противоречиями, конкуренцией и конфликтами. В своих крайних проявлениях конкуренция может перерасти в войну между соперничающими сторонами. Агрессия, война одного государства против другого столетиями воспринимались политиками как законное и приемлемое средство разрешения возникающих конфликтов.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента 10 января 2000 г. Она представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В условиях ядерного века главные цели мирового сообщества — сохранение и обеспечение международной безопасности; создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира и возникновение глобального конфликта. Основные принципы поддержания мира и международной безопасности сформулированы в Уставе и других документах ООН. Эти принципы предусматривают, в частности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру подавления актов агрессии, неприменения насилия при разрешении международных споров.
15.3.4. Современные политологические концепции внешней политики
В политической науке существует ряд теоретических концепций, стремящихся объяснить природу международных отношений и проанализировать механизмы осуществления внешней политики отдельных государств.
15.3.4.1. Школа политического реализма На протяжении длительного времени наиболее известным и авторитетным научным сообществом в изучении международной политики была школа политического реализма. Ее основоположником и наиболее видным представителем в США считается Г. Моргентау [73]. С его точки зрения, международная политика, как и всякая другая, является борьбой за власть. В сфере международных отношений под борьбой за власть Г. Моргентау подразумевал борьбу государств за утверждение своего силового превосходства и влияния в мире. С позиций политического реализма международные отношения - это прежде всего отношения межгосударственные, где единственными реальными акторами являются суверенные государства. Последние стараются реализовать собственные интересы, используя весь имеющийся в их распоряжении силовой потенциал.
По мнению Г. Моргентау, цели внешней политики должны определяться в терминах национального интереса и поддерживаться соответствующей силой. В англоязычной литературе понятие «нация» тождественно понятию «государство», что соответствует западным традициям и реалиям, где давно уже сформировались и национальное государство, и гражданское общество. Поэтому речь фактически идет о национально-государственных интересах. Представители школы политического реализма подразделяют их на постоянные, основополагающие и преходящие, промежуточные интересы. К числу постоянных интересов относят: · «интересы национальной безопасности», под которыми подразумевается защита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности; · «национальные экономические интересы», а именно развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; · «интересы поддержания мирового порядка», включающие в себя взаимоотношения с союзниками, выбор внешнеполитического курса.
Промежуточные интересы по степени значимости выстраивают в следующем порядке: · «интересы выживания», т.е. предотвращение угрозы самому существованию государства; · «жизненные интересы», т.е. создание условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию всей нации; · «важные интересы» — предотвращение нанесения «потенциально серьезного ущерба» для страны; · «периферийные, или мелкие, интересы», связанные с проблемами преимущественно локального характера [25].
В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в мировой политике, на первое место выдвигаются те или иные основополагающие или промежуточные интересы в различных сочетаниях между собой.
Термин «национальная сила», применяющийся в англоязычной литературе, не имеет точного эквивалента в отечественной. Наиболее близок он таким понятиям, как «государственная мощь», «внешнеполитический потенциал государства». Речь идет о ресурсах, которые государство может задействовать для достижения целей своей внешней политики. По мнению Г. Моргентау [73], в структуру «национальной силы» входят следующие элементы: · географическое положение; · природные ресурсы; · производственные мощности; · военный потенциал; · численность населения; · национальный характер; · моральный дух нации; · качество дипломатии.
Г. Моргентау не отвергал роли права и морали в политике. Он утверждал, что политический реализм признает моральное значение политического действия. Однако американский политолог указывал на существование неизбежного противоречия между моральным императивом и требованием успешного политического действия. Государство не может, по его мнению, действовать по принципу: «Пусть мир погибнет, но справедливость должна восторжествовать!» Поэтому моральные критерии по отношению к действиям людей, определяющих государственную политику, должны рассматриваться в конкретных обстоятельствах места и времени, а высшей моральной добродетелью в международных отношениях должна быть умеренность и осторожность. Г. Моргентау фактически выступил против навязывания каким-либо одним государством своих принципов всем остальным, утверждая, что политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления какой-либо нации с универсальными моральными нормами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|